Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 09:31, реферат
Платон большое значение придает единству, которое как цемент скрепляет государство, в монолитное целое. А отсутствие единства ведет к разрушению государства и его распаду. Но о каком конкретно единстве идет речь? Платон понимает единство трояко: отсутствие разногласий среди правителей, господство закона над всеми гражданами, отсутствие поляризации общества на бедных и богатых. Стремление быть выше законов смертельно опасно для государства. Так же опасно для государства и разделение общества на бедных и богатых. Такое государство чрезвычайно неустойчиво и любая причина может нарушить в нем спокойное течение жизни.
Стремление правителей угодить толпе — это другая серьезная помеха в управлении государством, о которой предупреждает Платон^ Трудно устоять перед напором толпы, не Поддаться ее настроению.
Политические взгляды Платона
В. Н. САФОНОВ кандидат философских наук
СПЖ. 1998. № 3.
Свои политические взгляды Платон (427-347 гг. до н. э.) изложил в произведениях «Государство», «Законы», небольшом диалоге «Политика» и письмах. Государство возникает, по мнению Платона, из-за стремления людей жить вместе, сообща, так как совместная жизнь облегчает существование каждого. Проблему соотношения личности и государства Платон решает в пользу государства, личность для Платона лишь средство существования и укрепления государства. Платон понимает, что отношения между личностью и государством должны быть сбалансированными. Государство не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны по отношению к государству обладать чрезмерной свободой. Две категории граждан, по мнению Платона, не годятся для управления государством; «Как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предостав- I лено заниматься самоусовершенствованием...» {Платон. 1 Государство //Соч. В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 327).
Залог успешного управления государством заключается, по мнению Платона, в том, что к управлению государством привлекаются не те люди, которые желают этого, а те, которые не рвутся к государственному кормилу.
В своей идеальной модели государственного устройства Платон предлагает весьма демократическую, даже по нынешним временам, процедуру выборов. Выборы, во-первых. проходят в три тура (в первом туре выбирают 300 лучших, из которых во втором туре выбирают 100 более лучших, и» которых же опять в третьем туре окончательно выбирают самых лучших 37 человек), во-вторых, поименно, в-третьих, результаты выборов подводят- 194
ся публично и,' в-четвертых, что самое интересное и что отсутствует в современной практике политической жизни, это возможность в течение 30 дней изменить свой выбор Рядовые граждане и правители имеют друг перед другом взаимные обязательства. Если гражданин обязан участвовать в управлении государством, то правители, со своей стороны, несут ответственность за злоупотребление своей властью.
Любопытна классификация Платоном видов власти:
власть родителей над потомством; власть благородных над неблагородными; власть старших над младшими; власть господ над рабами; власть сильного над слабым; власть разумного над несведущим (этот вид власти Платон считал важнейшим); власть по жребию.
Платон большое значение придает единству, которое как цемент скрепляет государство, в монолитное целое. А отсутствие единства ведет к разрушению государства и его распаду. Но о каком конкретно единстве идет речь? Платон понимает единство трояко: отсутствие разногласий среди правителей, господство закона над всеми гражданами, отсутствие поляризации общества на бедных и богатых. Стремление быть выше законов смертельно опасно для государства. Так же опасно для государства и разделение общества на бедных и богатых. Такое государство чрезвычайно неустойчиво и любая причина может нарушить в нем спокойное течение жизни.
Стремление правителей угодить толпе — это другая серьезная помеха в управлении государством, о которой предупреждает Платон^ Трудно устоять перед напором толпы, не Поддаться ее настроению.
Платон предупреждает об опасности излишней свободы в государстве: «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство... тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство» (там же. С. 381). Эта мысль Платона в последующие века повторялась много раз, варьируясь на разные лады. Например, Наполеон говорил, что диктатура рождается из анархии. Особенно актуальна эта мысль для нашей России, так как в общественном сознании россиян все больше утверждается мысль о необходимости сильной авторитарной или даже диктаторской власти. Свобода, обрушившаяся на головы наших соотечественников, все больше 195
напоминает анархию. Жо также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь:/ «Как подчинение, так и свобода, переступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере это — великое благо (Платон. Письма//Соч. В 3 т. М., 1972. Т. 3. Ч. 2. С. 557). Большая помеха в управлении государством — это придание одной личности слишком большой власти.
Интересен перечень государственных преступлений,
которые Платон ставит на второе место сразу после преступлений против богов: проведение своего ставленника на государственную должность, не считаясь с законами, подчинение государства интересам какой-то партии с использованием насилия для возбуждения противозаконного восстания, составление заговора против государства. Каждый честный гражданин должен оповещать правителей о заговорщиках. Все перечисленные преступления караются смертной казнью и идут наравне с преступлениями против богов. \| Платон в своем идеальном государстве делит всех
граждан на три сословия. Первое — это
сословие пра-вителей, стражей или
философов. Второе — сословие л воинов. Третье — сословие
земледельцев и ремесленни- т ков. Каждое из этих сословий
Платон сравнивает с ме- • таллом: сословие
правителей — это золото, сословие 'т
воинов — серебро, земледельцы и ремесленники
— медь т и"» железо. Эти три сословия
больше похожи на касты, я так как переход
из одного сословия в другое и вмеша- |
тепьство представителя одного сословия
в дела других Д сословий считается высшим
преступлением. Впрочем, т Платон допускает, что
в низшем третьем сословии может • родиться
ребенок, склонный по своим природным
задат- д кам стать правителем или воином,
и наоборот, в сосло-Ц вии правителей может
родиться ребенок, не годный дляд того,
чтобы стать правителем. В таком случае
способных) детей переводят в высшие сословия,
а негодных — низшие.
Внутри каждого сословия, по Платону, запрещается менять профессию на том основании, что настоящий профессионалом можно стать лишь в том случае, когда^ постоянно занимаешься одним и тем же делом. Именно из этих рассуждений Платон и выводит свое понимание справедливости: «Но заниматься своим делом и не вме^ шиваться в чужие — это и есть справедливость» (ПлаА тон. Государство//Соч. В 3 т.- Т. 3. Ч. 1. С. 224). В таком 196
разумно устроенном государстве представителям всех трех сословий будет хорошо: «Таким образом, при росте и благоустройстве нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответственно их природным данным» (там же. С. 208).
Платон особо подчеркивает важность сословия правителей перед низшим сословием. Если кто-то из земледельцев и ремесленников плохо выполняет свою работу. то это не слишком большая беда для государства, но если кто-то из правителей плохо управляет, то это уже грозит государству гибелью. Если от плохой работы ремесленника могут пострадать 10-20 человек, то от плохой работы правителей разрушится государство и лишь сами правители будут процветать. Верность своему делу, проявляемая представителем каждого сословия, сделает государство, по мнению Платона, справедливым и единым, процветающим и богатым.
;Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Он подробно описывает, какими качествами должны обладать правители государства, как их готовить к осуществлению функции управления, как их испытывать в практических делах, с какого возраста они могут стать полноправными правителями и в каком возрасте должны отойти от дел по управлению государством.; Платон считает, что пока у руля государства не окажутся философы, до тех пор государство не выйдет из полосы несчастий. Совершенно очевидно, что под «философами» Платон имеет в виду не кабинетных ученых, а мудрых государственных деятелей, способных осуществлять политическое управление.
В истории, кроме древнеримского императора Марка Аврелия, трудно найти пример, когда философ-ученый одновременно был бы государственным деятелем. (Граждан, способных к государственному управлению, совсем немного и способности их зависят от природных данных. Детей со способностями отделяют от других и готовят к будущей государственной деятельности. Образование и воспитание этой молодежи продолжается до 35 лет, затем в течение 15 лет их испытывают на военном и гражданском поприще. Тех, кто не выдерживал испытаний практического управления, переводили в жрецы. И лишь немногие по достижению 50-летнего возраста могли претендовать на звание философов-правителей, т. е. входили в состав высшего сословия. Правитель или страж 197
государства должен был обладать следующими качествами: мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость. Все эти качества Платон I называет одним словом — добродетель. Кроме того | необходима также «способность охранять законы и обычаи государства» (там же. С. 285). Еще правитель должен быть глубоко религиозным или, как сказано у Платона, благочестивым:; «Никто из смертных не может стать твердым в благочестии, если не усвоит только что указанных двух положений: во-первых, душа старше всего, что получило в удел рождение; она бессмертна и правит всеми телами; во-вторых, как мы не раз говорили, пребывающий в звездных телах ум — это царь всего существующего» (Платон. Законы/УСоч. В ,3 т. М., 1972. Т. 3. Ч. 2. С. 476).; Для правителей необходимы и физические данные. Стражами государства должны быть люди одновременно и образованные, и опытные. Платон также считал, что два высших сословия (правителей и воинов) не должны иметь частной собственности, чтобы она их не отвлекала от выполнения государственных функций. Самые пожилые стражи-правители осуществляют непосредственное управление государством, а молодые помо-1 гают^им, проходя испытания на этой работе. Чтобы знать { жизнь низов не понаслышке, правители регулярно «дол-| жны, каждый в свой черед, спускаться в обитель прочих^ людей и привыкать созерцать темные стороны жизни»! , (Платон. Государство/УСоч. в 3 т. Т. 3. Ч. 1. С. 328У «|ГОчень ценная рекомендация для любых правителей.
Интересны мысли Платона о положении женщин в его идеальном государстве: женщины во всех делах должны быть равны с мужчинами. Поразительно, что это было написано более двух тысяч лет тому назад, так как даже сегодня в конце XX в. в самых передовых странах женщины во многих отношениях далеко не равны с мужчинами «во всех делах». Мы, как и во времена Платона,, живем в обществе, где балом правят мужчины, хотя! женщины в деле своей эмансипации и добились больших успехов. Платон высказал идею об общественно». воспитании детей, когда родители не имеют контактов <| детьми и даже не знают, какай ребенок их!
Большое, внимание Платон уделял вопросу о законах^ Этот вопрос — один из главнейших во всей систем»»5 политических взглядов Платона. Откуда появился закона Платон связывает понятие закона со справедливостью-! Закон есть тс^" что устраивает всех людей, делает 198 жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой./ «Людям необходимо установить законы, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей» (Платон. Законы/УСоч. В 3 т. Т. 3. Ч. 2. С. 365),'Закон .и . порядок понятия тождественные, считал Платон. Закон— это та основная несущая опора, на которой держится государство. Закон, защищая интересы граждан, все-таки высшей целью имеет благо государства.
> Эта мысль о превосходстве интересов государства над интересами граждан у Платона прослеживается во всем. Закон должен быть выше правителей, которые лишь слуги закона: «Не ради нового словца назвал я сейчас правителей служителями законов: я действительно убежден, что спасение государства зависит от этого больше, чем от чего-то иного. В противном случае государство гибнет. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями; а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (там же.
/С. 188-189).
Платон предостерегает от абсолютизации роли закона^ так как и закон имеет пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот закон был целесообразен. Разум человеческий должен стоять выше закона, в случае необходимости корректируя его или заменяя на новый. Никому, под страхом смертной казни. не позволяется Нарушать закон. Платон называет два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом Платон отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться./Способность подчиняться Платон ставит выше умения властвовать.
Право менять закон Платон предоставляет властителям, людя« богатым или знатным. И хотя Платон постоянно Подчеркивает мысль о том, что закон должен быть полезным прежде всего для государства, т. е. соблюдать интересы всех. граждан, он понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям. Правителям государства трудно устоять перед соблазном выдать свои корыстные интересы за интересы государства. Трудно 199
также выдержать принцип равенства всех перед законом, так как давно известно, что те, у кого большая власть или большие деньги, стремятся нарушать законы. С самим Платоном был случай, когда аркадяне и фиванцы основали новую колонию Мегалополь, они, по преданию, обратились за советом к Платону. Философ предложил им свой любимый образец государства, но когда выяснилось, что на всеобщее равенство перед законом устроители нового города не согласны, Платон вынужден был с горечью отказаться от своего проекта (см.: Лосев А. Ф., Тахо-Гоби А. А. Платон. Аристотель. М., 1993. С, 60).
Платон — решительный противник частной собственности, его идеал, когда все в государстве является общим. Он категорически против крупных состояний и указывает на отрицательные стороны владения этими состояниями, он также выступает против ростовщичества, вообще против золота и серебра. Резко осуждая алчность, страсть к накопительству, Платон не осуждает стремления к богатству, если оно для человека лишь средство улучшить свою жизнь, увеличить досуг, повысить уровень культуры т. е. такое стремление к богатству, которое идет на 'пользу человеку и государству. В «Законах» Платон признает, что богатство — это благо, хотя и ставит его среди других благ на последнее место и делает' оговорку, что богатство будет благом, если оно «...не слепое, а зоркое, спутник разумности» {Платон. Законы/УСоч. В 3 т. Т. 3. Ч. 2. С. 93).