Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 10:44, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать политические взгляды Никколо Макиавелли, изложенные им в таких трудах как «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Для этого были рассмотрены его теория происхождения государства, а также классификация форм правления. Кроме того, были рассмотрены те методы и способы политической деятельности, которые Никколо Макиавелли советовал использовать правителям своего времени, но которые не утратили своего значения и сейчас.
Введение
Никколо Макиавелли — один
из самых трудных для понимания и объяснения
мыслителей. Идеи, которые он высказывал,
до сих пор служат предметом спора и обсуждаются
политологами разных стран. Уже на протяжении
нескольких столетий вокруг его главного
произведения «Государь» ведутся полемические
споры, а его взгляды на то, каким должно
быть поведение государей относительно
завоевания и удержания власти в руках,
получили название макиавеллизма — синонима
политического, гражданского и человеческого
коварства, двуличия, лицемерия, предательства,
жестокости и т.д. Никколо Макиавелли первый
и в своем роде единственный мыслитель
эпохи Возрождения, который сумел вполне
определенно постичь смысл основных тенденций
той эпохи, смысл ее политических требований
и стремлений, сформулировать и изложить
их таким образом, что они не просто становились
высказываниями, а самым активным образом
воздействовали на тех, кто еще очень смутно
чувствовал эти требования, но кто стремился
к преобразованию существующего положения
вещей и существующих порядков.
В настоящее время Макиавелли представляет
не только исторический и культурный интерес,
но также политический. Он впервые в истории
разработал феноменологию политического
сознания и действия, обращенную не в прошлое,
а в будущее, не к абстрактному человеку
и человечеству, а к конкретному носителю
политической власти — новому государю,
основная цель которого состоит в создании
мощного единого национального государства.
Наше современное государство постоянно
меняется, происходят различные перемены
в политической, экономической, социальной
и других сферах жизни. Мы стремимся построить
сильное государство, обеспечивающее
стабильность всем его гражданам. Но на
пути к этому возникают различные трудности,
преодолевая которые можно прийти к созданию
сильного единого государства. Поэтому
политические взгляды Н. Макиавелли нам
интересны и по сей день.
Цель данной работы заключается в том,
чтобы проанализировать политические
взгляды Никколо Макиавелли, изложенные
им в таких трудах как «Государь» и «Рассуждения
о первой декаде Тита Ливия».
Для этого были рассмотрены его
теория происхождения государства,
а также классификация форм правления.
Кроме того, были рассмотрены те методы
и способы политической деятельности,
которые Никколо Макиавелли советовал
использовать правителям своего времени,
но которые не утратили своего значения
и сейчас.
Взгляды
Макиавелли на происхождение и формы
государства
Политика, по Макиавелли – это взаимоотношения
различных социальных сил (слоев общества,
групп людей, отдельных личностей) по поводу
осуществления власти в обществе. Никколо
Макиавелли считал что основным вопросом
политики является вопрос о власти. Мыслитель
ввел в научный оборот понятие stato — государство,
под которым понимал аппарат, управляющий
подданными, обществом, и которому во главе
с государем принадлежит публичная власть
— право командовать, управлять государством
на свое усмотрение.
Макиавелли объяснял происхождение государства
исходя из природы человека, при том не
только из его естественной природы, но
также и общественной. Ведь многие положительные
и отрицательные качества человека формируются
в процессе его жизни и деятельности в
социуме. Макиавелли считал что о людях
в целом можно сказать, что они неблагодарны
и непостоянны, склонны к лицемерию и обману,
что их отпугивает опасность и влечет
нажива. Люди ненавидят друг друга из страха
или зависти. Человек во всем ищет свою
выгоду и для ее достижения пользуется
силой.Пока ты делаешь людям добро, они
твои всей душой, обещают ничего для тебя
не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей,
ни имущества, но когда у тебя явится в
них нужда, они тотчас от тебя отвернутся.
Такие негативные качества людей, как
честолюбие, властолюбие, стяжательство,
зависть, лицемерие, лживость и подобные
им, не просто даны от природы, а появляются
в процессе жизни и деятельности в обществе.
И эти качества постоянно порождают вражду
между людьми.
Необходимость обуздания этих негативных
качеств людей обусловило, по мнению Никколо
Макиавелли, возникновение государства
как особого аппарата или механизма, с
помощью которого можно было бы установить
порядок и мир в обществе. Ради этого государство
вполне может применять насилие в отношении
отдельных личностей или групп людей.
Макиавелли насилие оправдывал, но только,
если оно используется во имя блага, а
не является самоцелью.
В книге «Рассуждения о первой декаде
Тита Ливия» Макиавелли изложил свою версию
происхождения государства . Сначала,
когда обитателей на земле было немного,
люди какое-то время жили разобщенно и
разрозненно, как дикие животные. Позже,
когда «род человеческий размножился»,
люди начали объединяться. Далее они стали
выбирать из своей среды самых сильных
и смелых, делать их своими вожаками и
подчиняться им. Организованная совместная
жизнь привела к сознанию того, что плохо
и что хорошо, т.е. родилось понимание хорошего
и доброго в отличие от плохого и злого.
Сделав вывод из поступков других людей,
и понимая, что сами могут оказаться в
том или ином невыгодном для себя положении,
люди создали и установили законы и наказания
для их нарушителей. Вместе с ними появилось
правосудие и понимание справедливости.
Поэтому при последующих выборах государя
предпочтение стали отдавать уже не силе,
а мудрости, рассудительности и справедливости.
Объяснив происхождение
В «Рассуждениях» Никколо представил
традиционную для античных авторов систему
из шести форм правления — «три очень
скверных и три сами по себе хороших, но
легко искажаемых и становящихся вследствие
этого пагубными». Хорошие формы правления
— монархия, аристократия и демократия,
«дурные же — три остальных, от трех первых
зависящие и настолько с ними родственные,
что они легко переходят друг в друга:
Самодержавие легко становится тираническим,
Аристократии с легкостью делаются олигархиями,
Народное правление без труда обращается
в разнузданность» Т.е. плохие формы правления
— это тирания, олигархия и «распущенность».
От чего же происходит подобное превращение?
Макиавелли считал, что после того как
государственная власть из выборной превратилась
в наследственную, новые, наследственные
государи изрядно выродились по сравнению
с прежними. Такие новые государи заботились
только о том, как бы им превзойти всех
остальных в роскоши, «сладострастии и
всякого рода разврате». Поэтому такого
государя его же подданные начинали все
больше и больше ненавидеть. Естественно,
что все это вызывало у государя страх,
толкающий его к насилию и проявлению
все большей жестокости по отношению ко
всем подданным, так рождалась тирания.
К тому же против государя возникали заговоры,
которые устраивали те люди, «кто возвышались
над прочими своим благородством, великодушием,
богатством и знатностью и не могли сносить
гнусной жизни государя». Массы, устав
от тирании прежнего правителя и повинуясь
авторитету тех людей, которые выступали
против государя, устраивая заговоры,
ополчались на государя и, уничтожив его,
подчинялись им, как своим освободителям,
которые создавали из себя правительство.
Таким образом, тирания переходила в аристократию.
«Поначалу, памятуя о прошлой тирании,
они правили в соответствии с установленными
ими законами, жертвуя личными интересами
ради общего блага и со вниманием относясь
как к частным, так и к общественным делам».
Но через некоторое время управление государственными
делами переходило к их сыновьям, которые,
не познав испытаний судьбы, не испытав
зла и не желая довольствоваться гражданским
равенством, становились алчными, честолюбивыми,
превращая тем самым аристократию в правление
немногих, совершенно не считающееся с
нормами общественной жизни, т.е. в олигархию.
Народные массы, возмущенные и недовольные
таким правлением, шли за всяким, кто только
не пожелал бы выступить против такого
рода правителей. Уничтожив власть немногих
и не желая восстанавливать единовластие
государя, люди обращались к народному
правлению, т.е. к демократии. Однако Макиавелли
не был сторонником народного правления.
Наоборот, он считал, что оно может существовать
лишь недолгое время, «пока не умирало
создавшее его поколение, ибо сразу же
вслед за этим в городе воцарялась разнузданность,
при которой никто уже не боялся ни частных
лиц, ни общественных; всякий жил как хотел,
и каждодневно учинялось множество всяких
несправедливостей».Увидев необходимость,
люди опять обращаются к монархии. По мнению
Макиавелли, смена форм государства определяется
борьбой народа и аристократии. Массы
не хотят, чтобы ими командовали и угнетали
их, а знать стремится властвовать и порабощать
народ. «Знать желает угнетать народ, а
народ не желает быть угнетенным». Таким
образом, все формы государства не идеальны.
Складывается впечатление, что в определении
лучшей формы государства Макиавелли
противоречит сам себе. Так в «Рассуждениях»
он много говорил о преимуществах республики.
«Народные массы мудрее и постояннее государя,
— говорил мыслитель, - Если государи превосходят
народ в умении давать законы, образовывать
гражданскую жизнь, устанавливать новый
строй и новые учреждения, то народ столь
же превосходит их в умении сохранять
учрежденный строй».
Наилучшей Макиавелли считал смешанную
республику, сочетающую в себе элементы
монархии, аристократии и демократии,
олицетворяющую сильную власть, благородство
и свободу. Такая форма отличается особой
прочностью и устойчивостью. В «Государе»,
наоборот, симпатии Макиавелли на стороне
монархии, единовластия, так как в этом
труде мыслитель дает советы государям
по поводу того, какими способами правители
могли бы управлять государствами, держать
над ними власть.
Обе позиции легко примиряются, так как
в основе кажущегося противоречия лежит
разное назначение двух книг. «Рассуждения
о первой декаде Тита Ливия» носят более
общий, теоретический характер. «Государь»
— размышления о том, что пригодно для
Италии начала XVI века. Кажущаяся противоречивость
пристрастий Макиавелли объяснима. Он
исходил из того, что не может быть единого
подхода к формам правления, так как они
определяются реальными условиями и соотношением
сил, а эти реальные условия могут сделать
идеал неприемлемым и оправдать установление
формы правления, далекой от совершенства.
Поэтому в «Рассуждениях» Макиавелли
писал, что республиканская форма предпочтительнее
монархической во всех случаях, кроме
тех, где нужно ввести новые порядки, законы
и институты, т.е. преобразовать общество.
В условиях, сложившихся в Италии, преодолеть
феодальную раздробленность и создать
единое и крепкое государство в состоянии
была только сильная власть. Олицетворением
такой власти мог стать монарх, служащий
народу и опирающийся на народ.
Философ утверждал, что цель государства
— общее благо . «Государство само по себе
цели не имеет: оно ни что иное, как средство,
с помощью которого люди удовлетворяют
потребностям, вложенным в них природою.
Не люди существуют для государства, а
государство для людей». Также, оно необходимо
в виду несоответствия между природой
людей и обязанностями, которые возлагает
на них жизнь в государстве.
Методы
и способы политической деятельности
Н. Макиавелли подразделил все государства,
«обладавшие или обладающие властью над
людьми», на республики и государства,
управляемые единолично. При этом мыслитель
отметил, что государства, управляемые
единолично могут быть либо унаследованными
в том случае, если род государя правил
долгое время, либо новыми. Новым может
быть либо государство в целом, либо его
часть, которая присоединена к унаследованному
государству вследствие завоевания. Н.
Макиавелли также утверждал, что новые
государства разделяются на те, где подданные
привыкли повиноваться государям, и те,
где они изначально жили свободно. Такое
деление государств на республики и государства,
управляемые единолично; на унаследованные
и новые позволяет указать, какими способами
в том или ином случае правители могут
управлять государствами и удерживать
над ними власть.
Никколо писал, что наследному государю
намного легче удержать власть, чем новому,
так как подданные наследного государя
уже успели «сжиться с правящим домом,
и ему достаточно не преступать обычая
предков и впоследствии без поспешности
применяться к новым обстоятельствам».
Однако трудно удержать власть наследному
государю в том случае, если он присоединил
новое владение, т.е. государство становится
смешанным.
Новому же государю трудно удержать власть,
так как ему всегда приходится вводить
новые порядки и правила, которые не всегда
влекут за собой благоприятные последствия
и часто вызывают недовольство со стороны
подданных. Здесь же Макиавелли выделил
ту причину, по которой сложно удержать
власть новому правителю: «Люди, веря,
что новый правитель окажется лучше, охотно
восстают против старого, но вскоре они
на опыте убеждаются, что обманулись, ибо
новый правитель всегда оказывается хуже
старого». Новый правитель, вводя новые
порядки, наживает себе врагов в тех, кого
притеснил, и теряет дружбу тех, кто помогал
в завоеваниях, так как не может вознаградить
их в той степени, в какой они ожидали,
и не может изгнать их, так как без их помощи
он не смог бы завоевать власть в покоренной
им стране.
Мыслитель также отметил, что завоеванное
и унаследованное владения могут принадлежать
либо к одной стране и иметь один язык,
либо к разным странам и иметь языки разные.
Если оба владения принадлежат к одной
стране и имеют один язык, то власть удержать
нетрудно, так как в этом случае сохраняется
общность обычаев.
Если же завоеванное владение отличается
от унаследованного по языку, обычаям
и порядкам, то в таком случае для удержания
власти требуется и большая удача, и большое
искусство. Макиавелли предложил следующий
способ сохранения власти, заключающийся
в том, что государь должен переселиться
в новое владение на постоянное место
жительство. С помощью такой меры правитель
не только упрочит, но и обезопасит свою
власть, так как, только оставшись в завоеванном
владении можно своевременно заметить
начинающуюся смуту и вовремя ее пресечь,
наказав затеявших ее людей.
Мудрый правитель должен думать не только
о нынешнем дне, но и в будущее , т.е. нужно
стараться всеми силами предотвратить
возможные беды. Никколо Макиавелли сравнил
это с болезнью, которую легче излечить,
если вовремя принять необходимые меры:
«Если своевременно обнаружить зарождающийся
недуг, что дано лишь мудрым правителям,
то избавиться от него нетрудно, но если
он запущен так, что всякому виден, то никакое
снадобье уже не поможет. Государь, чтобы
удержать власть над чужой по обычаям
и языку страной, предвидя беду, например,
в виде нападения на его владения противника,
должен тотчас же принять все необходимые
меры, а не бездействовать из опасения
вызвать войну, так как войны в этом случае
избежать нельзя, можно лишь оттянуть
ее — к выгоде противника».
Никколо Макиавелли также
давал советы государям, как управлять
городами или государствами, которые до
того, как были завоеваны, жили по своим
законам. В таком случае существует три
способа удержания власти в таких государствах:
Самый надежный способ овладеть государством
— разрушить его. «Кто захватит город,
с давних пор пользующийся свободой,
и пощадит его, того город не пощадит»
- говорил Н. Макиавелли. Так происходит,
потому что обязательно отыщется повод,
для того чтобы поднять мятеж во имя свободы
и старых порядков.
В новых государствах государям, кто следует
путем доблести, трудно завоевать власть,
но легко ее удержать. Трудность завоевания
власти состоит в том, что новым государям
приходится вводить новые установления
и порядки, без чего нельзя основать государство
и обеспечить себе безопасность. В таком
случае нового государя ожидает враждебность
тех, кому выгодны старые порядки и холодность
тех, кому выгодны новые. Это хладнокровие
объясняется недоверием людей, которые
на самом деле не верят в новое, пока оно
не закреплено продолжительным опытом.
Когда приверженцы старого видят возможность
действовать, они нападают с жестокостью,
в то время как сторонники нового обороняются
без энтузиазма, поэтому, опираясь на них,
государь подвергает себя опасности. И
здесь в разрешении этой проблемы Макиавелли
задался таким вопросом: «Самодостаточны
ли такие преобразователи или они зависят
от поддержки со стороны?» Значит новые
государи для успеха своего начинания
должны упрашивать или могут применить
силу? В первом случае они обречены, во
втором, если применят силу, им скорее
всего грозит неудача. Поэтому «все вооруженные
пророки побеждали, а все безоружные гибли».
Государю нужно иметь ввиду, что нрав людей
непостоянен и если обратить их в свою
веру легко, то удержать в ней трудно.
Поэтому государь должен
быть готов к тому, чтобы, когда
вера в народе иссякнет, заставить
его поверить в силу вновь.
Тем, кто стал государем по милости судьбы,
а не благодаря доблести, легко приобрести
власть, но удержать ее очень трудно. Так
Никколо Макиавелли оценивал правление
таких государей: «Эти невесть откуда
взявшиеся властители, как все в природе,
что нарождается и растет слишком скоро,
не успевают пустить ни корней, ни ответвлений,
почему и гибнут от первой же непогоды».
Т.е. в таких случаях государи абсолютно
зависят от воли и расположения тех, кому
обязаны властью. У таких государей нет
надежной опоры и верных союзников. Эти
правители не умеют и не могут удержаться
у власти, поскольку человеку без особенных
дарований, прожившему всю жизнь в скромном
звании, попросту негде научиться повелевать.
Н. Макиавелли считал, что только тот, кто
обладает истинной доблестью, при внезапном
возвышении сумеет не упустить того, что
фортуна сама вложила ему в руки. Т.е. только
тот человек сможет удержать власть в
своих руках, кто, став государем при внезапном
возвышении, сумеет заложить те основания,
которые другие закладывали до того, как
достигнуть власти.
Существует также способ, в котором
человек становится государем в силу благоволения
и расположения сограждан, для чего требуется
«удачливая хитрость». На этот счет Н.
Макиавелли отмечал: «Такого рода единовластие
— его можно назвать гражданским — учреждается
по требованию либо знати, либо народа».
В этом случае и знать, и народ преследуют
свои цели, несовпадающие друг с другом.
Знать желает подчинять и угнетать народ,
народ же не желает находиться в подчинении
и угнетении. Макиавелли говорил по этому
поводу, что единовластие учреждается
либо знатью, либо народом, в зависимости
от того, кому первому представится удобный
случай. В таком случае знать, видя, что
она не может противостоять народу, возвышает
кого-нибудь из своих и провозглашает
его государем. Так же и народ, видя, что
не может сопротивляться знати, возвышает
кого-либо одного, чтобы в его власти обрести
для себя защиту. Нужно отметить, что тому,
кто приходит к власти с помощью знати,
труднее удержать власть, чем тому, кого
привел к власти народ. Это происходит
потому, что если государь окружен знатью,
которая себя ощущает равной государю,
то он не может ни приказывать, ни иметь
независимый образ действий. А тот государь,
которого привел к власти народ, правит
один, и вокруг него нет людей, кто не желал
бы ему повиноваться, так как он удовлетворяет
интересы и требования всего народа —
народ не желает быть угнетенным. Удовлетворять
же интересы и притязания знати, не ущемляя
других, невозможно — знать желает угнетать
народ. Государю следует также помнить
тот факт, что от враждебной знати можно
ждать не только того, что она отвернется
от неугодного ей государя, но и то, что
она может пойти против него, «ибо она
дальновидней, хитрее, загодя ищет путей
к спасению и заискивает перед тем, кто
сильнее». Но государь может обезопасить
себя от нападок враждебной знати, так
как он сам может выбирать знать, т.е. приближать
к себе только действительно достойных
людей. При этом Н. Макиавелли писал, что
с людьми знатными нужно поступать так,
как поступают они.
Подводя итог, нужно отметить важные
моменты для государя: если же государь
пришел к власти с помощью народа,
то он в таком случае должен стараться
удержать взаимопонимание и дружбу
с народом, для этого нужно
всегда помнить необходимое требование
народа — чтобы его не угнетали. Если же
государя привела к власти знать наперекор
народу, то первый его долг — заручиться
дружбой народа, для этого нужно взять
народ под свою защиту. «Люди же таковы,
что, видя добро со стороны тех, от кого
ждали зла, особенно привязываются к благодетелям»,
поэтому народ еще больше расположится
к государю.
Такие существуют способы осуществления
политической власти по Н. Макиавелли.
Государь также при осуществлении своей
власти должен пользоваться определенными
методами политической деятельности.
Власть государя должна держаться на крепкой
основе, иначе она просто рухнет. Никколо
Макиавелли считал, что «основой власти
во всех государствах служат хорошие законы
и хорошее войско». «Государь не должен
иметь ни других помыслов, ни других забот,
ни другого дела, кроме войны, военных
установлений и военной науки, ибо война
есть единственная обязанность, которую
правитель не может возложить на другого».
Государя, который плохо или вообще не
разбирается в военном деле, ждет очень
много бед. При том такой правитель не
пользуется уважением со стороны войска
и не может рассчитывать на его помощь
тогда, когда будет в ней нуждаться. Поэтому
мудрый государь должен «даже в мыслях
не оставлять военных упражнений и в мирное
время предаваться им еще больше, чем в
военное!». Государь должен постоянно
развиваться, вырабатывать у себя все
новые военные навыки, к примеру, выезжая
на охоту. К тому же такие поездки позволят
государю изучить местность, что поможет
правильно определить необходимые способы
защиты своей страны от неприятеля и точки
обороны. Таким образом, правитель, постоянно
совершенствуясь, изучив одну местность,
сможет быстро освоиться и в другой, когда
это будет особенно необходимо. Все это
вместе позволит государю добиться, что
во время войны никакая случайность не
сможет застигнуть его врасплох. Также
правителю, по мнению Н. Макиавелли, необходимо
читать исторические труды, в которых
особое внимание нужно обращать на изучение
действий выдающихся полководцев, стратегий
и способов, которыми они вели войну, а
также на то, что определяло их победы
и поражения. Все эти труды обязательно
окупятся государю именно тогда, когда
наступит тяжелое для его государства
время и не позволит врагам его сокрушить
или разрушить.
Н Макиавелли, рассуждая о поведении государей,
утверждал: «Государь, если он хочет сохранить
власть, должен приобрести умение отступать
от добра и пользоваться этим умением
смотря по надобности». Никколо Макиавелли,
создавая свой труд «Государь», говорил,
что при его написании он следует «правде
не воображаемой, а действительной», т.е.
в данном случае мыслитель описывал действительно
существующие государства, показывая
государям на примерах действительно
существующих правителей того времени
или тех, которые жили несколько раньше,
как лучше поступить, чтобы завоевать
и при этом удержать власть в своих руках.
Некоторые авторы в своих произведениях,
по мнению Макиавелли, «изображали республики
и государства, каких в действительности
никто не знавал и не видывал». Мыслитель
же полагал, что это неправильно и что
«люди понимающие» должны это знать и
понимать, так как «расстояние между тем,
как люди живут и как должны бы жить, столь
велико, что тот, кто отвергает действительное
ради должного, действует скорее во вред
себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать
добро во всех случаях жизни, он неминуемо
погибнет, сталкиваясь с множеством людей,
чуждых добру».
В каждом человеке можно выделить как
положительные так и отрицательные качества.
Особенно у тех государей, что правят государством
и стоят выше остальных людей, замечают
те или иные качества, заслуживающие похвалы
или порицания. К таким качествам Н. Макиавелли
относил щедрость, скупость, жадность,
расточительность, алчность, жестокость,
сострадание, честность, вероломство,
малодушие, твердость, смелость, снисходительность,
надменность, распутность, целомудренность,
упрямство и т.д. По этому поводу мыслитель
писал: «Раз в силу своей природы человек
не может ни иметь одни добродетели, ни
неуклонно им следовать, то благоразумному
государю следует избегать тех пороков,
которые могут лишить его государства,
от остальных же — воздерживаться по мере
сил, но не более». Таким образом, государям
не нужно бояться того, что их обвинят
в тех пороках, без которых им будет сложно
удержаться у власти.
Мыслитель также рассуждал в своей книге
«Государь» о щедрости и бережливости
правителей: «Раз государь не может без
ущерба для себя проявлять щедрость так,
чтобы ее признали, то не будет ли для него
благоразумнее примириться со славой
скупого правителя? Ибо со временем, когда
люди увидят, что благодаря бережливости
он удовлетворяется своими доходами и
ведет военные кампании, не обременяя
народ дополнительными налогами, за ним
утвердится слава щедрого правителя».
Ведь если государь, желая прослыть в народе
щедрым правителем, станет неразумно проявлять
данное качество, то он будет только вредить
самому себе, так как люди скажут, что государь
тем самым разоряет и истощает казну. Чтобы
избежать такого рода обвинений государю
придется пополнять казну с помощью повышения
старых и ввода новых налогов и податей,
что в свою очередь обременит народ и вызовет
массовое недовольство с его стороны.
Если же государь решит исправить дело,
умерив свою щедрость, то его тут же обвинят
в скупости. И, наоборот, если государь
примирится со славой скупого правителя,
то он действительно окажется щедрым по
отношению ко всем тем, у кого ничего не
отнял, а таких большая часть, и скупым
по отношению ко всем тем, кого мог бы обогатить,
а таких единицы. Скупость, по мнению Никколо
Макиавелли, это один из тех пороков, которые
помогают государю править и сохранять
свою власть. «Ничто другое не истощает
себя так, как щедрость: высказывая ее,
одновременно теряешь самую возможность
ее высказывать и либо впадаешь в бедность,
возбуждающую презрение, либо, желая избежать
бедности, разоряешь других, чем навлекаешь
на себя ненависть».
Также Никколо Макиавелли считал, что
мудрому государю нельзя злоупотреблять
милосердием. Каждый правитель хочет,
чтобы его подданные считали его не жестоким,
а милосердным. «Государь, если он желает
удержать в повиновении подданных, не
должен считаться с обвинениями в жестокости.
Учинив несколько расправ, он проявит
больше милосердия, чем те, кто по избытку
его потворствует беспорядку». Правителю
необходимо в некоторых случаях проявить
жестокость и тем самым не допустить возникновения
беспорядка, в результате которого могут
происходить грабежи и убийства, а от этого
пострадает все население, а от наказаний,
применяемых в результате расправ, пострадают
лишь отдельные лица, учиняющие беспорядок.
При этом государь не должен быть и слишком
мнительным и во всем видеть только заговоры
и что-либо плохое, так как это может привести
к неоправданным наказаниям и несправедливым
расправам, вследствие чего такой неосмотрительный
государь своей излишней недоверчивостью
навлечет на себя только лишь гнев всего
народа.
Макиавелли задавался вопросом: что же
лучше для государя: чтобы его любили или
чтобы его боялись? «Лучше всего, когда
боятся и любят одновременно; однако любовь
плохо уживается со страхом, поэтому если
уж приходится выбирать, то надежнее выбрать
страх. Ибо о людях в целом можно сказать,
что они неблагодарны и непостоянны, склонны
к лицемерию и обману, что их отпугивает
опасность и влечет нажива: пока ты делаешь
им добро, они твои всей душой, обещают
ничего для тебя не щадить: ни крови, ни
жизни, ни детей, ни имущества, но когда
у тебя явится в них нужда, они тотчас от
тебя отвернутся». Любовью люди, «будучи
дурны», могут пренебречь ради личной
выгоды, а вот страх поддерживается угрозой
наказания, которой пренебречь невозможно.
Но государь также должен умело внушать
страх, чтобы избежать ненависти со стороны
своих подданных. Для этого государю не
следует иметь виды на имущество граждан,
так как, по мнению Н. Макиавелли, люди
скорее простят смерть отца, чем потерю
имущества. Причем любому государю нужно
помнить, что любовь исходит от подданных,
а страх внушает сам государь, поэтому
мудрый правитель будет больше рассчитывать
на себя.
Каждый государь стремится быть честным,
держать данное ими слово. Но Макиавелли
утверждал: «В наше время великие дела
удавались лишь тем, кто не старался сдержать
данное слово и умел, кого нужно, обвести
вокруг пальца; такие государи, в конечном
счете, преуспели куда больше, чем те, кто
ставил на честность». «Из всех зверей
пусть государь уподобится двум: льву
и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков,
следовательно, надо быть подобным лисе,
чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы
отпугнуть волков». Из этого можно сделать
вывод, что разумный и мудрый правитель
не может и не должен оставаться верным
своему обещанию, если это вредит его интересам
и если исчезли причины, которые побудили
государя дать такое обещание.
Макиавелли полагал, что люди по натуре
своей дурные и поэтому не умеют быть честными,
не могут честно держать данное ими слово.
Государь должен всегда это помнить, для
того чтобы не потерять власть. Но свою
хитрую лисью натуру нужно уметь прикрыть,
спрятать, чтобы ее было не так просто
распознать окружающим государя людям.
По такому поводу Никколо Макиавелли писал:
«Нужно по возможности не удаляться от
добра, но при надобности не чураться и
зла». Т.е. государь в глазах окружающих
его людей должен выглядеть сострадательным,
верным своему слову, искренним, милостивым
и благочестивым и стараться быть таким
на самом деле, но внутренне государь должен
сохранять готовность проявить и противоположные
качества, если это окажется необходимо
в той или иной ситуации. «Каждый знает,
каков ты с виду, немногим известно, каков
ты на самом деле, и эти последние не посмеют
оспорить мнение большинства, за спиной
которого стоит государство».
Н. Макиавелли утверждал: «Самое главное
для государя — постараться всеми своими
поступками создать себе славу великого
человека, наделенного умом выдающимся».
Также государя уважают, по мнению мыслителя,
когда он не стоит в стороне, а четко комментирует
свою позицию, выступая или в качестве
врага, или в качестве друга. Нерешительные
государи выбирают невмешательство, чтобы
избежать опасности, но эта позиция может
привести к свержению такого государя.
Если же государь примет сторону одного
из воюющих, то останется только в выигрыше.
Если его союзник, на стороне которого
он выступал, одержит победу, то этот союзник
будет обязан ему, так как «люди не настолько
бесчестны, чтобы нанести удар союзнику,
выказав столь явную неблагодарность».
Если же тот, чью сторону принял государь,
проиграет войну, то он примет государя
к себе, «так что государь станет собратом
по несчастью тому, чье счастье, возможно
еще возродиться». Также уважения заслужит
и тот государь, который будет покровительствовать
одаренным людям, «оказывать почет тем,
кто отличился в каком-либо ремесле или
искусстве». Государь должен тем самым
побуждать граждан заниматься торговлей,
различными ремеслами, земледелием, чтобы
граждане не боялись того, что у них отнимут
их владения, где они работали, не покладая
рук, не опасались того, что их разорят
чрезмерными налогами и т.д.
«Об уме правителя первым делом судят
по тому, каких людей он к себе приближает».
Если люди, которых приближает к себе государь,
преданные и способные, то это свидетельствует
о его мудрости и о том, что государь умеет
разбираться в людях. Если же наоборот,
помощники государя являются людьми, не
имеющие данные положительные качества,
то в таком случае и о государе сложится
аналогичное мнение, так как «первую оплошность
он уже совершил, выбрав плохих помощников».
Государь, по словам Никколо Макиавелли,
должен всегда советоваться с другими
только тогда, когда он сам пожелает этого,
а не когда этого пожелают другие. «Государь
должен осаживать всякого, кто вздумает,
непрошенный, подавать ему советы. Однако
сам он должен широко обо всем спрашивать,
о спрошенном терпеливо выслушивать правдивые
ответы и, более того, проявлять беспокойство,
замечая, что кто-либо почему-либо опасается
говорить ему правду». Таким образом, все
это поможет государю распознать лесть
и должным образом оградить от нее себя.
Все эти вышеописанные правила получили
название макиавеллизма как символа политического
коварства.
Подводя итог нужно сказать, ради укрепления
государства Никколо Макиавелли считал
возможным применять любые способы и призывал
действовать по принципу «Цель оправдывает
средства», так как только государство
гарантирует мир и порядок. Также мыслитель
считал, что пусть обвиняют поступки государей,
лишь бы оправдывали результаты. «О действиях
всех людей, а особенно государей, с которых
в суде не спросишь, заключают по результату,
поэтому пусть государи стараются сохранить
власть и одержать победу».