Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 02:21, контрольная работа
В средние века конфликт между долгом по отношению к Богу и долгом по отношению к государству принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетает в своем лице преемственность прошлого и все цивилизованное в настоящем. В конечном счете все соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога.
В эпоху Возрождения традиционные моральные ограничения исчезают. Освобождение от пут пробудило в людях энергию и творчество, привело к редкому в человеческой истории расцвету гения и одновременно анархии и политическому беспорядку, которая неизбежно следует за упадком морали.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Политические взгляды Августина Блаженного………………………………3
2. Социально - политическое учение Фомы Аквинского………………………6
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………………11
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Политические взгляды
2. Социально - политическое учение Фомы Аквинского………………………6
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Политическая мысль средневековья представлена прежде всего именами Августина Блаженного (354 – 430) и Фомы Аквинского (1224 – 1274), сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Хотя и раньше влияние богословия на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее, именно период средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти, власти церковной. «Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены» - этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья. [7]
Христианство внедрило
в жизнь взгляды, согласно
В средние века
конфликт между долгом по
В эпоху Возрождения
традиционные моральные
1.Политические взгляды Августина Блаженного
Августин Блаженный – философ, влиятельный проповедник и политик католической церкви, родился на севере Африки. Его отец был римским патрицием, язычником, мать – христианкой. Учился в Карфагене в школе красноречия. Совершив восход к высотам римской языческой культуры (входил в круг лиц приближенных к императорскому двору), к тридцати годам резко изменил образ жизни, стал христианином. Был рукоположен в священники, а затем посвящен в сан епископа в Гиппоне – городе, расположенном недалеко от Карфагена.[6] Под впечатлением от захвата Рима Августин пишет тракт «О граде Божьем» (413-426), главная идея которого состоит в замене единства Римской всемирной империи (государственной власти) на единство всемирной католической церкви (духовной власти). Августин формулирует теократическую идею примата духовной власти над светской. [1]
Августин считает,
что государство является следствием
греховной природы человека. В подтверждение
этого тезиса Августин приводит два доказательства:
1) согласно Священному писанию от Адама
и Евы родились Авель и Каин, а Каин убил
Авеля. Каин же как раз и является по Священному
писанию создателем государства: «и построил
Каин город». Авель же, праведник, никакого
града не построил. Следовательно, создателем
государства явился грешник, братоубийца;
2) из история Рима известно, что основателем
римского государства был Ромул — братоубийца
Рема. Государство как система господства
одних людей над другими представляется
Августину и как наказание за первородный
грех Адама, и как средство предупреждения
совершения людьми новых грехов.
Государство предназначено не для достижения
людьми счастья и блага (так считали Платон,
Аристотель, Цицерон), а только для выживания
в этом грешном мире.
Августин допускает,
что в правильном земном государстве человек
может испытать лишь отблеск счастья.
В государстве, «хорошо управляемом монархами,
властителями, законами или всеми вместе,
человек может постичь то, что называет
счастьем толпа».
Что отличает государство от шайки разбойников?
Августин, рассуждая о справедливых и
несправедливых государствах, пришел
к выводу, что несправедливое государство
подобно шайке разбойников: «Итак, при
отсутствии справедливости что такое
государства, как не большие разбойнические
шайки; так как и самые разбойнические
шайки что такое, как не государства в
миниатюре? И они также представляют собой
общества людей, управляются властью начальника,
связаны обоюдным соглашением и делят
добычу по добровольно установленному
закону. Когда подобная шайка потерянных
людей возрастает до таких размеров, что
захватывает области, основывает оседлые
жилища, овладевает городами, подчиняет
своей власти народы, тогда она открытее
принимает название государства...». Августин
рассказывает притчу, согласно которой
к Александру Македонскому на суд привели
пирата, которому император задал вопрос:
какое право ты имеешь грабить на море?
Пират дерзко ответил: такое же, что и ты,
разница лишь в том, что я это делаю на
небольшом судне и меня называют разбойником,
а ты располагаешь большим флотом и тебя
величают императором.
К справедливому государству
Августин относит «христианское государство»:
«Государство лучше всего устроятся и
хранится, будучи основано и связано верой
и прочным согласием, когда все люди любят
общее благо. Высшее же благо есть Бог».
[3]
Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское государство должно помогать церкви бороться с ересью.
Августин
обосновал и еще одну, новую функцию государства
— борьбу с ересью. Рабство — это наказание
за грех: «Грех — первая причина рабства,
и это бывает не иначе, как по суду Божию,
у которого нет неправды». В основе рабства
— грех библейского Хама, сына Ноя. Однако
Августин допускал, что источником рабства
отдельных людей может быть военный плен.
Таким образом, Августин
предложил обосновывать рабство не ссылкой
на природу, как это делал Аристотель,
и не ссылкой на право народов, как римский
юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную
природу человека. Человек, став рабом
греха, заслуживает того, чтобы стать рабом
другого человека.[1]
Учение христианского
мыслителя Августина стало заметной вехой
в развитии политико-правовой идеологии
в целом.
Государство для Августина — это институт
условно необходимый. Государства могло
и не быть, если бы не было первородного
греха Адама. В отличие от Аристотеля,
для которого человек — это существо политическое и
должно жить в государстве, Августин воспринимает
государство лишь как промежуточный момент
человеческого паломничества на земле.[6]
В отличие от Цицерона,
дня которого республика как дело народное
существует тогда, когда она управляется
хорошо и справедливо одним, немногими
или всем народом, Августин считал, что
истинная справедливость существует только
в граде Божием: «истинной справедливости
нет нигде, кроме той республики, основатель
и правитель которой — Христос, если и
эту последнюю угодно называть республикой,
так как нельзя отрицать, что и она — народное
дело».
Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли стремящейся к самостоятельности и не признающей Божественных установлений. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два направления: приверженцы бога на земле, признающие его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят град человеческий: светское, земное государство. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим охарактеризованы как «большая шайка разбойников». Связав царство дьявола с государством, Августин положил начало многим средневековым ересям. Смысл истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе. [7]
2. Социально - политическое учение Фомы Аквинского
XIII в. – век наивысшего могущества Римской церкви. В это время происходит окончательное становление средневековой религиозной догматики. Этим церковь обязана Фоме Аквинскому, который помимо богословия и философии трактовал проблемы права, морали, государства, экономики. Фома Аквинский родился под Неаполем, принадлежал к аристократическому роду. Фома – первый схоластический учитель церкви («князь философии»). Учился в Кельне, Болонье, Риме, Неаполе. С 1279 г. признан официальным католическим философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Его политические взгляды изложены в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Одна из частей главного произведения «Сумма теологий» специально посвящена законам. В 1323 г. причислен к лику святых.[3]
В своих политических воззрениях Фома отвергал социальное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. «Государственное сообщество, - писал он, - является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели». При этом следует различать сущность, форму и использование власти. Установленная Богом власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться. Главная задача государственной власти – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, Подданные вправе оказывать ей сопротивление.
В учении Фомы Аквинского признавался суверенитет власти народа: «Король, изменивший своему не может требовать повиновения. Это не восстание, направленное на свержение короля; поскольку он сам восстал, народ вправе низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы не допускать злоупотреблений. С этой целью весь народ должен участвовать в управлении. Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов. Ни одно правительство не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Мы не можем быть в безопасности, пока зависим от воли другого человека».[2]
Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон – это Божественный разум, правящий вселенной. Вечный закон заключен в Боге и потому существует сам по себе. Все остальные законы производны и подчинены вечному. Естественный закон есть отражение Божественного закона в человеческом разуме. В силу причастности ума человека к Божественному разуму, ум человека управляет всеми его нравственными силами и является источником закона естественного (он повелевает делать добро и избегать зла). По закону естественного права протекала блаженная жизнь людей до грехопадения. Из естественного закона вытекает закон человеческий, созданный по воле людей.[3] Целью человеческого закона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: Оно имеет в виду интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью и обнародован. Что касается Божественного закона – то это законы Ветхого и Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по причине недостаточности одного естественного разума. [8]
Заключение
Изучив политические учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского основные (создатели христианской политической теории), можно сделать вывод о том, что в их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью.
Вся история человечества представлялась Августину борьбой между двумя градами. В граде земном постоянно проявляется «похоть господствования», властолюбия, присущая и правителям, и подчиненным. В граде же Божием «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».
Важное место в учении Августина занимают проблемы человеческой свободы и воли. Человек рождается свободным, но в государстве сталкивается со многими ограничениями свободы. Чтобы преодолевать их, необходимо проявлять сильную волю, в т. ч. политическую.
Августин говорил о безусловном приоритете власти церковной, идущей от Бога, над властью светской, государственной. Власть государственная регулирует поведение людей в их временном земном существовании и сама является временной. Власть божественная направляет жизнь вечную, ее земным олицетворением выступает Христианская Церковь.
Августин имел много
последователей. Имя Августин
Государство, по Аквинскому,
возникло в результате природной необходимости,
так как человек от природы существо общественное
и политическое, поскольку он существо
разумное (восприятие рецепции
Аристотеля). Но Государство, как и природа
и все сущее, берет начало от
Бога. Но созданная Богом природа обладает
некоторой автономией и творческими свойствами
и такими же свойствами обладает созданное
природой государство (концепция самого
Фомы Аквинского). Это отличает его учение
о государстве от традиции Августина и
его последователей, согласно которой
происхождение государства ведется от
грехопадения, а каждое явление природы
и общества рассматривается как результат
непосредственного вмешательства божественного
Провидения.