Политические идеи Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:28, реферат

Краткое описание

Конфуций (VI-V вв. до н. э.) жил в период напряженной политической борьбы между китайскими царствами и беспорядками внутри самих этих царств. Поэтому вопросы о политической стабильности, методах управления государством и достижения последним богатства и могущества были одними из самых острых вопросов того времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3
1. Этико-политическое учения Конфуция……………………………………………………4
2. Основы учения Конфуция о государстве…………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………………………………………10
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 25.34 Кб (Скачать файл)

Таким образом, только сочитание четырех перечисленных  Дао - норм поведения - дает в итоге  право называться цзюнь цзы. Нетрудно заметить, что рассуждения о цзюнь  цзы на примере Цзы Чана имеют  самое непосредственное отношение  к представлению Конфуция о государстенном устройстве и обязанностях высшей администрации. Представление даже для того времени  утопическое; но какова конфуцианская  модель государства, где чиновники (если они, естественно, цзюнь цзы) обязаны  прежде всего заботиться о благе  государства и его народа.

Было бы ошибочно предполагать, будто Конфуций был против эксплуатации народа, он всегда и во всем опасался крайностей, поэтому и здесь он выступает  за умеренную эксплуатацию, так называемое “справедливое использование народа”. К этой же мысли Конфуций возвращается в конце трактата, где одним  из “пяти прекрасных качеств”, необходимых  цзюнь цзы для эффективного управления государством, называет умение правильно  использовать людские ресурсы.

Обращение с вопросами к народу вряд ли следует  понимать как проявление зачаточных форм демократии. Если и допускалось  теоретически какое-либо участие нижестоящих в управлении, то лишь на уровне органов общинного управления. Здесь же проводится мысль о необходимости для управляющих установления и поддержания постоянных контактов с народом. Идея обратной связи государства и народа присутствовала и в учении легистов, но использовалась она несколько по-иному. У Конфуция ее главная цель - избежать конфликтов между управляемыми и управляющими; последние должны добиться такого положения, когда народ доверяет им.

И Конфуций неоднократно обращал внимание учеников на этот аспект управления, введя его  в одну из обязательных функций государства. Конфуций отмечал, что в хорошо управляемом  государстве должно быть “достаточно  продовольствия, достаточно вооружения и народ должен верить ей (администрации)”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Итак, образ  благородного сановника, благородного правителя и их основные функции  очерчены вполне четко и определенно. Конфуций впервые в истории Китая  с помощью образа цзюнь цзы  поднял значение бюрократии в системе  управления и обществом в целом. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением правил (пи), но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она  в конфуцианской модели государства  являлась и толкователем и носителем  правил. В этом одна из коренных причин большей значимости бюрократии в  конфуцианской модели государства, нежели легистской, ибо там бюрократия была скована законом и у нее  не было такой свободы творчества в толковании законов, как у конфуцианских  сановников в интерпретации правил. Можно предположить, что Конфуций вполне умышленно развязывал руки какой-то небольшой части управляющих  из числа самых высших ее представителей, допустив их к толкованию правил. Таким  образом, правитель и его ближайшее  окружение всегда могли в удобное  им время и в выгодном для них  смысле истолковать определенное правило  даже концепцию.

И в завершении работы нужно заметить, что Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником  изменений абсолютизации императорской  власти. Его модель государства свидетельствует  о том, что Конфуций стремился  ограничить права императора. В этом, по-видимому, одна из причин возникновения  концепции благородного мужа - прообраза  будущего “совершенного” бюрократа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах». М., 1972 г.

2. Переномов  Л.С. «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая». М., 1981 г.


Информация о работе Политические идеи Конфуция