Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:01, доклад
Стабильность политической системы представляет собой универсальную обобщенную характеристику, позволяющую показать существенные параметры общества в конкретный период его развития. Во всех аспектах стабильность социума играет важную роль в процессе его идентификации и вектора исторического пути в целом. В условиях российской повседневности, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь кризис идеологии и государственно-правовой системы, представляется актуальным анализ внутриполитической стабильности и факторов её обеспечения .В зарубежной практике существуют различные подходы к осмыслению данной категории, разрабатываемые в рамках структурно-функционального, институционального и бихевиористского подходов.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
ФАКТОРЫ, УРОВНИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ©
Стабильность политической системы представляет собой универсальную обобщенную характеристику, позволяющую показать существенные параметры общества в конкретный период его развития. Во всех аспектах стабильность социума играет важную роль в процессе его идентификации и вектора исторического пути в целом. В условиях российской повседневности, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь кризис идеологии и государственно-правовой системы, представляется актуальным анализ внутриполитической стабильности и факторов её обеспечения .В зарубежной практике существуют различные подходы к осмыслению данной категории, разрабатываемые в рамках структурно-функционального, институционального и бихевиористского подходов. Ф. Били,К. Даудинг и Р. Кимбер трактуют политическую стабильность как отсутствие в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих в кризисной ситуации справиться с ним; Э. Циммерман как функционирование одного правительства в течение некоторого продолжительного периода времени, предполагающее, соответственно, его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям; С. Хантингтон как наличие конституционного порядка; С. Липсет и Д. Сиринг как следствие легитимности власти [3, с. 149]. То есть, процесс стабилизации жестко детерминируется фактором легитимности власти. Внутренним стимулом власти выступает стремление к поддержанию сложившегося порядка, к возможному ограждению общества от войн, конфликтов и революций, как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими, как следствие «конгруэнтности» властных и общественных форм организации, как модель поведения и общественный атрибут. Важнейшими детерминирующими факторами внутриполитической стабильности социума являются гражданский мир и гражданское согласие, то есть совместно согласованная политика, ведущая к выработке принципов и норм цивилизованного демократического взаимодействия различных политических сил друг с другом без применения насилия, проявления нетерпимости и вражды. Её анализ включает три уровня. Первый – стабильность политического руководства (продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй – стабильность политического режима (сохранение существующей политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического кризиса). Третий –политическая стабильность общества, то есть сохранение территориальной целостности государства, обеспечение правопорядка и личной безопасности граждан, реализация прав и свобод [4, с. 12]. Причём сохранение стабильности первого и второго уровней невозможно при нарастающей дестабилизации самой общности и её упадке. Только на третьем уровне – жизнедеятельности народа - появляются необходимые условия для создания системы обеспечения внутриполитической стабильности и национальной безопасности. Так, Г. Ю. Семигин указывает на то, что влияние политической стабильности на обеспечение безопасности проявляется в предсказуемости действий государственных органов, способности власти разрешать общественные противоречия без ущемления прав граждан, возможности создания надежной системы международных взаимосвязей, формировании устойчивого социально-психологического климата страны. При этом автор отмечает, что «угрозу безопасности государства таят в себе два крайних подхода правящей элиты к проблеме стабильности общества: первый - стабильность любой ценой, второй – недооценка стабильности»
[17, с. 15]. Однако любая политическая
система подвержена влиянию
Анализ российской действительности
последних лет позволяет
• «Социально-экономический раскол» общества. В 2011 году по результатам исследований Института социологии РАН установлено, что 59% населения России бедны, причем помочь им может только социальное государство [1, с. 170]. Социальная политика же современного российского государства по-прежнему сводится к социальной защите населения. Однако экономический рост становится возможным только на основе подчинения производства целям социального развития, задачам подъема благосостояния граждан [2, с. 14].
• Углубление национальных, этнических конфликтов. Чаще всего негативные эмоции россиян вызывают представители кавказских народов (29%) [23]. В результате, российское общество, характеризующееся идеологическим, политическим, социальным напряжением, становится еще и этнически конфликтным. «Социальная перегородка дополняется языковой или даже кровной, окончательно закупоривая отдельную сферу деятельности не то что для проникновения - даже для взгляда извне» [8]. Только 56% россиян могут назвать «нации, народы, представители которых не вызывают раздражение, неприязнь». Москвичам и петербуржцам наиболее симпатичны сами русские, а также белорусы и украинцы. В своих этнических антипатиях жители обеих столиц также единодушны: наибольшее раздражение вызывают кавказцы [6]. В результате, восприятие «Другого» складывается в характерную матрицу сознания: «Другой - значит чужой; а чужой - значит опасный».
• Долговременность «негражданских элементов». Реальность такова, что в период с 1999 по 2004 годы фактор угрозы терроризма и опасений стать его жертвой стал неотъемлемой частью жизни россиян [15].В 2010 году терроризм занимал второе место в рейтинге угроз (60%) после наркомании (65%). Проблемы загрязнения окружающей среды (с 41% в 2002 году до 33%), разгула преступности (с 42% до 28%), распространения СПИД (с 24% до 16%), стихийных бедствий (с 20% до 12%), крушения самолетов (с 26% до 12%) и атомной энергетики (с 13% в 2006 году до 9%) стали восприниматься менее остро, зато всё более губительными кажутся автомобильные аварии (с 4% до 33%), курение (с 9% до 14%) и пренебрежение правилами безопасности (с 7% до 12%) [20]. В начале 2011 года фиксируется уже 80% россиян, которые опасаются стать жертвой теракта, причем каждый третий считает - терроризм в России искоренить невозможно в принципе. Подобная ситуация обосновывается недостаточностью принятых мер безопасности (14%) и плохой работой силовых ведомств (12%), а также продолжающимися террористическими актами (11%), бездействием властей (10%), коррупцией (5%), беззаконием (3%) [19]. Видимо в России требуется выработка новых принципов поддержания жизненно важных интересов личности.
• Деидеологизация массового сознания. Снижение интереса к политике сопровождается отчетливо выраженной тенденцией деидеологизации населения. С 1997 по 2007 годы сократилось число приверженцев всех основных идейно-политических течений современной России – «левых», «правых», «центристов», «национал-патриотов», и с 41% до 58% выросло число тех, кто себя никак идеологически не идентифицирует
[5]. Также существует
• «Сдвиг политической ментальности».
Изменение менталитета в
• «Кризис демократии». Для 66% россиян демократия является одной из базовых ценностей и понимается как свобода воли, свобода быть самому себе хозяином. Для 75% российских граждан демократия стоит на «трех китах»: уровень жизни, социальный порядок, чувство социальной перспективы [14]. Из этого следует вывод – в России понятие демократии проникнуто не политическим, а социально-экономическим содержанием. Подобное измерение демократии в России не приведет к созданию гражданского общества, ибо «большинство бедных обществ останутся недемократическими до тех пор, пока будут оставаться бедными» [21, с. 338].
• Дихотомия интересов личности и государства. «Стратегия национальной безопасности до 2020 года» провозглашает единство внешней политики, военной политики с вопросами внутреннего развития. В этой связи политика национальной безопасности должна быть направлена не только на предотвращение угроз, ноISSN 1997-292X № 4 (18) 2012, часть 2 39 и на осуществление комплекса мер по укреплению и развитию прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Так, в 2007 году по разделу «национальная оборона» в госбюджете страны было запланировано
820 млрд рублей, из них на перевооружение армии - 341,2 млрд рублей [12], однако высшим критерием национальных интересов должны быть потребности каждого человека, ибо только их гарантия способна дать государству и обществу подлинные стабильность и безопасность. Защита конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества в сущности своей являются с позиции конкретного человека способами обеспечения главного, жизненно важного, значимого интереса государства - всестороннего развития личности. Соответственно, в России необходима артикуляция государственно-правовой идеологии, которая, по справедливому выражению А. И. Овчинникова, должна включать в себя идею не правового государства, а «государства правды» [11, с. 53].
• Утрата веры в государство. Важнейшей особенностью политического развития современной России явилось возникновение переходного режима. Как отмечает Л. Ф. Шевцова, с одной стороны, видна персонификация и нерасчлененность власти, которая ассоциируется с исторически сложившейся «русской системой». С другой стороны, персонифицированная власть формируется и легитимируется демократическим способом, так как все остальные оказались исторически исчерпаны. Вместе с тем неразвитость демократических институтов в России неминуемо ведет к разочарованию в них и появлению в обществе стремления к «сильной руке» и к надеждам, что авторитарный лидер гарантирует стабильность и порядок [22, с. 47].Указанные противоречия во многом объясняются сложившимся кризисом национально-государственной идентичности, которая является индикатором общественно-политического развития страны. Современная Россия пытается преодолеть последствия перехода от советской эпохи к демократическому транзиту, обрести новые политические принципы, интегрирующие разнородное российское общество в рамках единой концепции нации и государства. В частности, согласно мнению Р. Саквы, современная государственная стратегия в области национального строительства базируется на следующих постулатах:
Во-первых, развитие патриотизма, который в противоположность национализму пропагандирует гордость за разнообразие российской культуры, исторических традиций и менталитета [16, с. 345]. «Патриотизм – это единственная ценность общенационального характера», - более 62% россиян заявляют о готовности поддержать тех политиков, которые называют себя российскими патриотами [9]. Во-вторых, это - концепция государственничества, которая в духе державной риторики оперирует понятиями безопасности, стабильности и желанием вернуть России прежнюю роль в международных отношениях. «Мы - нация, привыкшая к государственности… Государство - это способ самоорганизации общества» [18]. То есть идеи державности среди на селения остаются стабильно высокими. 33% российских граждан ставят главной целью возвращение статуса супердержавы, и 42% видят страну в списке 10−15 наиболее влиятельных стран [13]. Но конструирование национально-государственной идентичности в современной России обусловлено в первую очередь ограничениями, накладываемыми на национальные отношения историко-культурными особенностями, а также изменением роли и места российского государства в структуре международных отношений.
Вместе с тем, обеспечение политической стабильности на практике зависит от соотношения политических сил в обществе, характера политического режима, способов осуществления власти, уровня легитимности, характеристик политической элиты, особенностей процесса принятия политических решений. Исходя из этого, в целях эффективного анализа и построения обобщенной характеристики состояния политической системы современного российского общества, в конечном итоге, можно предложить интегративную модель политической стабильности. К объективным параметрам данной модели отнесены институциональный комплекс политики и политическая культура общества. В качестве субъективных можно выделить эффективность и легитимность власти, ибо они тесно связаны с волевыми, социально-психологическими характеристиками субъектов и объектов политического управления.
В качестве интегрального показателя политической стабильности выступает уровень поддержки населением институтов власти, а общим для всей политической безопасности – результативность проводимой государством политики. Так, С. Эрсон и Я.-Э. Лэйн утверждают, что в политическом отношении важны такие моменты как степень обновления исполнительной власти, адаптируемость политической элиты к возможным изменениям, тип избирательной системы [24]. Изучение общественного мнения, изменений политических ориентаций населения является обязательным компонентом анализа и оценки политической стабильности в России. Наличие механизма «обратной связи», позволяющего перемещаться информации по всей «вертикали» политического управления, имеет существенное значение для оперативного и адекватного реагирования органов власти на проблемы общественного развития, для учета и поддержки оптимального соотношения интересов различных социальных групп.
Информация о работе Политическая стабильность в современной России