Политическая теория И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Приступая к описанию теорий, концепций, жизненных периодов известного немецкого философа Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его творчества. Канта принято называть основоположником немецкой классической философии. Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии

Содержание

Введение…………………………………….……..……3 стр.
1 Теория познания И. Канта………………………..….4 стр.
2 Этическая концепция И. Канта………………….…16 стр.
3 Проблема справедливой власти……………….…..18стр.
Заключение…………………………………………....24 стр.
Список использованной литературы………………...28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 244.58 Кб (Скачать файл)

 

В самом деле, «что толку  добиваться законосообразного гражданского устройства для отдельных людей, т.е. создания общественного организма?» - спрашивает Кант: ведь до тех пор, пока между этими "организмами" не установились те же самые "законосообразные" отношения, что между людьми в гражданском  обществе, межгосударственные отношения  будут аналогичны тем, которые характеризовали межиндивидуальные отношения в "догражданском" (по Гоббсу "естественном") состоянии. Та же "полная свобода" каждого из "общественных организмов" в отношении другого. И, следовательно, "государства должны ожидать друг от друга) таких же несправедливостей, как те, которые притесняли отдельных людей".

Однако именно по этой причине  государственным образом конституированные "общественные организмы" оказываются  вынужденными, подобно индивидуально  обособленным человеческим "организмам" вкусившим не только прелестей, но и  неудобств "полной свободы" в "естественном состоянии", вступать в законосообразное гражданское состояние" , образуя его и на международном уровне, во всемирном масштабе.

Человеческий род оказывается  перед суровой необходимостью "выйти  из не знающего законов состояния  диких и вступить в союз народов, где каждое, даже самое маленькое  государство могло бы ожидать  своей безопасности и прав не от своих собственных сил или  собственного справедливого суждения, а исключительно от такого великого союза народов (foedus Amphictyonum), от объединенной мощи и от решения в соответствии с законами объединенной воли".

Так Кант приходит к идее возможности достижения не только для  внутриполитических отношений отдельных  народов и государств, но и для  их внешнеполитических отношений того состояния, "которое подобно гражданскому обществу сможет, как автомат, существовать самостоятельно". Но для Канта - и в этом он принципиально отличается от Гоббса - речь идет не о простом самосохранении человека и человечества. Для него вопрос о самосохранении перекрывается проблемой реализации - т.е. совершенного развития - "всех природных задатков нашего рода". А именно такое развитие - Прогресс - представляет собой фундаментальную предпосылку кантовского понимания человеческого рода и, соответственно (со скидкой на его "конечность"), человека.

Но "безопасность" - как  отдельных индивидов, так и целых  государств, - это лишь одна, причем отнюдь не самая существенная сторона  дела. Ибо "тайный план природы" заключается  в другом, осуществить совершенное  государственное устройство как  единственное состояние, в котором  можно полностью развить все  задатки, вложенные ею в человечество».

Цель - развитие человечеством  всех его задатков, а "совершенное  государственное устройство", предполагающее "всемирно-гражданское состояние  государственной безопасности", - это опять-таки лишь средство, необходимое  условие, при каком только и возможно "выполнение тайного плана природы". Это конечное состояние истории, когда род человеческий мог бы считать себя выполнившим этот "план природы" и дальше ему - именно как  роду - уже некуда было бы прогрессировать, Кант склонен рассматривать на манер "тысячелетнего Царства", наступающего, согласно некоторым раннехристианским  толкованиям иудейского происхождения, после "второго пришествия" Христа .

Сказанное здесь Кантом дает нам основание утверждать, что  в определенный момент своего логически  последовательного развития идея Прогресса  обнаруживает совершенно очевидную  тенденцию перерастать в социальную утопию, - хотя утопия эта совсем не обязательно должна быть неразрывно связана с идеей социализма.   

  Гарантией культурного прогресса, ведущего человечество к осуществлению высшей цели, предначертанной самой Природой, оказывается тот факт, что "корыстолюбивые повелители", стремящиеся к наращиванию военной мощи своих государств, вынуждены поддерживать определенные стандарты культуры, без которой, согласно Канту, невозможно развитие современного ему производства, в том числе производства вооружения, остающегося главным инструментом внешнеполитического господства.

"Наконец, - констатирует  Кант, - сама война постепенно  становится ... дискованным предприятием, причем влияние, которое разорение  каждого государства в нашей  благодаря промышленности столь  тесно спаянной части света  оказывает на другие государства  так заметно, что эти государства  под давлением угрожающей им  самим опасности предлагают соя  в качестве третейских судей... и таким образом постепенно готовятся к будущему великому государственному объединению, примеры которого нашли предки не показывали". Здесь идея влияния промышленного „фактора социально-экономического развития на перспективы мировой политики сформулирована столь радикально, что Конт со своей концепцией перехода от "военного" общества к "промышленному" мало чего мог добавить к ней по существу.

Приведенные рассуждения  дают Канту основание сформулировать последнее, девятое, основоположение своего трактата, в силу которого попытка философов разобрать всемирную историю согласно плану природы, направленному на совершенное гражданское объединение человеческого рода должна рассматриваться как возможная и даже как соответствующая этап цели природы". Тем самым идея Прогресса, понятого как идея "совершенного объединения" Человечества, осуществленного на основе принципов "гражданского общества", предлагается в качестве центральной для философии истории, коль скоро такая философия действительно хочет понять историю как законосообразный процесс, - т.е., согласно Канту - процесс, имеющий "планомерный", а значит - целенаправленный характер.

Среди таких внеэмпирических  начал социальной теории, пытающейся представить в виде законосообразно ("системно", как сказали бы сегодня) связного целого необозримый "хаос" действий индивидов, преследующих свои своекорыстные партикулярные  цели, у Канта фигурируют:

1. Абсолютное добро как  конечная цель человеческого  рода, предписанная ему как высший  закон его развития самой Природой.

2. Естественный механизм, характеризующий взаимоотношения  людей и государств, который с  необходимостью толкает тех и  других в направлении к этой  цели.

3. Бессмертие Человечества  как реальное условие возможности  ее достижения им - в итоге "беспрестанного  приближения" к "высшему  благу", доступному в этом мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Кант выдвинул принцип  самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества. В эстетике вразрез с формализмом в понимании прекрасного – объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеал.

Социально-политические воззрения  Канта, как и вся его философия, пронизаны духом аристократической  прусской реакции. Время от времени  в них слышится трусливый голос  немецкого обывателя, тоскующего хотя бы о самых скудных реформах. В  духе своей философии Кант пытается и правовые нормы вывести из априорных  положений. В основе права, по его  мнению, лежат три начала: храни  твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы, по обычной для Канта  «традиции», носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая  идея Канта состоит при этом в  том, что частная собственность  благодаря своему априорному происхождению  носит вечный, всеобщий и необходимый  характер. Те же атрибуты приписываются  Канту, основанному на частной собственности  эксплуататорскому обществу. Целью государства является, по Канту, не «благополучие» людей, а суровое и непреклонное «долженствование», осуществление абстрактной и формальной «справедливости».

Кант – решительный  враг революции и демократии. Он не возражал против отдельных реформ, проводимых сверху, но при этом оговаривал необходимость соблюдения в них  крайней умеренности. Важнее всего  для Канта дух беспрекословного подчинения властям предержащим, требование «повиноваться той власти, у которой  имеется теперь сила». Власть, по Канту, имеет «только права и никаких обязанностей». Все население государства делится Кантом на «граждан» и «только поданных», лишенных самых элементарных прав. Все трудовое население фактически отнесено им к категории «только поданных».

В международных отношениях, по Канту, «вообще господствует не право, а только сила». Кант ратовал за «всемирное объединение народов», «всемирное гражданство», за ликвидацию национального суверенитета. В эволюции общественной жизни Кант считал основным содержанием этой эволюции моральное совершенствование людей.

Кант создал свою философскую  систему, отличающуюся богатством идей и концепций. До наших дней философы изучают работы Канта и открывают  в них что-то новое и интересное для себя.

Взгляды Канта на правовое гражданское общество:

Кант ставит свою проблему воспитания человеческого рода, формулируя пятое положение своего социально-философского трактата:

"Величайшая проблема  человеческого рода, разрешить которую  его вынуждает природа. - Пишет  он, - достижение всеобщего правового  гражданского общества". Кант  не столько отождествляет гражданское  общество и государство, сколько  различает их, отдавая явный приоритет  первому. Он ставит вопрос о всеобщем гражданском обществе, т.е. о гражданском обществе, которому предстоит охватить все человечество, не ограничиваясь рамками отдельных государств как обособленных национально-территориальных образований. Гражданское общество в понимании Канта не столько противостоит "естественному состоянию" (как противостоит ему искусственно созданный гоббсовский Левиафан - это огромная машина подавления агрессивных инстинктов людей), сколько использует его негативную энергию, "культивируя" ее в обоих смыслах слова: и в смысле развития и в смысле целенаправленного видоизменения (в интересах общего Прогресса рода).

"Только в обществе, - постулирует Кант, - и именно  в таком, в котором членам  его предоставляется величайшая  свобода, а стало быть, существует  полный антагонизм и, тем не  менее, самое точное определение  и обеспечение свободы ради  совместимости ее со свободой  других, - только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все доверенные, ему цели, оно само осуществило". Как видим то, чего согласно третьему основоположению. Природа "хотела" от отдельного человека, теперь, когда речь заходит об обществе, "природа желает" о" человечества как целого, в котором уже "плохо просматриваются" (как сказали бы сегодня) самодеятельные индивиды.

"Вот почему, - заостряет  Кант основную идею своего  понимания гражданского общества, - такое общество, в котором максимальная  свобод: под внешними законами  сочетается с непреодолимым принуждением, т. е. совершенно справедливое  гражданское устройство, должно  быть высшей задачей природы  для всего человеческого рода, ибо только посредство» разрешения  и использования этой задачи  природа может, достигнут остальных  своих целей в отношении нашего рода".

 Гражданского общество нужно - необходимо - Природе для выполнения ее естественных задач. Почему? А потому, что как раз в гражданском обществ лучше всего "работают" именно естественные механизмы, соответствующих и глубинным законам, и далеко идущим "планам" Природы.

"Вступать в это состояние  принуждения, - пишет Кант, имея в  вид граждански общественное  состояние, заставляет людей,  вообще-то распсположенных к полной свободе, беда, и именно величайшая из бед – та, которую причиняют друг Другу сами люди, чьи склонности приводят тому, что при необузданной свободе они не могут долго ужиться друг с другом. Однако в таком ограниченном пространстве, как гражданский союз, эти же человеческие склонности производят впоследствии самое лучшее действие подобно деревьям в лесу, которые именно потому, что каждое из них стирается отнять у другого воздух и солнце, заставляют друг друга искать этих благ все выше и благодаря этому растут красивыми и прямыми; между тем как деревья, растущие на свободе обособленно друг от друга, выпускают свои ветви, как попало и расту уродливыми, корявыми и кривыми"

Такова исходная кантовская интуиция гражданского общества, взятой в его культуротворческой функции важнейшего инструмента воспитание человеческого рода, — машины, превращающей такое воспитание в автоматический процесс, дальше уже не нуждающийся во вмешательстве ни Бога, ни Природы, ни, конечно же, "отдельно взятого" человека, сколь бы "гениальным" он ни был. Сгрудив массу людей на "ограниченно» пространстве" гражданского общества с его законами, сочетающими освобожденную агрессивность с "неограниченным принуждением", Природа может отдохнуть, не беспокоясь о последствиях этой своей дальновидной акции. Совершенно справедливое гражданское устройство "обеспечит автоматическое стремление людей, расти все выше и прямее, не только в телесно-физическом, но и в духовно-нравственном смысле.

 

 

  

 

 

 

 

Список литературы

Список используемой литературы:

1 Асмус В. Ф., Философия И. Канта, -М., 1957 г.

2 Философский словарь. Под редакцией М. М. Розенталя, -М.: Издательство

«Политическая литература», 1975г.

3 Шашкевич П. Д., Теория познания И. Канта,-М., 1961 г.

 


Информация о работе Политическая теория И. Канта