Политические взгляды социалистов - утопистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:15, реферат

Краткое описание

Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.
Целью данной работы является на основании исторических материалов изложить основные идеи выдающихся мыслителей утопического социализма. для достижения вышеизложенной цели, необходимо выполнить ряд задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 . Общее представление о социалистах- утопистах…………..4
1.1 Основные черты раннего утопического социализма………………….……….4
1.2 Утопический социализм в России………………………………………………5
ГЛАВА 2 Основные политические идеи социалистов-утопистов…..…7
2.1 Политическая концепция К. Уолца……………………………………….……10
2.2 Теория политического суверенитета Ж. Бодена………………………………13
2.3 Политический дискурс В.В. Розанова в социально-политической мысли…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 44.19 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

 

 

 

 

Факультет Юридический

Кафедра Исторических наук и политологии

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Политические взгляды социалистов - утопистов»

Выполнил студент:

Калашникова В.А

Факультета: УЭФ

Группы: 413

Номер зачётной книжки: 12059

Научный руководитель:

Лихотинский В.А.

Ростов-на-Дону

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 . Общее представление  о социалистах- утопистах…………..4

1.1 Основные черты раннего утопического социализма………………….……….4

1.2 Утопический социализм в России………………………………………………5

ГЛАВА 2 Основные политические идеи социалистов-утопистов…..…7

2.1 Политическая концепция К. Уолца……………………………………….……10

2.2 Теория политического суверенитета Ж. Бодена………………………………13

2.3 Политический дискурс В.В. Розанова в социально-политической мысли…..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………17

 

Введение

 

 

Политическая мысль нового времени, связанная с победой  Великой французской революции, утверждением и развитием индустриального  общества и буржуазной государственности, характеризуется такими общими чертами, как: а) дальнейшая углубленная разработка многих идей, выдвинутых на предшествующем богатейшем этапе истории политической мысли; б) становление, утверждение  и расцвет таких важнейших  направлений политической теории и  практики, как либерализм, консерватизм, социализм и др.; в) пристальное  внимание к анализу социальных основ  политики, государства и к соотношению  и взаимодействию экономики и  политики; г) широкое распространение  позитивизма в изучении политико-правовой проблематики (О. Конт, Г. Спенсер и  др.); д) выделение в конце данного  периода политологии в особую самостоятельную область научного знания. В центре развития политической мысли этого периода находились взгляды Б. Констана и И. Бентама, А. Токвиля и Дж. С. Милля, О. Конта и Г. Спенсера, классиков утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) и марксизма (К. Маркс и Ф. Энгельс), Л. Гумпловича и Г. Е. Еллинека, В. Парето и Г. Моска и др.

   Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

Целью данной работы является на основании исторических материалов изложить основные идеи выдающихся мыслителей утопического социализма. для достижения вышеизложенной цели, необходимо выполнить ряд задач.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 . Общее представление о социалистах- утопистах

Основные черты  раннего утопического социализма

 

   В XVI - XVII веках в экономической и общественно-политической жизни Западноевропейских стран происходят значительные сдвиги, которые характеризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением феодальных отношений, обесцениванием крестьян, возникновением промышленных монофактур и появлением наемных рабочих. Появляется и прогрессивное общественное течение - гуманизм. Гуманисты выступали против религиозного аскетизма, за свободу личности, за удовлетворение человеком земных потребностей. Однако они отрицательно относились к революционному движению масс, были далеки от них. И лишь отдельные представители гуманизма открыто встали на сторону угнетенных. К ним относится основоположник утопического социализма Томас Мор (1478-1535), который одним из первых понял, что основой эксплуатации человеком человека является частная собственность на орудия и средства производства. В своей работе “Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (1576г.) он не только критикует современные ему социально-экономические отношения, но и дает изображение такого общества, где господствует общественная собственность. Т. Мор одним из первых на рационалистической основе решает проблему организации общественного потребления путем создания демократического централизованного государства посредством внедрения общественного производства. Наряду с выдающимися догадками об устройстве будущего общественного строя, организации социально-политической жизни, учению Мора присущи черты наивности и примитивизма, идеализируем патриархальную семью, допускай рабский труд, терпим к религии, уравнительность в распределении.

   Другим основоположником утопического социализма по праву считается итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639). В произведениях Т. Кампанелла подвергаются критике феодальные отношения и сопутствующие им такие явления, как праздность, тунеядство, отвергает частную собственность и противопоставляет ей общественную. Несмотря на всю наивность и утопичность суждений Кампанелла, некоторые его положения заслуживают серьезного внимания. К ним относятся воспитание любви и уважения к труду; выбор сферы трудовой деятельности в соответствии со склонностями и способностями; усиление роли общественных, государственных органов в воспитании подрастающего поколения; эмансипация женщин. “Утопию” Т. Мора и “Город Солнца” Т. Кампанелла объединяет то, что они создавались в соответствующих условиях периода первоначального накопления капитала и разложения феодальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями раннего утопического социализма. В их взглядах отражалась идеология освободительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа - крестьянства и предпролитариата.

 

 

Утопический социализм  в России

 

   В 30-х годах об утопическом социализме в России говорили много и увлеченно, но перенос европейского социализма на российскую почву был осуществлен А.И.Герценом (1812-1870) и Н.П.Огаревым (1813-1877), которые с полным основанием могут считаться основоположниками «русского социализма».

   Первоначально представления о грядущем социальном переустройстве были у основоположников «русского социализма» весьма неопределенны и не лишены религиозной окраски. Но уже в начале 40-х годов их социалистические воззрения оформляются концептуально и из писем и дневников переходят в философскую публицистику, становясь фактом общественного сознания. Восприняв эстафету от декабристов, Герцен и Огарев направили освободительную мысль в новое русло. Соединив ее с идеями социализма, они создали своеобразную историософскую конструкцию – «русский социализм», явившийся ответом на определенные запросы национального духовного развития и результатом поиска иных путей, чем те, по которым пошел послереволюционный Запад.

   «Русский социализм», с одной стороны, был бесспорно «навеян» национальными и остро развитыми патриотическими чувствами его основателей, с другой стороны, он очевидно тяготел к рационалистическому обоснованию, что придавало ему черты универсальности. Да и сами основоположники «русского социализма» вовсе не отрицали иных, кроме как через крестьянскую общину, путей к социализму. Существенной особенностью «русского социализма» была попытка «навести мосты» между идеалом и исторической действительностью. Важно отметить еще один момент: Герцен и Огарев не принимали западные социалистические утопии без критики. Среди отмечаемых ими «нелепостей» этих учений чаще всего фигурировали требование регламентации индивидуальной жизни, дух уравнительности и нивелирования. Сами создатели «русского социализма» пытались опереться на гуманизм антропологической философии Фейербаха и диалектику Гегеля, утверждающую изначальное стремление истории к разумному строю.

   Герцен за два года до смерти дал следующее определение «русского социализма»: «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».

 

ГЛАВА 2 Основные политические идеи социалистов-утопистов

 

   Утопический Социализм-(от греч. U не, нет и topos - место, букв. место, которого нет) - представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключается в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действительность.       Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - носители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации независимо от пола и семейного положения, национальной и этнической принадлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер, к подобным отношениям, как надеются люди, движется общественное развитие, поэтому эти идеалы привлекательны для всех нормальных людей и есть большая доля вероятности, что рано или поздно они превратятся в формы реальной жизни. В такой идеологии социализма особого утопизма нет. В то же время подобные идеалы высказывались не только в социалистической идеологии, но и, например, в христианской евангелистике, и во многих других идеологиях. Наряду с ценностями, утопические теории содержат более или менее разработанную технологию создания и поддержания этих отношений равенства. Поскольку теории социализма вырастают на почве критики и отрицания существующих социально-политических отношений, в них по-разному решается вопрос о формах нового общества. В христианском социализме основой считается духовное совершенство человека. Развитие души верующих способствует созданию обстановки любви к Богу и всем людям. Вера, Надежда и Любовь в соединении со стремлением к совершенству в жизни для завоевания права на возвышенное существование в вечной жизни после смерти - основа для религиозного социализма. Люди, согласно этому учению, не будут так привязаны к материальным благам и плотским желаниям, они станут добровольно трудиться на благо всех. Подобные отношения в ограниченных пределах существовали в раннехристианских общинах, где верующие добровольно отказывались от частной собственности. Позднее отношения с элементами социального равенства наблюдались в отдельных христианских коллективах - среди последователей святых и подвижников церкви, в монастырях, сектах и т. д. Развитие промышленных отношений уменьшили хозяйственную роль религии, ее функции сконцентрировались в духовной сфере. Поэтому реализация социализма на религиозной основе в настоящее время вряд ли возможна. Зачатки наемного труда в эпоху нового времени привели к попытке преодоления сословных отношений в форме социализма. Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора. В его труде "Утопия" (1516) были изложены взгляды на общество "золотого века". К его последователям относят Т. Кампанеллу, Дж. Уинстенли, Г. Бабёфа, К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и многих других. В трудах социалистов-утопистов содержится блестящая критика недостатков феодального и капиталистического общества в Европе и России. В них формулируется множество идеалов. Кроме того, они высказывают ряд соображений по поводу устройства социалистического общества, которые заслуженно считаются вполне реальными предвосхищениями в области социально-политической структуры. Один из ярких идеологов социализма Т. Кампанелла писал о том, что основной задачей социалистического государства будет функция организации производства и распределения, а также воспитания граждан. Он предлагал привлекать к политическому управлению науку и ученых, опираясь при этом на политическую деятельность народа. Социалисты настаивали на централизованной системе планового хозяйства, переносе центра политики с управления людьми на управление производством, вещами. Они считали, что политика и государство в этом случае начнут отмирать, а социализм разбудит энтузиазм людей: они станут опираться на разум, а не на низменные страсти. Идеологи общества равноправия надеялись, что общество станет коллективистским, частной собственности не будет, все будут трудиться и реально обладать равенством в правах и обязанностях, воспитание будет гармоничным, политехническим, высоконравственным и т. д. Как видим, представители утопического социализма высказывали ряд высоких идей, верили в воплощение многих идеалов человечества, которое стремится к гармоничной жизни на земле, а не в потустороннем мире. В то же время идеи утопического социализма противоречивы. Они и не могли быть другими, поскольку в содержании социализма идеологи пытались совместить несовместимые социальные и политические моменты. Утопический социализм подвергали критике как представители буржуазной идеологии, так и марксисты, которые претендовали на роль теоретических социалистов. Маркс пришел к выводу, что все идеологи до него пытались опираться на идеологию, а не на реальные общественные отношения при конструировании идеального общества. Он попытался теоретически, в научной форме, доказать, что единственным политическим актуальным классом, который несет в себе содержание будущих отношений, является пролетариат. Поэтому пролетарии всех стран объединятся, добьются преодоления частной собственности на средства производства, возьмут власть в свои руки, установят диктатуру пролетариата. Пролетарское государство, по мнению Маркса, возьмет на себя роль организатора ликвидации буржуазных отношений, будет всячески способствовать всестороннему развитию членов общества. В этом обществе все население, которое может трудиться будет и создавать материальные блага и выполнять все остальные управленческие и культурные функции. Все люди в этом обществе будут производить предметы потребления, а также участвовать в их распределении. Попытка воплощения идей Маркса в реальность была осуществлена в России под руководством Ленина. Коммунистическая партия, которая была основным субъектом управления советским обществом, в 1936 г. заявила, что социализм в СССР построен. После окончания второй мировой войны еще ряд стран признал себя официально социалистическими. С 1985 г. по мере развертывания постсоциалистических реформ в странах уже бывшего социализма, началась реставрация тех отношений, которые в марксизме-ленинизме считаются капиталистическими. В то же время в развитых странах Запада развертывание научно-технического прогресса к концу XX в. привело к резкому сокращению класса пролетариата. Повышение производительности труда позволило обществу сократить число людей, занятых в промышленности, примерно до 15%. Следовательно, можно заключить, что в настоящее время пролетариат уже не является содержательно ведущим классом общества, как это было в XIX в. А это обстоятельство означает, что идеалы социализма могут быть реализованы другими социальными силами. Значит, марксизм-ленинизм в значительной степени можно также считать утопией. 

 

Политическая концепция  К. Уолца

 

   К началу XXI века, после достижения определенной стабильности в международных отношениях в отношениях, прежде всего, между бывшими сверхдержавами, интерес к «силовой политике» в теоретическом смысле этого понятия стал возрастать – причиной тому стали, например, попытки расширения военно-политического блока НАТО в восточном направлении, то есть сценарии слияния с ним Украины и Грузии. Также к таким попыткам можно отнести переговоры США с Польшей и Чехией по вопросам размещения на территории последних элементов систем противоракетной обороны ПРО.

   Кеннет Нил Уолц (Kenneth Neal Waltz) родился в 1924 году. В настоящее время работает в Университете Колумбии в Нью-Йорке (Columbia University in the City of New York). Помимо основной работы в вышеуказанном университете, он также является заслуженным профессором политических наук Калифорнийского Университета (University of California, Berkeley). В прошлом Кеннет Уолц был президентом Американской Ассоциации Политических Наук и членом Американской Академии Наук и Искусств. В 1957 году он защитил докторскую диссертацию в Университете Колумбии. Кеннет Уолц по праву считается одним из самых выдающихся исследователей международных отношений, которые живы до сих пор. И, безусловно, Уолц является одним из основателей неореализма в теории международных отношений, также известного как структурный реализм.

   Разрабатывая методологию для исследования международно-политических реалий, Уолц пришел к выводу, что наиболее разумно было бы использовать системный подход.

   При этом главную роль Уолц отводил понятию структуры, которая представляет собой «распределение возможностей (принуждений и ограничений), которые система вменяет своим элементам-государствам».

   Уолц всегда отвергал идею о том, что войны можно избежать; по его мнению, международной системе присуща склонность к войне, которая возникает из-за полярности этой системы. В своей работе «Man, the State and War: A Theoretical Analysis» он пишет: «Международная система сокрушила либеральные и социалистические надежды на то, что установление легитимных режимов положит конец войнам». Склонность к войне, по Уолцу, свойство системы, а полярность – структурная характеристика.

   Для того чтобы рассмотреть основные аспекты становления и развития политической теории Кеннета Уолца, необходимо дать краткий анализ его основной работе «Man, the State and War: A Theoretical Analysis». В этой книге Уолц выделяет три уровня анализа международных отношений: индивид, государство и международная система.

   В первой главе своей работы, которая называется «Международный конфликт и поведение человека», ученый рассматривает первый уровень анализа соответственно. По его мнению, все основные причины войны являются следствием человеческой природы и поведения. Он пишет: «Войны есть результат эгоизма, неправильно направленных импульсов агрессии, глупости». Остальные факторы войн Уолц характеризует как второстепенные и связывает их появление с развитием первостепенных причин. Исследователь отвергает все проекты изменения человеческой природы, потому что почти невозможно найти людей, которые старались бы подавить свою злобу.

   Единственный путь для контроля этой злобы и индивидуальных желаний Уолц видит в изменении социально-политических институтов государства, которые, в отличие от человеческой природы, возможно изменить. Что же касается степени воздействия социально-политических институтов государства на поведение индивида, то в этом вопросе позиция Уолца довольно жесткая: «Для контролирования ненасытных людей необходимо большее воздействие, чем проповедь».

   Вторая глава книги посвящена следующему уровню анализа, а именно, уровню государства. Она носит название «Международный конфликт и внутренняя структура государства». В этой главе Уолц обращает внимание читателя на тот факт, что большинство исследователей склонны рассматривать действия государств как следствие действий людей, живущих в государстве. Безусловно, это верно. Но, по мнению Уолца, поведение людей и действия государства не всегда совпадают.

   Большую часть второй главы Уолц уделяет критике либеральных концепций, аргументируя свою позицию тем, что государственное устройство и политический режим государства не являются определяющим фактором влияния на внешнюю политику и стратегию действия на международной арене. Он пишет: «Действия государств, или, более точно, действия людей для государств, создают содержание международных отношений. Но международная политическая среда больше соотносится с путями поведения государств».

 

Третья глава работы носит  название «Международный конфликт и  международная анархия». В мире существует множество независимых государств, которые обладают независимыми интересами и амбициями. В этом мире отсутствует  система международных законов, которую бы признавали все без исключения государства. Эти два фактора Уолц считает основными причинами возникновения межгосударственных конфликтов, иногда перерастающих в войны. И в рамках этих конфликтов государство может рассчитывать только на свои собственные силы. По мнению ученого, государство начинает использовать силу в тот момент, когда осознает, что мирное существование не всегда является самой привлекательной целью. В связи с этим тезисом, Уолц приводит следующий аргумент: «Поскольку каждая держава – сама себе высший судья, постольку любая страна в любое время может применить силу для проведения собственной политики, из-за этого другие страны вынуждены быть постоянно готовы ответить на силу силой или же заплатить за свое спокойствие».

 

Теория политического  суверенитета Ж. Бодена

 

   Имя Жана Бодена стоит в одном ряду с именами величайших мыслителей эпохи Возрождения – Николо Макиавелли, Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Томазо Кампанеллы и других современников. В России его работы не получили широкого распространения и мало изучены. Многие из них не переведены на русский язык. За рубежом творчество Ж. Бодена хорошо исследовано в связи с его приоритетом в рассмотрении проблемы государственного суверенитета. Самыми известными произведениями Ж. Бодена являются «Шесть книг о Республике» и «Легкий метод постижения истории», в которых он излагает свои мысли об историческом развитии человечества и государства. Сочинения Бодена неоднократно переиздавались, были переведены на итальянский, испанский, немецкий и английский языки. Произведение «Шесть книг о Республике» первоначально было написано на французском языке, а потом переведено им самим на латынь. Некоторые авторы (например, Ж.-Ф. де ла Арп) сравнивали этот трактат с «Духом законов» Ш. Монтескье.

Информация о работе Политические взгляды социалистов - утопистов