Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:38, реферат
Цель данной работы попытаться в общих чертах систематизировать и кратко изложить материал по теме: Современная политическая элита России. Для решения данной задачи планируется цитируя наиболее авторитетных политологов, развернуто рассказать о понятии «Политическая элита», её функциях и видах политических элит. Дать материал на тему «Современная политическая элита России», предпосылки её возникновения, её структура, функции, особенности. Попытаться сделать самостоятельный вывод о возможных путях и направлениях её развития.
1. Введение………………………………………………………...2
2. Политическая элита ……………………………………………3
3. Структура политической элиты……………………………….4
4. Функции политической элиты………………………………...5
5. Виды политических элит……………………………………....7
6. Политическая элита современной России
Предпосылки возникновения и процесс формирования…...8
Содержание:
1. Введение……………………………………………………….
2. Политическая элита ……………………………………………3
3. Структура политической элиты……………………………….4
4. Функции политической элиты………………………………...5
5. Виды политических
элит……………………………………....7
6. Политическая элита современной России
Предпосылки возникновения и процесс
формирования…...8
Введение
Слово «элита» в переводе с французского
означает «лучшее», «отборное», «избранное».
В повседневном языке оно имеет два значения.
Первое из них отражает обладание какими-то
интенсивно, четко и максимально выраженными
чертами, наивысшими по той или иной шкале
измерений. В этом значении термин «элита»
употребляется в таких словосочетаниях,
как «элитное зерно», «элитные лошади»,
«спортивная элита», «элитные войска»,
«воровская элита» и т.п.
Во втором значении слово «элита» относится
к лучшей, наиболее ценной для общества
группе, стоящей над массами и призванной
в силу обладания особыми качествами управлять
ими. Такое понимание слова отражало реальности
рабовладельческого и феодального общества,
элитой которого выступала аристократия.
(Сам термин «аристос» означает «лучший»,
соответственно, аристократия — «власть
лучших».)
В политической науке термин «элита» употребляется
лишь в первом, этически нейтральном значении.
Определяемое в самой общей форме, это
понятие характеризует носителей наиболее
ярко выраженных политико-управленческих
качеств и функций.
Выдающийся итальянский социолог и политолог
Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное
деление любого общества на две неравные
по социальному положению и роли группы.
В 1896 г. в «Основах политической науки»
он писал: «Во всех обществах, начиная
с самых среднеразвитых и едва достигших
зачатков цивилизации и кончая просвещенными
и мощными, существуют два класса лиц:
класс управляющих и класс управляемых.
Первый, всегда относительно малочисленный,
осуществляет все политические функции,
монополизирует власть и пользуется присущими
ему преимуществами, в то время как второй,
более многочисленный, управляется и регулируется
первым и поставляет материальные средства
поддержки, необходимые для жизнеспособности
политического организма».
Гаэтано Моска (1 апреля 1858, Палермо, Италия
— 8 ноября 1941, Рим, Италия) — итальянский
юрист и социолог. Наряду с Парето известен
как создатель теории элит. Моска проанализировал
проблему формирования политической элиты
и ее специфических качеств. Он считал,
что важнейшим критерием вхождения в нее
является способность к управлению другими
людьми, т.е. организаторская способность,
а также выделяющее элиту из остальной
части общества материальное, моральное
и интеллектуальное превосходство. Хотя
в целом этот слой наиболее способен к
управлению, однако не всем его представителям
присущи лучшие, более высокие по отношению
к остальной части населения качества.
Цель данной работы попытаться в общих
чертах систематизировать и кратко изложить
материал по теме: Современная политическая
элита России. Для решения данной задачи
планируется цитируя наиболее авторитетных
политологов, развернуто рассказать о
понятии «Политическая элита», её функциях
и видах политических элит. Дать материал
на тему «Современная политическая элита
России», предпосылки её возникновения,
её структура, функции, особенности. Попытаться
сделать самостоятельный вывод о возможных
путях и направлениях её развития.
Политическая
элита
Политика, являющаяся одной из сфер жизнедеятельности
общества, осуществляется людьми, обладающими
властными ресурсами или политическим
капиталом. Этих людей называют политическим классом,
для которого политика становится профессией.
Политический класс является правящим,
так как он занимается управлением и распоряжается
ресурсами власти. Он неоднороден по причине
различий в обладании властными полномочиями,
характере деятельности, способах рекрутации
и т. д. Главное его отличие состоит в институциализации,
заключающейся в системе государственных
должностей, занимаемых его представителями.
Формирование политического класса осуществляется
двумя способами: назначением на государственную
должность (таких представителей политического
класса называют бюрократией) и путем
выборов в определенные структуры власти.
Кроме политического класса на политику
могут влиять индивиды, группы, обладающие
либо официальными полномочиями, либо
неформальными возможностями. Такую совокупность
индивидов и групп Т.И.Заславская называет правящей элитой,
к которой она относит политиков, занимающих
высшие государственные посты, верхнее
звено бюрократии и бизнес-элиту. Так как
наиболее значимым ресурсом правящей
элиты является политический капитал,
или власть, дающая легитимное право управлять
собственностью и финансами государства,
то существует прямая либо латентная связь
всех групп правящей элиты с государственными
структурами.
О.Крыштановская дает такую дефиницию элите: «это правящая
группа общества, являющаяся верхней стратой
политического класса. Элита стоит на
вершине государственной пирамиды, контролируя
основные, стратегические ресурсы власти,
принимая решения общегосударственного
уровня. Элита не только правит обществом,
но и управляет политическим классом,
а также создает такие формы организации
государства, при которых ее позиции являются
эксклюзивными. Политический класс формирует
элиту и в то же время является источником
ее пополнения». С ее точки зрения любая
элита – правящая, т.е. если элита не правит,
значит, это не элита. Остальные члены
политического класса - профессионалы-управленцы,
не относящиеся к правящей элите, - составляют
политико-административную элиту, роль
которой сводится к подготовке общеполитических
решений и организации их осуществления
в тех структурах государственного аппарата,
которыми они непосредственно руководят.
Элита – это полноценная социальная группа,
имеющая сложную структуру. Различные
части единой правящей элиты называют субэлитами, которые
могут быть отраслевыми (политическая,
экономическая), функциональными (администраторы,
идеологи, силовики), иерархическими (субэлитные
слои), рекрутационными (назначенцы, избранники).
По мнению О.Крыштановской, «элита не может
не быть политической». В то же время возможно
использование данного термина для обозначения
субэлитной группы, в функции которой
входит непосредственное управление политическим
процессом.
В данном контексте можно охарактеризовать политическую элиту
как относительно немногочисленный слой
людей, занимающий руководящие посты в
органах государственной власти, политических
партиях, общественных организациях и
влияющий на выработку и осуществление
политики в стране.
К политической элите относятся профессиональные
политики высокого ранга, наделенные властными
функциями и полномочиями, высшие государственные
служащие, участвующие в разработке и
реализации политических программ, стратегии
общественного развития. Ее можно разделить
на группы, соответствующие ветвям власти
- законодательная, исполнительная, судебная,
а также по ее местоположению – федеральная
и региональная.
Авторитетность элиты - важнейшее условие
ее пребывания у власти и сохранения власти,
правящая элита должна быть легитимной.
Когда политическое или государственное
сообщество перестает санкционировать
власть данной политической элиты, то
она утрачивает социальную базу своего
существования и в конце концов теряет
власть.
Политические элиты могут приходить к
власти в результате выборов, выиграв
политическую борьбу у других организованных
меньшинств, претендующих на роль политической
контролирующей группы. В этом случае
взаимодействие элиты и массы носит легальный
и легитимный характер. Однако политическая
элита может прийти к власти революционным
путем или посредством государственного
переворота. В такой ситуации новая политическая
элита стремится обрести необходимую
легитимность неформальным признанием
со стороны неорганизованного большинства.
В любом случае отношение элиты с массами
строится на принципах лидерства и авторитетного
руководства, а не слепого подчинения.
Легитимация политической власти элиты
отличает ее от олигархии.
В странах с легитимным существованием
власти содержание и границы функций,
выполняемых политической элитой, определяются
конституцией страны. Однако, в реальной
жизни нередки случаи расхождения между
конституциями и реальной властью. Это
возможно в случае резкой смены политической
ситуации, когда изменения не отражены
еще в конституции, а также в случае отступления
от норм конституции. Например, в Конституции
СССР провозглашалось, что власть на всех
уровнях принадлежит Советам, однако реальная
политическая картина этого не подтверждала.
Структура политической
элиты
Строение элитарного слоя, осуществляющего
в государстве и обществе функции власти
и управления, чрезвычайно сложно. Для
понимания механизма формирования государственной
политики уже недостаточно использовать
только категории элиты и контрэлиты.
Многие ученые указывают на наличие в
правящих кругах общества экономических,
административных, военных, интеллектуальных
(научных, технических, идеологических),
политических сегментов. Каждый из них
выстраивает собственные отношения с
массами, определяет место и роль в принятии
решений, степень и характер влияния на
власть.
Известный польский политолог В. Милановски
предложил рассматривать структуру элитарных
кругов в зависимости от выполнения их
внутренними группировками своеобразных
функций в сфере политического управления
обществом.
Структура политической элиты в классификация
В. Милановски такова:
правящая элита – группа, управляющая
обществом от имени государства;
потенциальные элит – группы, стремящиеся
к власти;
селекторат – группы, подготовленные
к выполнению управленческих задач;
самодеятельные элиты – группы, проигравшие
выборы, но активно готовящиеся к очередным
выборам (оппозиция и сторонники политического
режима);
элиты в политике – авторитетные представители
интеллигенции, способствующие укреплению
позиций правящей элиты;
группы вето – группы в составе правящей
элиты, от которых зависит окончательное
принятие политических решений;
«связанная группа» – неформальное (анонимное,
теневое) объединение, оказывающее активное
влияние на политику властных институтов
государства.
Функции политической
элиты
В полном соответствии с занимаемым ею
местом в общественной жизни политическая
элита выполняет ряд важнейших задач и
функций.
Прежде всего к ее социальным задачам
относятся принятие и контроль
за реализацией решений, раскрывающие
ее центральную роль в управлении государством
и обществом. В число основных функций
включается также формирование и представление
(презентация) групповых интересов
различных слоев населения. Следует указать
и на необходимость продуцирования
элитой разнообразных политических ценностей,
способных превращать население в активных
участников перераспределительных процессов
в сфере власти. Формируя различные идеологии,
мифы или социальные проекты, политическая
элита пытается мобилизовать граждан,
взять под контроль их энергию для решения
необходимых общественных задач. Как свидетельствует
опыт, без активного обновления элитами
этих средств своего духовного господства
руководящие идеи обращаются в догмы,
а политическая власть начинает испытывать
стагнацию.
Главным условием эффективного осуществления
политической элитой ее главных функций
является обладание ею всеми возможными
в конкретном обществе способами управления
и власти. В этом отношении особое значение
имеют ее способность и умение использовать
принудительные методы, оперативно, в
зависимости от меняющейся обстановки,
переходить к применению силовых ресурсов.
Показателем безусловной крепости положения
политической элиты служит и ее способность
к манипулированию
общественным мнением, такому использованию
идеологических и иных духовных инструментов,
которые могут обеспечить требуемый уровень
легитимности власти, вызвать расположение
и поддержку ей со стороны общественного
мнения.
В то же время опыт продемонстрировал
и ряд факторов, препятствующих
укреплению положения элитарных группировок
во власти. Так, существенно подрывает
позиции политических элит нарастание
информационной открытости в работе институтов
власти и управления, критика общественностью
всяческих злоупотреблений должностных
лиц. К таким же ограничителям можно отнести
и растущую способность общества к контролю
за деятельностью власть предержащих,
неразрывно связанную с целенаправленной
деятельностью общественных объединений
и СМИ, активизацией контрэлит. Снижает
возможности волюнтаризма в управлении
государством и дифференциация элит, ведущая
к росту внутриэлитной конкуренции, а
равно и профессионализация аппарата
управления государством (партией).
Благодаря своим функциям, политическая
элита является ведущим звеном, направляющим
развитие общества. Все попытки принизить
ее статус и возможности и даже, как это
нередко случалось в российской истории,
уничтожить, принизить ее общественный
авторитет в конечном счете наносят ущерб
самому обществу. Накопленный обществом
опыт убеждает в том, что элитарные механизмы
скорее всего навсегда останутся в структуре
общества, сохранив свою лидирующую роль.
С течением времени, очевидно, будет меняться
лишь степень и характер их соотношения
с механизмами самоорга- низации общественной
жизни. В то же время наиболее продуктивное
поведение элитарных слоев, включение
их в процесс демократизации общества
возможно только при условии снятия всех
искусственных границ на пути обновления
ее рядов, предотвращения ее загнивания
вследствие олигархиизации и закостенелости.
Функции политической
элиты по Малько:
Малько Александр
Васильевич - доктор юридических наук,
профессор, директор Саратовского филиала
ГУ Институт государства и права РАН, профессор
кафедры теории государства и права ГОУ
ВПО "Саратовская государственная академия
права", вице-президент Ассоциации юридических
вузов России, главный редактор журнала
"Правовая политика и правовая жизнь"
выделяет следующие наиболее существенные
функции политической элиты:
стратегическую - определение политической
программы действий путем генерирования
новых идей, отражающих интересы общества,
выработка концепции реформирования страны;
организаторскую - осуществление на практике
выработанного курса, воплощение политический
решений в жизнь;
интегративную - укрепление стабильности
и единства общества, устойчивости его
политической и экономической систем,
недопущение и разрешение конфликтных
ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим
принципам жизнедеятельности государства.
К этим функциям следует еще добавить
коммуникативную – эффективное представление,
выражение и отражение в политических
программах интересов и потребностей
различных социальных слоев и групп населения,
предполагающая также защиту социальных
целей, идеалов и ценностей, характерных
для общества.
Чтобы эффективно реализовывать эти функции,
элита должна характеризоваться такими
качествами, как современный менталитет,
государственный тип мышления, готовность
к защите общенациональных интересов
и т. д.
Виды политических
элит
Политическая элита неоднородна, внутренне
дифференцирована и существенно различается
на разных исторических этапах и в разных
странах. Это, а также специфика исследовательских
подходов усложняют ее классификацию.
В зависимости от источников влияния элиты
подразделяются на наследственные,
например аристократия, ценностные —
лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные
общественные и государственные позиции, властные — непосредственные
обладатели власти и функциональные
— профессионалы-управленцы, имеющие
необходимую для занятия руководящих
должностей квалификацию.
Среди элит различают правящую, непосредственно
обладающую государственной властью,
и оппозиционную
(контрэлита); открытую, рекрутирующуюся
из общества, и закрытую, воспроизводящуюся
из собственной среды, например, дворянство.
Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая
элита непосредственно влияет на принятие
решений, значимых для всего государства.
Принадлежность к ней может быть обусловлена
репутацией, например, неофициальные советники
президента, его «кухонный кабинет», или
положением в структурах власти. В западных
демократиях на каждый миллион жителей
приходится примерно 50 представителей
высшей элиты. Среди самой высшей элиты
часто выделяют ядро, характеризующееся
особой интенсивностью коммуникаций,
взаимодействия и насчитывающее обычно
200—400 человек.
К средней элите относят примерно 5 процентов
населения, выделяющихся одновременно
по трем признакам — доходу, профессиональному
статусу и образованию. Лица, обладающие
высшими показателями лишь по одному или
двум из этих критериев, относятся к маргинальной
элите. Таким образом, взгляды 5 процентов
взрослого населения страны, составляющего
элиту общества, определяемые соотношением
доходов, профессионального статуса и
образовательного уровня, могут многое
поведать о том, что политически приемлемо
и что не приемлемо для данной страны».
Многие политологи отмечают тенденцию
возрастания роли средней элиты, особенно
ее новых слоев, называемых «субэлитой»,
— высших служащих, менеджеров, ученых,
инженеров и интеллектуалов — в подготовке,
принятии и реализации политических решений.
Эти слои обычно превосходят высшую элиту
в информированности, организованности
и способности к единым действиям.
К политической элите, непосредственно
участвующей в процессе принятия политических
решений, примыкает элита административная,
предназначенная для исполнительской
деятельности, однако на деле обладающая
большим влиянием на политику.
Оптимальной для общества является стабильная
демократическая элита, сочетающая тесную
связь с народом с высокой степенью групповой
кооперации, позволяющей понимать политических
оппонентов и находить приемлемые для
всех, компромиссные решения.
Политическая
элита современной России
Предпосылки возникновения
и процесс формирования
В политической истории России XX – начала
XXI вв. правящая элита неоднократно подвергалась
существенным трансформациям. Первая
существенная по выражению С.А.Грановского
«революционно-политическая трансформацияпроизошла
в октябре 1917 г., когда к власти пришла
партия профессиональных революционеров.
Большевики монополизировали власть и
установили диктатуру пролетариата. После
смерти В.И.Ленина в правящей элите разгорелась
борьба за обладание ленинским наследием,
победителем которой стал И.В.Сталин. Еще
при Ленине был создан особый правящий
класс – номенклатура
(перечень руководящих должностей, назначение
на которые утверждались партийными органами).
Однако, именно Сталин довел до совершенства
процесс воспроизводства советской элиты.
Номенклатура была построена по строго
иерархическому принципу с высокой степенью
интеграции на основе общей идеологии,
с низким уровнем конкуренции и с низкой
степенью конфликтности между внутриэлитными
группировками. В середине 1980-х гг. в правящей
элите усилились процессы структурной
дезинтеграции, которые привели к внутриэлитному
ценностному и кадровому конфликту, связанному
с изменением политического курса. К концу
1980-х гг. начинается процесс стремительного
формирования контрэлиты, в состав которой
вошли руководители и активисты различных
демократических движений, представители
творческой и научной интеллигенции. В
это же время происходит смена механизма
рекрутирования элиты. Вместо номенклатурного
принципа утверждается демократический
принцип выборности.
Немецкий ученый Э.Шнайдер, изучающий
политическую систему современной России,
считает, что новая российская политическая
элита образовалась в недрах старой советской
системы как вид контрэлиты в различных
группах на федеральном уровне. Начало
было положено 29 мая 1990 г., когда Председателем
Верховного Совета РСФСР был избран Б.Ельцин,
который взял на себя и функции главы государства.
Второй шаг последовал после избрания
Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991
г. Б.Ельцин создал собственную администрацию,
насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся
по численности к аппарату бывшего ЦК
КПСС. Третий шаг к образованию центральной
российской политической элиты – выборы
депутатов Государственной Думы и Совета
Федерации 12 декабря 1993 г. К четвертому
этапу подвели парламентские выборы 1995
г. и президентские выборы 1996 г. То есть
Э.Шнайдер связывает процесс формирование
новой российской политической элиты
с выборным процессом, что стало характерным
для постсоветской России.
Важным фактором, который имел далеко
идущие последствия для правящей элиты,
был запрет КПСС в 1991 г., который вызвал
ликвидацию традиционных институтов советской
власти, ликвидацию института номенклатуры,
передачу полномочий союзных органов
власти российским.
Исследователи различают два этапа формирования
постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский».
Так, О.Крыштановская – автор книги «Анатомия
российской элиты» - отмечает, что за девять
лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так
и не смог интегрировать верховную власть.
При этом ни одна государственная структура
не стала доминантной. В условиях вакуума
власти неформальные группировки и кланы
брали на себя государственные функции,
конкурируя между собой за право выступать
от имени президента. По мнению ученого,
«в ельцинский период произошел распад
верховной власти. Диффузия власти привела
не к демократическому разделению властей,
а к управленческому хаосу».
«Путинский» этап характеризуется устранением
причин, которые привели к разрушению
управленческой вертикали при Б.Ельцине.
Новый президент вернул федеральному
центру значительный объем власти над
регионами, расширил базу поддержки центра
на местах и наметил пути для восстановления
действия механизмов управления территориями,
при этом формально не нарушая демократических
принципов. Была создана управляемая,
упорядоченная система исполнительной
власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась,
перемещаясь от центра к регионам, то при
В.Путине власть снова стала возвращаться
в центр, центробежные тенденции уступили
место центростремительным.
Исследователи отмечают, что современная
правящая элита России отличается от советской
многими важными качествами: генезисом,
моделями рекрутирования, социально-профессиональным
составом, внутренней организацией, политической
ментальностью, характером отношений
с обществом, уровнем реформаторского
потенциала.
Персональный состав политической элиты
меняется, однако ее должностная структура
остается практически неизменной. Политическая
элита России представлена президентом,
премьер-министром, членами правительства,
депутатами Федерального собрания, судьями
Конституционного, Верховного, Высшего
арбитражного судов, аппаратом администрации
президента, членами Совета безопасности,
полномочными представителями президента
в федеральных округах, главами властных
структур в субъектах федерации, высшим
дипломатическим и военным корпусом, некоторыми
другими государственными должностями,
руководством политических партий и крупных
общественных объединений, другими влиятельными
лицами.
Высшая политическая элита включает в
себя ведущих политических руководителей
и тех, кто занимает высокие посты в законодательной,
исполнительной и судебной ветвях власти
(непосредственное окружение президента,
премьер-министра, спикеры парламента,
руководители органов государственной
власти, ведущих политических партий,
фракций в парламенте). Численно – это
достаточно ограниченный круг людей, принимающих
наиболее значимые для всего общества
политические решения, касающиеся судеб
миллионов людей, значимых для всего государства.
Принадлежность к высшей элите определяется
репутацией (советники, консультанты президента)
или положением в структуре власти. По
мнению О.Крыштановской, к высшему руководству
следует отнести членов Совета Безопасности,
который в современной России является
прообразом Политбюро ЦК КПСС.
Численность правящей элиты не является
постоянной. Так, в номенклатуру ЦК КПСС
(в 1981 г.) входило примерно 400 тыс. чел. Высшая
номенклатура (номенклатура Политбюро
ЦК КПСС) включала в себя примерно 900 чел.
Номенклатура секретариата ЦК состояла
из 14-16 тыс. чел. Учетно-контрольная номенклатура
(номенклатура отделов ЦК КПСС) включала
250 тыс. чел. Остальную часть составляла
номенклатура нижестоящих партийных комитетов.
Таким образом, политический класс в советское
время составлял примерно 0,1% от общей
численности населения страны.
В 2000 г. численность политического класса
(количество государственных служащих)
увеличилась в 3 раза (при этом население
страны уменьшилось вдвое) и стала составлять
1 млн. 200 тыс. чел. или 0,8% от общей численности
населения. Численность правящей элиты
при этом возросла с 900 до 1060 чел.
По данным тех же исследований, основными
поставщиками в правящую элиту в 1991 г.
была интеллигенция (53,5%) и хозяйственные
руководители (около 13%). В переходный период
ельцинского правления (1991-1993) падала роль
рабочих, крестьян, интеллигенции, хозяйственных
руководителей, сотрудников министерств
и ведомств. Значение других, наоборот,
возрастало: региональных администраций,
сотрудников силовых и правоохранительных
ведомств и, особенно, бизнесменов.
Постепенно парламентская и правительственная
карьеры стали двумя различными путями
канализации наверх, что было не характерно
для советской элиты, для которой парламентский
мандат был соответствующим атрибутом
номенклатурного статуса. Теперь же появилась
новая профессиональная группа внутри
элиты – избираемые чиновники.
В отсутствии государственной поддержки
слабые социальные группы – рабочие, крестьяне
– были почти полностью вытеснены из политического
поля, резко упала доля женщин и молодежи,
высокий процент участия во власти которых
прежде искусственно поддерживался КПСС.
Для парламентариев остается достаточно
высокий процент тех, кто вошел в элиту
еще в советское время. В Государственной
Думе первого созыва (1993) таких было 37,1%,
третьего созыва (1999) – 32%; в Совете Федерации
в 1993 г.- 60,1%, в 2002 г. - 39,9%.
Исследователи замечают еще одну особенность:
если в начале 1990-х гг. доля партийных и
комсомольских функционеров падала, то
затем их удельный вес среди депутатов
обеих палат вырос почти до 40%. По истечении
10 лет постсоветского периода причастность
к номенклатуре перестала быть пятном
на политической карьере. Ряд исследований
(С.А.Грановский, Э.Шнайдер) показывают,
что фундамент новой российской правящей
элиты в основном составляют представители
второго и третьего эшелонов старой советской
номенклатуры, передавая новой политической
элите специальные знания и опыт, в которых
она нуждается.
В составе новой политической элиты России
произошли значительные изменения в образовательном,
возрастном и профессиональном планах.
Так, правительство и элита в регионах
стали моложе почти на десять лет. В то
же время парламент немного постарел,
что объясняется искусственным его омоложением
в брежневский период. Прекращение квотирования
по возрасту освободило высшую законодательную
власть страны, как от комсомольцев, так
и от квотируемых молодых рабочих и колхозников.
Б.Ельцин приблизил к себе молодых ученых,
блестяще образованных городских политиков,
экономистов, юристов. В его окружении
резко упала доля сельских жителей. Несмотря
на то, что элита всегда была одной из самых
образованных групп общества, тем не менее,
в 1990-е гг. произошел резкий скачок образовательного
ценза элиты. Так, в состав ближайшего
окружения Б.Ельцина входят известные
ученые, общественные деятели. Президентская
команда Б.Н.Ельцина более чем на половину
состояла из докторов наук. Высоким был
также процент имеющих ученую степень
в правительстве и среди лидеров партий.
Изменения затронули не только уровень
образования элиты, но и характер образования.
Брежневская элита была технократической.
Подавляющее большинство руководителей
партии и государства 1980-х гг. имели инженерное,
военное или сельскохозяйственное образование.
При М.Горбачеве процент технократов снизился,
но не за счет прироста числа гуманитариев,
а за счет роста доли партийных работников,
получивших высшее партийное образование.
И, наконец, резкое снижение удельного
веса лиц, получивших техническое образование
(почти в 1,5 раза), произошло при Б.Ельцине.
Причем это происходит на фоне все той
же образовательной системы в России,
где по-прежнему большинство вузов имеют
технический профиль.
При В.Путине в правящей элите значительно
возрос удельный вес людей в погонах: каждый
четвертый представитель элиты стал военным
(при Б.Ельцине доля военных в элите составляла
11,2%, при В.Путине – 25,1%). Такая тенденция
совпала с ожиданиями общества, так как
репутация военных как честных, ответственных,
политически не ангажированных профессионалов
выгодно отличала их от других элитных
групп, имидж которых связывался с воровством,
коррупцией, демагогией. Массовое привлечение
военных на государственную службу было
вызвано также отсутствием кадрового
резерва. Главными отличительными чертами
путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов»,
имеющих ученую степень (при Б.Ельцине
– 52,5%, при В.Путине – 20,9%), уменьшение и
без того крайне низкого представительства
женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация»
элиты и резкое увеличение числа военных,
которых стали называть «силовиками»
(представители вооруженных сил, федеральной
службы безопасности, пограничных войск,
министерства внутренних дел и т.д.).
Для последней волны правящей элиты также
характерно увеличение доли земляков
главы государства (с 13,2% при Б.Ельцине
до 21,3% при В.Путине) и рост доли бизнесменов
(с 1,6% при Б.Ельцине до 11,3% при В.Путине).
Информация о работе Политическая элита СССР и современной России