Политическая элита и политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Элита - это те люди, которые занимают руководящие должности в государственных организациях и обладают достаточно большим влиянием для принятия важный решений и решения глобальный проблем.
В данной работе рассматриваются следующие проблемы: • какую роль в политической жизни общества играют социально-классовые слои, группы, личности как субъекты и объекты политики; • что понимается под политическим лидерством,
• какую роль играют личностные аспекты субъектов политической деятельности; • понятие и теории политических элит, их функции, • характеристика политических лидеров • политической элиты современного российского общества.

Содержание

Введение……..………………………………………………………………………..3
Глава 1. Политическая элита……...…………..………………...…………………...4
1.1 Понятие политической элиты………………….………………………....4
1.2 Политическая элита в России………………………………………..…...5
Глава 2. Политические лидеры……….……………………………...……………...7
2.1 Понятие политического лидерства……………………………..………...7
2.2 Концепция политического лидерства…………………………………....7
2.3 Функции политических лидеров……..………………………..…………9
2.4 Функции и политические особенности политического лидера……….10
2.5 Ключевые качества и способности современного политика и лидера………………………………………………………………………………..11
2.6 Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания………………………………………......12
2.7 Политические технологии лидеров……………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………..…..….15
Библиографический список…………………………………………………...........16

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 55.79 Кб (Скачать файл)

Легкость, с какой делились крупные капиталы в 1989-1992 гг., исчезла. Сегодня, чтобы получить доступ в  элиту, необходимы капитал и возможности, какими большинство людей не располагает. Поэтому можно говорить, что происходит закрытие высшего класса: он принимает  законы, которые ограничивают доступ в его ряды, создает частные  школы; сфера развлечений недоступна другим. Еще одна особенность - неразличимость, неясность границ между политической элитой и бюрократией составило  специфику политической системы  России.

Новая российская элита характеризуется  в отличие от советской, такими чертами:

  1. Утрата обязательной объединяющей идеологии. Образование конкурирующих внутриэлитных групп. Дезинтеграция элиты. Отсутствие объединения консенсусного типа;
  2. Расширение доступа в элиту из не элитных групп. Обновление состава элиты;
  3. Кооптация как механизм формирования элит дополняется выборами;
  4. Критика этакратической (номенклатурной) элиты со стороны контр-элиты. Утрата механизмов легитимности власти;
  5. Утрата монополии на власть, разделение внутри элиты на политическую и экономическую элиты. Активизация процессов «капитализации» власти. Трансформация привилегий и льгот в экономические ресурсы.

Остановимся на важном пункте - основным способом формирования элиты  становятся выборы. Выборы представляют собой способ формирования органов  власти и управления с помощью  выражения по определенным правилам политической воли граждан. Победитель получает не только место у кормила  власти, но и легитимную поддержку населения. Несмотря на функционирование избирательной системы, радикальной смены состава элиты в 90-х гг. не произошло. Это обстоятельство позволяет утверждать, что в 90-е гг. ограничился приток новых членов в элиту из не элитных групп. Что позволяет опять сделать вывод о постепенной закрытости российской элиты.

Внутри правящей элиты  современного российского общества наблюдается две тенденции в  развитии межгрупповых отношений:

- обостряется конкуренция  между внутриэлитными группами, по поводу распределения власти, сфер влияния, собственности,  капиталов и т.п.;

- нарастает понимание  необходимости к выработке общих  правил политической «игры», поиск  взаимных компромиссов и уступок.

В 2002 г. в России продолжается процесс консолидации политической элиты наряду с укреплением основных институтов государственной власти в логике рыночной демократии западного  типа. Формируются на базе центристских фракций Государственной Думы («Единство», ОВР, «Регионов России») пропрезидентская партия «Единая Россия», нацеленная на завоевание большинства в парламенте. В левой части политического  спектра имело место размежевание на сторонников тесного сотрудничества с президентской властью и  сторонников сохранения оппозиционного облика КПРФ.

 

Глава 2. Политические лидеры

 

2.1 Понятие политического  лидерства.

 

Люди, субъекты политики по-разному  вовлечены в социальные процессы общества. Американский политолог Г.Алмонд следующим образом различал субъектов  политики по характеру их участия  в политической жизни:

  1. те, кто делает это полностью бессознательно, стихийно;
  2. те, чье участие в ней полусознательно, т.е. с пониманием ролей как изначально заданных, неоспоримых, при безусловном подчинении им;
  3. вполне сознательные участники, проводящие собственные интересы и ценности.

Все субъекты преследуют в  своей деятельности конкретные интересы. Согласует же многообразие групповых  и индивидуальных устремлений участников политической жизни политический лидер  – человек, способный определять общие цели, способы их достижения, организовывать процесс распределения  ролей и функций внутри общества. Такая личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, называется политическим лидером.

В самом понятии лидерства  заключена тайна, как тысячи людей  подчиняются одному человеку (креслу), поэтому понятие лидерства неразрывно связано с понятием власти. Ведь политическая власть представляет собой  способность и волю определенного  класса, группы, индивида проводить  в жизнь свою политическую линию  в соответствие со своими интересами.

 

 

2.2 Концепции политического лидерства

 

Существует множество  концепций, пытающихся объяснить феномен  лидерства, так, например, психологическое  объяснение природы лидерства акцентирует  внимание на мотивации поведения  лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства  является концепция психоанализа, созданная  З.Фрейдом. Политическое лидерство  он трактовал как сферу проявления подавленного либидо – бессознательного, сексуального влечения.

Неудовлетворенность сексуальных  потребностей формирует психологическое  напряжение у индивида. Нервное напряжение компенсируется жаждой власти, обладанием значительных властных полномочий, которые  позволяют индивиду избавиться от комплексов, связанных, например, с физическими  недостатками, непривлекательной внешностью и т.п. В политической деятельности подавленное либидо проявляется  в стремлении к безграничной власти, в желании испытывать наслаждение  от унижения других людей, в жажде  разрушения.

Эрих Фромм - известный западный психолог, основоположник неофрейдизма

- в своей работе “Бегство  от свободы” определяет лидерство  как проявление садо-мазохистских  инстинктов. Лидер, по Фромму, человек  с садистскими наклонностями,  т.к. он стремится к власти, а власть – это господство  над кем-либо, следовательно, жажда  власти является существенным  проявлением садизма. Миллионы  людей считают власть признаком  силы. Но, по Фромму, власть над  людьми является проявлением  превосходящей силы в сугубо  материальном смысле: если в моей  власти убить другого человека, то я сильнее его. Но в  психологическом плане жажда  власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Это отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. Итак, лидеры – это садисты, а мазохисты – те, кто за этим лидером идет (немецкая нация, идущая за Гитлером).

Существуют многочисленные интерпретации понятия лидерства, каждая проводит нить своего понимания, но также оставляет несовершенное  и в целом неадекватное объяснение природы лидерства. Многообразие теорий лидерства связано с тем, что  в каждой из них внимание акцентируется  на каком-то одном его аспекте. Мы можем выделить три основных концепции  лидерства, основанных не только на теоретических  представлениях, но и подкрепленных  эмпирическими исследованиями. Западные социологи предлагают от общетеоретических  понятий политического лидерства  перейти к исследованию лидерства  в малых группах и, накопив  на низком уровне знания, перейти на другой, более высокий уровень.

Т.е. для того, чтобы ответить, что такое лидерство, надо провести исследование в малых эмпирических группах – лидерство в классе, в армии и т.д.

1-ая эмпирическая  концепция лидерства – это “теория черт”. Она возникла в начале XX века под влиянием исследований английского антрополога Ф.Гальтона, объяснявшего природу лидерства наследственностью. Основная идея такого подхода заключалась в том, что лидер обладает качествами, отличающими его от своих сторонников, и эти качества можно выделить и изучать особо. В рамках теории черт лидер рассматривается как совокупность определенных психологических качеств, наличие которых помогает выдвижению индивида на лидирующие позиции, позволяет принимать властные решения в отношении других. Как отмечал один из авторов теории черт, американский социолог Э.Богардус, “превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящие к лидерству”.

Лидерами рождаются, и  становятся, следуя своему призванию. Роль великой личности в истории  также базируется на этой концепции: властью наделяется очень ограниченное количество достойных людей, которые  считаются избранными и призваны вести за собой, а все остальные  должны следовать за ними. Но проблема “теории черт” состоит в том, что нет ни одной черты, которая  бы строго коррелировала с лидерством. Среди достоинств лидера Богардус выделил  такие черты, как чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергию, ум и характер. Определенные личностные качества могут иметь  важное значение, но, как показывают социологические исследования, индивидуальные черты лидера почти ничем не отличаются от набора психологических и социальных качеств личности вообще.

Тогда появляется другая концепция  лидерства, противоположная предыдущей: ситуационная теория лидерства. Авторы “ситуацианизма” считали, что лидер  может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов –  места, времени и обстоятельств. В различных жизненных ситуациях  в социальных группах выделяются отдельные индивиды, которые превосходят  других, по крайней мере, в каком-то одном качестве. И поскольку данное качество востребовано сложившимися условиями, постольку этот индивид становится лидером. Сторонники ситуационной теории рассматривают лидера как функцию определенной ситуации. Т.е. конкретные события, сложившиеся именно таким образом вынуждают человека проявить себя, великие события формируют великих лидеров из простых смертных. Лидерство зависит не от личности, а от стечения обстоятельств. Они также подчеркивают относительность качеств, присущих лидеру, и полагают, что разные обстоятельства могут требовать принципиально разных лидеров.

3-я концепция отдает определяющую роль последователям лидера по методике изучения самих последователей при выявлении лидера, его конституентов – приверженцев, избирателей и, шире, всех политических субъектов, взаимодействующих с данным лидером. Вот что пишет Т. Одорман в своей книге “Авторитарная личность”: “Гитлер не случайно оказался у власти, сама нация авторитарна, – стремится к порядку, режиму, беспрекословному подчинению”.

Все больший вес в политической науке приобретают концепции  лидерства, авторы которых стремятся  учесть влияние всех факторов. Поэтому  в эпоху постмодернизма, для которой  характерны решения проблем синтетическим  подходом - плюрализм мнений, синтез противоречивых теорий и т.п., появляется интегративная теория лидерства.

Рассматривая его проявления, следует принять во внимание:

  1. характер самого лидера;
  2. свойства его конституентов;
  3. взаимосвязь между лидером и его конституентами; а также
  4. контекст или конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется”.

Итак, лидерство – феномен, определяемый чертами личности самого лидера, ситуацией и экспектацией последователей в их динамическом состоянии.

Следовательно, политическое лидерство представляет собой процесс  взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности  и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем  и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть своих  властных полномочий для осуществления  целенаправленного представительства  и реализации собственных интересов.

 

2.3 Функции лидеров

 

Функции лидера представляют собой главные направления его  деятельности. Количество функций зависит  от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения  и т.д. Так, наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры у граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку  в таком обществе политические роли и функции распределяются между  различными политическими институтами.

Наиболее полно в деятельности политического лидера выражена интегративная  функция политики. Главное призвание  лидера – согласование и объединение  различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей  и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную  функцию.

Достижение целостности  и гармонии социальных интересов  осуществляется лидером на практике через выработку политического  курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных  групп общества. В этом находит  выражение ориентационная функция  лидера.

Проведение политического  курса опирается на специфический  механизм, включающий в себя систему  способов, методов решения поставленных задач. Следовательно, политический лидер  не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее осуществления  посредством принятия политических решений и обеспечения ресурсами. В этом проявляется инструменталистская  функция лидера.

Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие  группы людей, политический лидер может  проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы деятельности, заинтересовав эти группы. Мобилизация населения, означающая реализацию лидером его мобилизационной функции, может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизме, но может быть связана и с созданием экономических стимулов. Мобилизационная функция наиболее актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе.

Кроме того, лидер призван  выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан  от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. В этом находит свое выражение  функция социального арбитража  и патронажа. Обычно данная функция  в массовом сознании связывается  с образом “доброго и справедливого  царя”, “народного президента” и  т.д. Функция социального арбитража  и патронажа в большей мере развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти.

Информация о работе Политическая элита и политическое лидерство