Политические идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:45, реферат

Краткое описание

Политическая идеология выступает важным компонентом политического сознания. Это – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений – индивиды, социальные группы, классы, нации, общество – осознают свои социально-политические позиции и интересы и которыми они оправдают свои политические устремления и действия.

Содержание

1. Введение
2. Понятие идеологии
3. Структура идеологии
4. Идеология либерализма
5. Идеология консерватизма
6. Идеология коммунизма и социализма
7. Либерализм
8. Функции идеологии
9. Заключение
10. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Мобилизационная, или прагматическая, функция политической идеологии вытекает из того ее свойства, что это всегда есть система социально значимых идей, выдвигаемых определенными социальными классами, слоями, группами и общностями. Основное назначение идеологии – быть средством укрепления или, наоборот, изменения существующей социально-политической действительности, быть руководством к действию. Намечая общие направления развития общества, формируя проблемы социальной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину социальной жизни, социально-политические теории играют мобилизующую роль, способствуют консолидации деятельности людей, придают ей смысл и общую направленность. Эта функция политической идеологии находит свое проявление и в таком аспекте, как оправдание действий участников политического процесса. Идейно-политические учения, теории, концепции и доктрины в одних случаях оправдывают политические действия, направленные на сохранение и укрепление существующего социально-политического порядка (господствующие идеологии), в других – оправдывают политические действия, направленные на его частичные изменения либо радикальное преобразование (реформистские и революционные идеологии). Иными словами, политическая идеология есть интеллектуальное орудие оправдания существующей социально-политической действительности, либо необходимости ее изменения.

Как специфическая  форма политического сознания политическая идеология выполняет определенные функции в организации и осуществлении  власти, в частности: овладения массовым сознанием граждан; определения для общественного сознания критериев ориентаций в политической жизни; формирования позитивного образа предлагаемой идеологией политической линии; мотивации полит. поведения людей.

Осуществление политической идеологией своих функций предполагает формирование у нее 3 уровней: концептуально-теоретического, характеризующего наиболее обобщенные представления группы о своих интересах (целях), которые выражаются в форме идеалов и принципов; программно-политического, соединяющего наиболее общие политические воззрения с текущими нуждами и потребностями группы и выраженные в конкретных требованиях к власти; актуализированного, свидетельствующего о реальном усвоении массовым политическим сознанием идеалов и целей данной идеологии.

Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное  для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан, необходимо различать следующие  уровни ее функционирования:

— теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Иными словами, здесь представлены те идеи и принципы, во имя которых «совершаются государственные перевороты <...> умирают и возрождаются общества».

— программно-политический, на котором социально-философские  принципы и идеалы переводятся в  программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким  образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов. Причем между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате которых некоторые принципы, как писал Б. Чичерин, нельзя узнать в оформлении их «самых рьяных обожателей».

— актуализированный, который характеризует степень  освоения гражданами целей и принципов  данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться  довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003г.//О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара республиканских и местных государственных органов. -Мн., 2003.
    2. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. - Мн., 2004.
    3. Гидденс Э. Социология. - М., 2005.
    4. Данилов А.Н. Социология власти. Теория и практика глобализма. - Мн., 2002.
    5. Основы идеологии белорусского государства: История и теория. Учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 2-ое изд./ С.Н.Князев и др. – Мн., 2006.
    6. Шинкарев В.В. В интересах народа и государства: белорусская модель развития //Инф. бюл. Администрации Президента Республики Беларусь. 2001, №6.
    7. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. - Мн., 2004.
    8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Идеология



Информация о работе Политические идеологии