Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа
Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – политология. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Введение……………………………………………………………………...........3
I. Политическая система как предмет изучения науки политологии……...4
I.1. Предмет политической науки……………………………………………...4
I.2. Место политологии в системе общественных наук………………………9
II. Политическая система общества…………………………………………15
II.1. Понятие, структура и функции политических систем…………………15
II.2. Типология политических систем………………………………………..23
II.3. Политическая стабильность и политический риск……………………….29
III. Политическая система современной России……………………………...41
III.1. Эволюция политической системы современной России…………..…41
III.2. Проблемы политической социализации в современной России……...48
Заключение..................................................................................................................57
Список используемой литературы……………………………………………….60
Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция.
Легально-правительственный риск является прямым следствием текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающимся той его части, где речь идет о торговле, труде, совместных предприятиях, денежной политике.
При определении «индекса политического риска» обращается внимание на следующие факторы:
В классификации, предложенной американскими учеными Дж. де ла Торре и Д. Некаром, выделяются внутренние и внешние источники политических и экономических факторов риска (табл. 2).
Таблица 2
Факторы политического риска
Экономические факторы |
Политические факторы | |
Внутренние факторы |
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
Внешние факторы |
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
Анализ внутренних экономических факторов позволяет составить общую характеристику экономического развития страны и выделить наиболее уязвимые области. Внешние экономические факторы определяют степень влияния внешних ограничений на внутреннюю экономическую политику: высокая степень зависимости и значительный размер внешней задолженности усиливают риск вмешательства в инвестиционную деятельность. Проблема заключается в том, что оценки внутренних социально-политических факторов в значительной мере субъективны. При определенных условиях внешняя политическая обстановка может сыграть роль катализатора политической нестабильности в стране.
Следует отметить, что анализ политического риска в России имеет некоторую специфику.
Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополнительное внимание при оценке политического риска.
Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции. Региональные конфликты оказывают как прямое действие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению расходов (а следовательно, к возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т.е. к ухудшению политического и инвестиционного климата в стране.
В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в России превзошел все иные. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода: любые события в политической жизни могут иметь последствия гораздо более разрушительные, нем в стабильно развивающейся стране.
III. Политическая система современной России
III.1. Эволюция политической системы современной России
Политическая эволюция
России ставит множество вопросов перед
западноевропейскими аналитикам
Таким образом, полярность,
которую можно наблюдать в
средствах массовой информации и
аналитических статьях в
За несколько лет правления Владимира Путина было сделано мало для решения больших социальных проблем. Одним из наиболее ощутимых доказательств этого является фактически тотальное отсутствие борьбы со смертностью, достигшей прямо-таки зияющих высот. Очевидно, что человеческие потери, связанные с определенной формой насилия, чрезвычайно распространенной в России, -- смертью в результате несчастных случаев, просто чудовищны, а реакции политиков -- чудовищно нерешительны. Все действия направлены не на управление, а просто на утверждение власти, восстановление порядка, причем «порядок» понимается как полицейский, а не общественный. Практически ничего не было сделано для борьбы с нищетой, за исключением ряда робких мер. Но социальные и здравоохранительные статьи бюджета остались поразительно стабильными, в то время как бюджеты ФСБ и армии растут несравнимыми темпами.
Несомненно, был принят ряд мер, некоторые из которых создают впечатление отхода от советских практик в области социальной политики: примером может послужить монетизация льгот. Но при этом критерии получения новых пособий по-прежнему основаны на заслугах (продолжительной и стабильной трудовой деятельности), оказанных государству услугах (ветераны) или ущербе, понесенном по вине государства (жертвы ядерных катастроф), но никоим образом не на уровне жизни. Пособия же, учитывающие жизненный уровень, остаются редкими и незначительными. Система по-прежнему не включает в себя идею перераспределения. Создается впечатление, что речь идет скорее о мере для облегчения социальных бюджетов, нежели о движении в сторону эффективной и обновленной политики. Недоверие к промежуточным инстанциям и, шире, к деятельным частям общества. Отстранение губернаторов -- одно из наиболее видимых проявлений этого отношения, но оно ощущается на самых разных уровнях. К сожалению, именно в этом заключается консерватизм нынешней российской власти, и в том же проявлялся и консерватизм послесталинского Советского Cоюза. Устойчивость колониальной перспективы на российском пространстве. Война в Чечне - одна из наиболее ясных иллюстраций этого отношения, поскольку предпринимаемые там действия и используемые в ее отношении слова даже до ужасного теракта в Беслане отсылали к репертуару скорее колониальной державы, чем обновленного государства: война, в ходе которой наносятся тяжелые удары по гражданскому населению, заведомо воспринимаемому с подозрением;- длительное военное присутствие, которому стараются придать ауру нормальности и которое представляют как меры по поддержанию порядка; банализация ситуации с целью создать впечатление, будто Чечня снова стала полноценной частью федерации и остаются всего лишь немногочисленные очаги бандитизма – например, при помощи переписи 2002 года, давшей очевидно противоречивые и завышенные результаты, недооценивающие последствия войны, или назначения «демократически избранного» президента по инсценированному сценарию без настоящей дискуссии; многие из терминов, использованных центральной властью для обозначения тех, кто сражается с федеральными силами в Чечне, взяты из советского колониального словаря: российские военные – это силы правопорядка, воюющие с бандитизмом. Последний термин часто использовался советскими властями, особенно до Второй мировой войны, для обозначения любого сопротивления центральной власти, как только речь заходила о сопротивлении мало-мальски структурированном. В последнее время к этому репертуару было добавлено представление о неусыпной поддержке процесса расчленения России некими внешними силами. Все это отсылает к советскому языку, который в свое время перенял функцию имперского языка для объяснения сопротивления на периферии.
Недавние предложения
Владимира Путина по изменению способа
избрания губернаторов и другим аспектам
взаимоотношений между
Речь идет о сложной политической сфере, в которой взаимодействуют военные, милиция, но также и крупные бизнесмены и другие начальники, которые именно таким образом представляют себе власть, авторитет, государство и легитимность государства. Так же как и Советском Союзе после смерти Сталина, власть принадлежит не одному человеку, а некой аморфной массе, которую невозможно точно определить и внутри которой происходят все конфликты и изменения. С учетом всего этого, реакция на кавказскую драму оказывается результатом этой политической культуры. Так, способ решения бесланской трагедии, перед лицом неслыханного варварства террористов, свелся к демонстрации государственной мощи в ущерб человеческим жизням. Такой же ранее была реакция на взятие заложников в Москве. Почему многие политологи предпочитают говорить о «советизме», а не о «советскости», характеризуя происходящие сегодня процессы? Поскольку мы сталкиваемся не с возвратом назад, а с выражением политической и социальной культуры, которой пропитаны нынешняя управляющая команда и часть общества. Она проявилась с первого же года правления Владимира Путина. ФСБ и армия - наверное, единственные государственные органы, в которых эта культура сохранилась и передалась с такой четкостью, и потому неудивительно, что сегодня она находит столь явное выражение. Тем не менее, речь идет не об откате, поскольку нельзя напрямую сравнивать нынешнюю партию власти с советской компартией или даже сегодняшние административные и правительственные структуры - с тогдашними. Можно также предположить, что уже не будет отменена определенная свобода предпринимательства на локальном уровне. Определяя эту форму культуры как «советизм», а не как «советскую», я также стараюсь иметь в виду исторический контекст описываемых процессов. В последнее время расцветают разнообразные исторические сравнения. В частности, нынешнюю ситуацию часто сравнивают с концом НЭПа. К таким сравнениям побуждает целый ряд факторов: так, меры по укреплению персональной власти одного человека основываются на глубокой враждебности населения слишком открытым проявлениям экономического неравенства и растущей автономии целой отрасли экономики по отношению к политике. Олигархи предстают как аналоги нэпманов. Можно привести и другие сравнения, превращающие обновленную и повторяемую историю в главный элемент схем по объяснению сегодняшних трансформаций. Но подобные сравнения почти ничего не дают: они приводят аналогии, а не объяснения процессов, которые на самом деле не повторяются. Они освещают отдельные события, вычленяемые из общего потока, но не объясняют динамики. Они наводят на мысль о возможности повторений, в то время как большинство трансформаций - необратимы. Контекст конца 1920-х годов не имеет ничего общего с нынешним контекстом. Напротив, говоря о «советизме», я имею в виду политическую культуру, которую нынешние правители впитали в советскую эпоху или которая была им передана и при помощи которой они воспринимают настоящее, образуют свои представления и формы интерпретации происходящего, разрабатывают свои решения, представляют, объясняют и воплощают их в жизнь. Как западное, так и российское восприятие ситуации зачастую отсылает к некой «вечной России». Подобный крайний культурализм некоторых аналитиков, воображающих, что они имеют дело с чем-то «вечно русским», представляется абсурдным. Он приводит к тому, что старые модели налепляются на новые реалии, а передача культурных форм на эссенциалистский манер путается с детерминированными неизменностью и незыблемостью. Владимир Путин -- не царь. Носителями трансформаций является некая неопределенная группа политических деятелей, взращенных советской политической структурой. Долгосрочное влияние на нынешний исторический период в первую очередь оказывают политические формы послесталинской эпохи, наложившие на нее глубокий отпечаток. Но нельзя говорить о том, что эти формы просто воспроизводятся: трансформации налицо. За последние годы российское общество подверглось преобразованиям как в области повседневного поведения, так и в межчеловеческих отношениях или в отношении людей к политике. Эти преобразования отдалили часть населения от политической сферы, тем более что эта сфера не подверглась сходной трансформации. Советский Союз до 1985 года уже был отмечен большой дистанцией между политической и социальной сферами: последняя постепенно отодвинулась от форм политической жизни, которые уже не были вписаны в жизнь общества. Сегодня расстояние увеличилось, тем более что описанный советизм, похоже, по большей части ограничивается правящими политическими кругами, но не характеризует социальных преобразований.
Информация о работе Политическая система современного общества