Политическая система современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение политической системы современного общества. К задачам данной работы относятся:
рассмотрение понятия политической системы,
изучение функций политической системы,
анализ структуры политической системы,
рассмотрение разнообразных классификаций политических систем.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность политической системы общества 5
2. Структура и функции политической системы 6
2.1.Функции политической системы 6
2.2.Структура политической системы 7
3. Основные формы политических систем 10
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. политология.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

3. Доиндустриальные  и частично индустриальные политические  системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

4. Политические  системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создаёт принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические системы  мира на пять категорий:

1. либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений;

2. коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

3. традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ, как правило, весьма неравномерно;

4. популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства;

5. авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

 

Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

1. Понятие "тоталитаризм" происходит от латинского слова “totalis” (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.

 

 

 

Характерные черты тоталитаризма:

всеобщая политизация и идеологизация  общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра - политического и идеологического института – партии;

политические свободы и права  граждан зафиксированы формально, но реально не существуют. Законы защищают только интересы государства;

в стране признаётся право на существование  только одной правящей партии. Подавляются  всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений;

существует строгая цензура  над всеми средствами массой информации, запрещено критиковать представителей власти;

полиция, армия, спецслужбы наряду с  функциями осуществления правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;

власть держится преимущественно  на насилии;

религия и церковь формально  отделены от государства, но находятся  под его жёстким контролем;

экономика находится под жёстким контролем государственных органов.

2. Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Характерные черты авторитаризма:

наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в её руках, прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены;

политические права и свободы  граждан в значительной степени  ограничены. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;

в стране может быть несколько партий, но они, скорее всего карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вообще;

существует цензура над всеми  средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе;

полиция, армия, спецслужбы выполняют  функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства;

в обществе доминирует официальная  идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее  лояльно относящиеся к правящему режиму;

церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

3. Свойства демократической системы:

власть разделена на независимые  друг от друга исполнительную, законодательную и судебную власти. Верховный законодательный орган - парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти;

граждане обладают большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет прежде всего права личности;

функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую, на законных основаниях в результате выборов;

средства массовой информации полностью  свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом;

армия и спецслужбы – важные опоры  государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам;

в обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология.  
В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности.

церковь отделена от государства, и  государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

Наряду с государственной  существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей  силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократическом обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.

В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на:

1. консервативные; главная цель - сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти;

2. трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования.

Существуют и другие, менее распространённые классификации. Многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира. Сложность политических систем такова, ни один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, что бы дать нам более или менее полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.

 

Заключение

 

Изучение структуры  и функций политической системы, ее компонентов требует выявления ее особенностей и характеристик как системы, существующей в соответствующей социокультурной и цивилизационной среде. При этом важно учитывать, что любая система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии.

Политическая система  отличается от других систем общества следующими характеристиками: она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся.

 

Список используемой литературы

 

  1. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология: Учебник. – М.: Юрайт, 2006. – 692 с.
  2. Политология: Учебник / Под ред. А.Ю.Мельвиля. – М.: МГИМО, 2008. – 618 с.
  3. Политология: Учебное пособие / Под ред. Л.Н.Гончаренко и В.А.Лимонова. – СПб.: СПб ГИЭУ, 2007. – 274 с.
  4. Современные международные отношения  и мировая политика: Учебник под ред. А.В.Торкунова. М.: МГИМО, 2005. – 989 с.
  5. http: // www.politnauka.org



Информация о работе Политическая система современного общества