Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:15, курсовая работа
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоре-чий создает кризис общества. Кризис общества – это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напря-жение нередко перерастает в конфликт. Конфликт – это столкновение противопо-ложных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодей-ствия
I Теоретическая часть
Введение
1 Место и роль политических конфликтов
2 Основные концепции политических конфликтов
3 Предпосылки разрешения конфликтов
II Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЧИНЫ
Одним из важнейших субъективных факторов, на основе которых появился конфликт в императорской семье, стали интеллектуальные и личностные различия между Екатериной и Петром. На мой взгляд, именно они привели к непониманию и острейшей конфронтации, приведшей к взаимной ненависти. Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого; а то, что одному человеку дается легко, у другого может вызвать серьезные затруднения.
Екатерина относится к людям, мышление которых построено на когда-то однажды усвоенных правилах логики, и всю жизнь в своих рассуждениях, она неизменно им следовала. Но есть и другие люди, которые этой логики просто не знают, не понимают, и, следовательно, не осознают алогичности своего мышления. Именно к такому типу людей относится муж Екатерины – Петр III. В этой истории мы встречаемся со взаимным двухсторонним психологическим барьером непонимания людей: с одной стороны – непонимание и пренебрежение логикой необученного ей Петра III, а с другой – не понимание той, которая ей владеет. Следующее интеллектуальное различие – в уровне образования. Оно привело к тому, что люди стали мало интересными друг для друга. В то время как Екатерина занималась самообучением и всеми силами старалась изучить культуру, язык, обычаи Российской империи, Петр III устраивал кукольные комедии, дрессировал собак, организовывал различные маскарады в обществе придворных лакеев. Екатерина читала различные исторические книги (среди прочитанных ею произведений – «история Генриха IV» Перефикса, «церковная история» Барония, сочинения Платона и т.д.). Петр III же забавлялся лютеранскими молитвенниками и рассказами о разбойниках, грабивших по большим дорогам. Эти обстоятельства со временем породили неприязнь и вражду между ними. В развитии отношений огромную роль сыграла морально-нравственная несовместимость супругов. Петр систематически изменял Екатерине, тем самым давая ей еще один повод для ненависти – ревность.
Таким образом, мы видим, что основой конфронтации стали поведенческие факторы и факторы отношений (по подходу В.Линкольна). Решающую роль же, по моему мнению, сыграли не ценностные, а ресурсные факторы, точнее честолюбие Екатерины.
О своем настроении в то время, когда приближался день свадьбы, Екатерина писала: «По мере того, как приближался этот день, меланхолия все более и более овладевала мной. Сердце не предвещало мне счастья: одно честолюбие меня поддерживало. В глубине души моей было, не знаю, что-то такое, ни на минуту не оставлявшее во мне сомнения, что рано или поздно я добьюсь того, что сделаюсь самодержавною русскою императрицею» [1].
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ
1. Предконфликтная ситуация до брака.
По словам А.Брикнера: «Еще до свадьбы отношение Екатерины к жениху становились все более и более холодными». Он же утверждает: «Петр не любил общество невесты…». Таким образом мы видим потенциальный (скрытый) конфликт.
2. Инцидент.
Трудно определить с какого именно эпизода начался конфликт. Столкновений между Петром и Екатериной было много до 25 августа 1745 года (дня бракосочетания). Еще больше их стало после этого события, но ошибочно считать, что именно 25 августа породило вражду.
3. Эскалация.
В конфликте Екатерины и Петра эскалация является непрерывной и достаточно крутой. Продолжался этот этап более 15-ти лет, в течение которых произошло много значимых событий: рождение сына Павла (1754 год), смерть императрицы Елизаветы, воцарение Петра III.
4. Кульминация.
Кульминацией в этой истории стал государственный переворот 1762 года. Она (кульминация) привела к полному достижению целей одной из сторон (Екатерина стала «самодержавною русскою императрицею») и к провалу другой – Петр III был вынужден подписать отречение от своих претензий взойти на престол.
5 июля Петр Федорович умирает, тем самым ставя точку в истории вражды со своей женой.
Схема 1 Развитие конфликта Петра III и Екатерины II
СТРУКТУРАКОНФЛИКТА
С одной стороны – стороны «х» - находится Петр III. В этом же «лагере» его мать императрица Елизавета, Фридрих II, его любимая женщина Е.Р.Воронцова, да враги жены Екатерины.
В противоположном лагере «у» - дело было совершенно иначе. Глава его – Екатерина (с самого появления ее в России) предугадала события 1762 года и всеми своими силами старалась расширить и укрепить свою сторону (в конце своей жизни даже Елизавета – мать Петра III стала склоняться на ее сторону). В 1762 году у – лагерь насчитывал более 10 тысяч человек. Наиболее яркие его представители – Григорий Орлов и его братья, княгиня Дашкова, граф Кирилл Разумовский и т.д.
Зона разногласий. В конфликте Петра и Екатерины разногласия в разное время вызывали различные обстоятельства. В начале совместной жизни такими обстоятельствами были их противоположные взгляды на мир, жизнь в семье, задачи, нормы морали. Позже к ним добавилась амбициозность каждой из конфликтующих сторон и непреодолимое желание безграничной власти.
Перейдем к представлениям о сложившейся ситуации. С самого первого знакомства и на всю жизнь Екатерина осталась для Петра всего лишь двоюродной сестрой, с которой можно поиграть, рассказать свои сокровенные мысли, поделиться секретами и т.д. Она никогда не представлялась ему соперницей, хотя в реальной жизни это было именно так.
Теперь рассмотрим хронологию действий конфликтантов [3]:
- Екатерина приезжает в Россию, Петр встречает ее радушно;
- Петр вызывает
неприязнь Екатерины своим
- Петр играет в солдатиков, пьет с лакеями, не хочет учиться;
- Екатерина обучается русскому языку, изучает историю и культуру России, читает много книг, принимает православие;
- в 1745 году
они вступают в брак, Петр женится
по велению Елизаветы, Екатерин
- Петр совершает ряд действий, еще больше опустивших его в глазах Екатерины;
- в 1754 году
Екатерина рождает сына –
- Петр угрожает Екатерине оружием;
- в 1761 году
императрица Елизавета умирает,
- Петр почти
открыто хочет развестись с
Екатериной и жениться на
- ненависть
Петра доходит до мелочности;
он наносит Екатерине
- Екатерина становится во главе заговора против Петра;
- в 1762 году
путем мятежа Екатерина
- Петр подписывает отречение;
- Петр внезапно умирает.
Конфликт, в целом, завершился вполне удачно. Вместо Петра III, бестактный и ребяческий образ действий которого не мог не возбудить всеобщего ропота и негодования, а политическая деятельность скорее всего привела бы к краху России, во главе государства оказался сильный, умный и деятельный политик.
Заключение
Несмотря на сложные и кризисные проблемы современной России, страна не впадает в средневековье. У неё есть все возможности стать прочным и благополучным государством. Для этого имеются достаточные материальные и культурные ресурсы, но нужны политическая воля и достаточно ответственная стратегия. В последнем государство нуждается особенно срочно, ибо ничто не запрограммировано в истории, и на политическом горизонте появляются альтернативные проекты, у которых также могут быть шансы на реализацию. С одной стороны, всё больший вес приобретает концепция восстановления бывшего Советского Союза. С другой стороны, в Татарстане после национализма выдвигается вполне осуществимая формула создания татарстанского государственного сообщества всех проживающих в нём народов, включая русских. Подобные сообщества могут и не быть вызовом для общероссийской целостности, но только в том случае, если российский центр и общероссийские силы, в том числе и прежде всего высшие органы представительной власти в лице Федерального Собрания, смогут выдвинуть действительно понятную и притягательную повестку для будущего.
Особую актуальность
приобретает необходимость
Особенностью данной предметной области является её слабое формализуемость, сложность формирования "типовых" задач, а также сложность заблаговременного определения состава исходных данных, необходимых для принятия решений. Поэтому принципиально важна возможность её быстрой настройки на вновь возникшую проблему, что предполагает наличие развитых средств описания проблем и ситуаций, возможности оперативного доступа к внешним источникам информации, наличие интеллектуальных средств её обработки, широкое применение средств самоорганизации и адаптации программно-аппаратных средств, использование средств автоматизированного планирования эксперимента, а также применение в системе средств искусственного интеллекта в сочетании с экспериментно-аналитической обработкой полученных результатов [6].
Список использованной литературы
1. Бельков О.Б. ст. Конфликтологический инструментарий политического менеджмента // власть, 2003 - № 11.
2. В.И.Дорофеев, В.А. Родионов. Основы политологии. СГУ, 2003 – 256 с.
3. Дойч М. «Разрешения
конфликта. Конструктивные и
4. Доминик Кола. Политическая социология. Пер. с фр., М., Изд-во «Весь мир», 2001 – 359 стр.
5. К.С.Гаджиева. Введение в политологию. М. Просвещение, 2004 – 645 с.
6. К.С. Котанджян. Этнополитология консенсуса-конфликта. М.: Луч, 2002 – 356 с.
7. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 559 с.