Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:43, контрольная работа
Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Его малой родиной стала деревушка Сан-Кашано, расположенная возле Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел прекрасное представление об итальянской классике, но не разделял преклонения гуманистов перед эпохой античности.
В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 22 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.
Введение 3
1. Виды государств по Макиавелли 5
2. Способы приобретения власти 7
3. Принципы управления государством 9
4. Заключение 10
Список используемой литературы 12
ГАОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА им. Ю.А. Сенкевича
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО
КАФЕДРА
"СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО"
ДИСЦИПЛИНА
"ПОЛИТОЛОГИЯ"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Политические взгляды Макиавелли»
Выполнил(а) студент(ка)
2 курса 32-9-РС группы
факультета заочного обучения
___Попова В.А ____Ф.И.О.
Проверил преподаватель
___Симонова М.М.__Ф.И.О.
МОСКВА 2013 год
Содержание
Введение
1. Виды государств по Макиавелли 5
2. Способы приобретения власти 7
3. Принципы управления государством 9
4. Заключение
Список используемой литературы 12
Практическое задание
Введение
Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Его малой родиной стала деревушка Сан-Кашано, расположенная возле Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел прекрасное представление об итальянской классике, но не разделял преклонения гуманистов перед эпохой античности.
В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 22 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.
Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью, разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения - новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».
1. Виды государств по Макиавелли
В своей работе Макиавелли рассматривает такие типы государств как:
- государства управляемые единовластно;
Макиавелли считает, что длительное родовое правление государством крепче чем завоеванное, т.к. народ, свыкнувшись с долгим порядком правления и уже привыкнув к нему вводить какие-то новшества с новым государем не желает, даже если государство захватили, то старому правителю легче вернуть власть при первой же ошибке нового правителя. Макиавелли приводит пример в своей книге «Государь»: «У нас в Италии примером может служить герцог Ферраский, который удержался у власти после поражения, нанесенного ему венецианцами в 1484 году и папой Юлием в 1510-м, только потому, что род его исстари правил в Ферраре.» У наследников нет причин коренным образом менять устои государственной власти.
- смешанные государства;
Смешанными государствами Макиавелли считал те государства, в которых наследник присоединял к своей территории новые земли. И если это территории принадлежат к одной стране и языку, то это облегчает задачу правителя. Но если на новой территории существовал свой язык, свои обычаи, своя культура и т.д. удержать власть там тяжелее, чем ее завоевать, и надо быть очень мудрым правителем, чтобы соблюдать интересы живущих там людей.
Такой пример приводит нам Макиавелли в своей книге: «Римляне, завоевывая страну, соблюдали все правила: учреждали колонии, покровительствовали слабым, не давая им, однако, войти в силу; обуздывали сильных и принимали меры к тому, чтобы в страну не проникло влияние могущественных чужеземцев. Ограничусь примером Греции. Римляне привлекли на свою сторону ахейцев и этолийцев; унизили македонское царство; изгнали оттуда Антиоха. Но, невзирая ни на какие заслуги, не позволили ахейцам и этолийцам расширить свои владения, не поддались на лесть Филиппа и не заключили с ним союза, пока не сломили его могущества, и не уступили напору Антиоха, домогавшегося владений в Греции. Римляне поступали так, как надлежит поступать всем мудрым правителям, то есть думали не только о сегодняшнем дне, не и о завтрашнем и старались всеми силами предотвратить возможные беды, что нетрудно сделать, если вовремя принять необходимые меры, но если дожидаться, пока беда грянет, то никакие меры не помогут, ибо недуг станет неизлечим»
- церковные государства
По рассуждениям Макиавелли принцип церковного государства состоит в том, что формально главой государства является государь, а в действительности правит страной Церковь, которая поддерживает правителя. «Только там государи имеют власть, но ее не отстаивают, имеют подданных, но ими не управляют; и, однако же, на власть их никто не покушается, а подданные их не тяготятся своим положением и не хотят, да и не могут от них отпасть. Так что лишь эти государи неизменно пребывают в благополучии и счастье».
3. Способы приобретения власти
Как видно из работы Макиавелли существует несколько способов приобретения власти:
- собственными силами;
Для приобретения власти таким путем, необходимо иметь силу, доблесть, отвагу. Приобретая, таким образом, власть надо ее уметь удержать. Сторонники нового, веря государю, но без энтузиазма поддерживают его, а сторонники старых порядков всегда готовы отстаивать свои взгляды и готовы бороться с новыми веяниями до последнего, дабы сохранить свои приоритеты.
«Но если цель достигнута, если царь заслужил признание подданных и устранил завистников, то он на долгое время обретает могущество, покой, почести и счастье».
- с чужой помощью;
Такие государи, которые «загребают жар чужими руками» во многом зависят от тех людей, которые помогают им достигнуть вершин власти. И малое их недовольство может лишить власти и почестей любого «поставленного» ими же правителя. И здесь надо иметь большую хитрость, а может и мудрость, чтобы сохранить свое положение.
«Эти невесть откуда взявшиеся властители, как все в природе, что нарождается и растет слишком скоро, не успевает пустить ни корней, ни ответвлений, почему и гибнут от первой же непогоды».
- счастливым стечением обстоятельств;
Став государем по счастливому стечению обстоятельств они не знают, что делать с этой властью. Им надо иметь хороших советников, но опять же они будут подвластны чужому мнению или же уметь править. Это должно быть заложено в настоящем государе.
«Не умеют от того, что человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться повелевать; не могут оттого, что не имеют союзников и надежной опоры».
- злодеяниями;
Такие правители приходят к власти не без помощи преступных деяний против народа и государства. И все будут зависеть от того, простят их граждане, поверят и пойдут за своим правителем или же придется жестокостью насаждать повиновение.
«Отсюда следует, что тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение».
4. Принципы управления государством
Макиавелли видел силу государя в знании и способности учесть и осмыслить не только современный ход событий, но также и опыт сходных ситуаций в истории, он считал неотъемлемыми качествами правителя трезвость мысли, рационализм, умение принимать во внимание противоречивые интересы различных общественных кругов, наконец, понимание и использование в интересах государства особенностей человеческой психики.
Государь, по мнению Макиавелли, должен действовать в интересах государства и подданных, не опираясь на собственные эмоции.
По мнению Кравченко А.И.: «Умный лидер – это всегда взвешивающий все обстоятельства и последствия своих поступков правитель. И круг анализируемых обстоятельств должен быть достаточно велик, чтобы ясно понять простую мысль: существуют добродетели, обладание которыми ведет к гибели, и есть пороки, усвоив которые, можно достичь безопасности и благополучия». Все принципы зависят от обстоятельств, в которых оказался правитель, но все средства должны соответствовать ситуации.
Муссолини и другие известные истории диктаторы находили в работах Макиавелли подтверждение своим идеям о сильной государственной власти и роли отдельной личности.
Заключение
Никколо Макиавелли, величайший социальный технолог, живший на рубеже XV—XVI веков, оставил нам бесценное теоретическое наследие по управлению крупными социальными объектами, которое и по сей день актуальнее, информативнее и полезнее, чем подавляющее большинство современных книг по бизнесу и менеджменту.
И если многие знают о нем и его трудах только понаслышке и представляют его неким апологетом циничности и зла, то причина кроется в том, что Макиавелли был, прежде всего, горячим патриотом Италии.
Как патриот, он ненавидел институт папства и считал, что католическая церковь в лице этого института, не имея сил и желания объединить Италию и тем устранить кровопролитные войны между ее городами-государствами, находила силы и желание препятствовать каждому, кто стремился к такому объединению. Разделяя и властвуя, церковь получала от междоусобных войн соотечественников свои бонусы.
Церковь отвечала Макиавелли такой же ненавистью, сжигала его книги и навеки демонизировала его образ.
Кроме того, Макиавелли вызывал и вызывает зависть, и даже ненависть многих «социальных мыслителей» своим неприлично большим интеллектуальным превосходством.
Произведения Макиавелли плотно насыщены информацией. Однако неискушенный или поверхностный взгляд может скользить по текстам, так и не увидев этой бесценной сокровищницы управленческих рецептов, приемов и принципов, поскольку не каждый читатель обладает достаточным временем и терпением, чтобы проделать необходимую и довольно трудоемкую работу.
Надо сказать, что в отличие от большинства современных авторов Макиавелли не только описывает сами приемы, но и обычно указывает на условия и ограничения их применения. К месту упомянуть, что в физике известно правило: понять физическую теорию — значит понять ее ограничения, т. е. области, где эта теория «не работает».
Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть, не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.
Список используемой литературы
1. Макиавелли Н. Государь. – М., 1989
2. Кравченко, А.И. - Макиавелли: технология эффективного лидерства. – Социс. , 1993
3. rusnauka.com
4. university books.ru
5. wisdoms.ru
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Методы |
Предмет исследования |
а. Коммуникативные |
Коммуникация – общение. Коммуникативный метод, учитывает общение власти с народом на доступном языке, адекватного процесса реального общения. |
б. Информационно-кибернетические |
По К.Дойчу эта модель рассматривается, как сеть коммуникаций и информационных потоков. При этом правительство приводит в движение политическую систему путем регулирования информации, особенностями процесса переработки, моделирования, хранения и передачи. |
в. Политико-культурные |
Одной из важнейших проблем политологии является политическая культура со свойственными ей ориентациями, установками, национальными мифами, стереотипами и т.д. |
г. Системные |
У истоков стояли американские ученые Д. Истон и Т. Парсонс, применяется в политологии с 1950-1960-х годов. Этот метод исследует политическую жизнь общества как открытую систему, подверженную внутренним и внешним воздействиям, но при этом способную сохранять свое существование. Системный метод сосредоточен на целостности политики и на ее взаимоотношениях с внешней средой. Он позволяет определить важнейшие цели функционирования государств и других элементов политической системы, оптимальные пути и способы достижения этих целей – при помощи построения модели, включающей все факторы взаимосвязи реальной политической ситуации. |
д. Структурно-функциональные |
Метод был разработан американскими социологами Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а в политологии – американскими политологами Г. Алмондом и Д. Истоном. Структурно-функциональный анализ расчленяет сложный объект политики на составные части, выявляет и изучает связи между ними, определяет их роль в удовлетворении потребностей системы. Путем структурно-функционального анализа выясняется количество социальных изменений, к которым может приспособиться политическая система, устанавливаются способы сохранения и регулирования политической системы. Структурно-функциональный метод позволяет ответить на вопросы: какие функции должна выполнять политическая система, при помощи каких структур и с какой эффективностью она их выполняет. |
е. Социологические |
Сосредоточен на изучении зависимости политики от социальных факторов (экономики, социальной структуры, идеологии, культуры и др.) Применение социологического метода позволяет анализировать политику как сферу целенаправленных взаимодействий различных социальных групп, преследующих свои интересы, характер которых обусловлен социальными факторами. Именно использование социологического метода позволяет ответить на вопрос о том, в интересах каких социальных групп осуществляется политика, вырабатываются политические решения, предпринимаются те или иные политические действия. |
ж. Бихевиоральные |
Стал формироваться еще в начале ХХ в., когда американский политолог Ч. Мерриам указал на определяющую роль политического поведения людей в политической жизни общества. В дальнейшем, благодаря исследованиям американского философа Ч. Лассуэла и английского ученого Дж. Кетлина, бихевиористский (поведенческий) метод получил признание. В 1920-1930-х годах он был революционным методом внедрен в политологию и стал основой прикладных политологических исследований. Бихевиористский метод ориентирует исследователя на систематическое наблюдение за поведением личности, социальных групп в политике. Он акцентирует внимание на действиях людей по реализации своих целей, на изучении мотивации политического поведения. Бихевиористская концепция требует учета роли количественных показаний деятельности и поведения людей (при принятии решений, в ходе избирательной кампании и др.). Моделируя заданную ситуацию с учетом воздействия всех возможных «силовых векторов», можно достоверно прогнозировать развитие будущих политических событий. С середины ХХ в. в США научные учреждения и университеты, наблюдая поведение различных общественных групп и их отдельных представителей, стали разрабатывать целевые программы, связанные с внешней политикой США, системой обороны, борьбой с бедностью, этническими проблемами. Разработка таких программ встретила серьезную поддержку со стороны крупнейших фондов (Фонда Форда, Фонда Рокфеллера и др.) |
з. Антропологические |
Помогает выявлению в политике объективной роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, то есть качеств человека как биосоциального существа. Таким образом, этот метод нацелен на уяснение человеческого фактора в политике, роли личности в политических событиях и процессах. |
и. Психологические |
Помогает выяснить психологические механизмы политического поведения индивида (побуждения, желания, страсти и др.). Метод восходит к основоположнику психоанализа З. Фрейду, который усматривал главные мотивы политической активности субъекта в неудовлетворенности его базовых потребностей. Применяя психологический метод, политологи анализируют индивидуальные качества личности, черты характера, бессознательные психические процессы, влияющие на политическое поведение индивида. |
к. Институциональные |
Это метод изучения политических институтов (государства, права, политических партий и движений) и их взаимодействий. Институциональный метод помогает понять политическую реальность при помощи изучения групп, контролирующих власть и политического процесса в целом. |