Политические идеи античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 09:58, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение политической мысли связано с развитием общественных отношений, социальной дифференциацией общества, становлением государства как особой организации власти.
На современные политические воззрения и ориентации, теорию и практику наших дней оказывают несомненное влияние идеи и опыт прошлого. В них отражены основные направления, этапы и итоги предшествующих исследований мира политики.

Содержание

1. Введение______________________________________________________стр.3
2. Политические идеи античности___________________________________стр.4
3. Политические идеи современности________________________________стр.8
4. Заключение___________________________________________________стр.14
5. Библиографический список_____________________________________стр.16

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет

 

 

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

 

«Политологии»

 

Вариант № 4

 

 

 

 

 

Выполнила: Кузнецова И.С.

Студентка   1   курса  10-З - Б   группы

Специальность: 080502.65 «Экономика

и управление на предприятии

здравоохранения»

 

№ зачет.книжки: 1964 – з.

 

Руководитель:  доцент Рукин А.В..

Оценка: __________________________

Дата: ____________________________

Подпись:_________________________

Проверил: доцент Рукин А.В.

 

 

 

 

 

 

Тверь 2011

Рег. №___________________________

Специалист УМО_________________

 

Содержание

  1. Введение______________________________________________________стр.3
  2. Политические идеи античности___________________________________стр.4
  3. Политические идеи современности________________________________стр.8
  4. Заключение___________________________________________________стр.14
  5. Библиографический список_____________________________________стр.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникновение политической мысли связано с развитием общественных отношений, социальной дифференциацией общества, становлением государства как особой организации власти.

На современные политические воззрения и ориентации, теорию и  практику наших дней оказывают несомненное влияние идеи и опыт прошлого. В них отражены основные направления, этапы и итоги предшествующих исследований мира политики.

Понимание текущих проблем  и перспектив политического развития невозможно без ознакомления с достижениями теоретической мысли предыдущих эпох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политические идеи античности

Древнейшие политические учения возникли в странах Дальнего Востока: Египте, Китае, Индии и др.

Наивысшего же расцвета политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в Античных государствах, особенно в Древней Греции и Риме. Общей особенностью этих идей является обоснование божественного происхождения и характера политической власти, а также обоснование социального, политического и правового неравенства различных сословий общества.

Вначале древние мыслители только фиксировали существование социально – политического порядка, но затем некоторые из них стали предлагать пути его усовершенствования. Первые теоретические социально – политические концепции в законченном и сформировавшемся виде появляются в развитом рабовладельческом обществе и связаны, прежде всего, с именами древнегреческих и древнеримских мыслителей.

Прежде всего, здесь следует назвать Демокрита. Выступая как активный приверженец рабовладельческой демократии, он считает, что только она отвечает истинной природе человека для обеспечения его гармоничного и необходимого появления общества в результате длительной эволюции природы.

Государство же возникает  уже как результат развития общества и представляет собой условное соглашение между людьми, к чему вынудила их естественная потребность жить в каком-то условном порядке. Важное место в жизнедеятельности общества Демокрит отводит воспитанию и обучению, за которые должно отвечать государство.

Труды философов Платона и Аристотеля явились высшей точкой Античной политической мысли.

Платон (427 – 347гг. до н.э.) – идеолог афинской рабовладельческой аристократии. Он отмечает, что политические процессы – это результат изменений в жизни людей и приходит к выводу о необходимости перемен в общественной жизни для придания обществу необходимой устойчивости.

Политические идеи Платона  изложены наиболее полно в диалоге  «Государство». Побудительной причиной создания государства Платон считает  многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии.

Защищать государство  призвано сословие стражей. Третье сословие – земледельцы и ремесленники. Оно обязано добросовестно трудиться на благо государства.

В таком государстве  достигается полная справедливость, так как каждое сословие занимается своим делом.

Этика Платона ориентирована  не на индивида, а на общество; здесь не государство служит человеку, а человек – государству. Платон показал роль государства в жизни человека, подверг анализу общественное устройство.

Ученик Платона Аристотель (384 – 322гг. до н.э.) критически относился к идеям своего учителя. Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства из семьи и поселений, назвав человека политическим существом. Правильные государственные формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами.

Аристотель отмечал, что тирания и крайняя демократия одинаково деспотично относятся к гражданам. Наиболее правильной формой правления он считал политику, сочетающую лучшие черты олигархии и демократии, где цель – общее процветание. Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан. Высказывал идею верховенства закона.

Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.

Цицерон создал учение о государстве как публично – правовой общности, ввёл понятие юридического лица. Много сделали для развития политической мысли Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Для римских авторов характерен упор на юридическую сторону вопроса, они не достигали таких теоретических вершин, как греки, но развили и конкретизировали их идеи.

Понятие «политическая идеология» и «самоидентификация» в настоящее время широко используются как в повседневной профессиональной деятельности российских политиков, так и на уровне массового сознания граждан. Корректность осмысления этих терминов создаёт как политические, социальные, так и научные предпосылки для адекватного понимания степени драматичности мозаики политической действительности.

Политические идеи и  идеологии относятся к интеллектуально  востребованным продуктам конструктивной оценки и объяснения альтернативных путей будущего развития человеческих социумов, что, как и почему происходит в непонятном для многих, отчуждённом, неподвластном или, наоборот, контролируемом и управляемом социуме, мировом сообществе, и в равной степени, составляющих его,  -  субъектах-государствах. При этом политические идеи рассматриваются как один из возможных типов интеллектуальной реакции на конкретные вызовы времени и конкретные обстоятельства или формы социального бытия, сознания и поведения субъектов социума, так или иначе вовлечённых в политический процесс.

Идеология ориентирована  на массового потребителя – слой, класс, этнос, государство. Объясняющие  социально – политическую реальность идеологии оказываются своеобразной «картой» или «схемой» в понимании реальности и социального пространства для большинства населения страны.

На теоретическом уровне и на уровне общественной практики следует различать понятие «общественная  идеология» как совокупность базисных ценностей, присущих широким слоям общества, и государственную идеологическую политику – меры, предпринимаемые государственными структурами для воздействия на общественное сознание.

Разработка государственной  идеологической политики предполагает выработку ряда современных модернизационных ценностей в различных слоях современного общества, что является фактически формированием «мозаичного» сознания в котором есть место всему многообразию «калейдоскопической» идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политические идеи современности

Социологические исследования позволяют сделать вывод, что в современном обществе востребованы именно комплексные идеологии, поскольку простота формулировок и лозунгов оживляет в исторической памяти воспоминания о тоталитаризме. Рыночная экономика и глобализация, информационная открытость уже прочно вошли в жизнь, как молодёжи, так и достаточно взрослых людей. Качества предприимчивости, стремления к информационным потокам и новостям уже невозможно ни подавить, ни забыть.

Современная российская идеология  должна быть открытой для информации, но достаточно прочной для манипулятивных влияний извне.

Государство не должно пассивно ожидать  результатов поиска государственной  идеологии самим обществом, это  должна быть система диалога. В противном  случае результат может быть неожиданным, либо же навязанным манипулятивной политикой других государств.

Своё место в формировании нового мирового экономического порядка Российская Федерация должна занять как преемница  многовековой российской государственности  и богатой гуманистической культуры России, как центр экономического влияния на обширном наднациональном пространстве. Для этого внутриполитическое и внутриэкономическое пространство, в том числе региональное, должно быть организовано таким образом, чтобы оно соответствовало целям сохранения страны как единого целого в качестве государственно-политического образования и целостной экономической системы. Консолидация политики и экономики должна сформировать прочную основу для того, чтобы любой гражданин России ощущал себя под надёжной защитой закона и общественного мнения. Укрепление государственности в России на современном этапе тесно связано с идеологическим обеспечением стратегического управления страной.

Вопрос о том, нужна ли России своя государственная идеология, давно  стал риторическим. Идеология для государства – это то же самое, что иммунная система для человека. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным. Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. В том или ином виде идеология существует сегодня в любом государстве, и даже самые сильные и развитые страны мира не рискуют отказаться от этого эффективнейшего инструмента воздействия на умы и чувства своих граждан. Большинство населения поддерживает власть как институт, видя в ней свою опору и защиту.

Сегодня вместе со всем цивилизованном миром мы постепенно приходим к пониманию  того, что государственная политика – это инструмент регулирования, оптимизации разнообразных, зачастую противоречивых, экономических, социальных и духовных отношений.

Государство не формирует  гражданское общество, а создаёт  условия для его нормального развития. Мы должны рассматривать государство не только как совокупность властных, политических отношений, но и как определённый тип культуры общества и личности, систему ценностей, в которой ведущее место занимают свобода и ответственность, самореализация, согласованная с достижением общего блага, солидарность и гуманизм. Государственная региональная идеология должна строиться на ценностях, которые признаёт и приветствует общество. Смена традиционных устоев, открытость глобальным мировым стилям жизни, размывание исторического сознания и чувства гордости за Родину заставляют наше общество по-новому осмысливать такие понятия как патриотизм, национальная гордость.

Здоровый патриотизм сегодня – это не только гордость за свою страну, за её прошлое и настоящее. Это – активная гражданская позиция, в основе которой лежит гармоничное развитие личности – гражданина и патриота. Она заключается в том, чтобы быть сопричастным ко всему позитивному, что происходит вокруг, противодействовать негативным процессам. Главным объектом патриотической работы являются дети, молодёжь. От того, какими мы воспитаем их, какое они получат образование, и как смогут применить его в дальнейшем, зависит «завтра» всего взрослого слоя населения.

Повышение качества образования и воспитания, поддержка молодых дарований, развитие творческих способностей, охрана жизни и здоровья детей, их физическое и психическое развитие, организация отдыха и досуга молодёжи – это далеко не полный спектр задач, решение которых на наш взгляд обеспечит достижение основной цели – гармоничного развития личности.

Информация о работе Политические идеи античности