Политические конфликты в Российском обществе: причины, динамика развития, особенности регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

Содержание

Введение

1. Политический конфликт: понятие, причины, функции, виды

2. Пути и методы разрешения политических конфликтов

3. Политические конфликты в Российском обществе: причины, динамика развития, особенности регулирования

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 Трагичным исходом могут  обернуться регулярно предлагаемые  обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В.Г.Андреенков, Е.Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С.Комаровский, В.В.Лапаева, В.В.Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

 Гражданственную зрелость российского  избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

 Вместе с тем, в политическом  сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

- к Совету Федерации - 21,6%

- к Конституционному Суду - 22,4%

- к Государственной Думе - 38.9%

- к Президенту РФ - 42,5%

 Это означает, что не менее,  чем каждый пятый (а в случае  с Президентом - почти каждый  второй) россиянин является потенциальным  сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

 Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

 Для достижения компромиссов  и согласия в обществе, наряду  с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

 Необоснованность нарастающих  усилий ряда политических сил,  причем с внешне различными  идейно-ценностными ориентациями, доказать  не только готовность большинства россиян к авторитарному режиму, но даже желательность для них такого режима, показывают данные того же исследования. Достаточно сказать, что три основы демократии: свобода в политической сфере (свобода выборов), свобода в экономической сфере (свобода предпринимательства) и свобода в сфере информации и прав человека (свобода слова) в общей сложности интериоризированы и поддерживаются 54% граждан страны. С другой стороны, лишь 5,3% россиян полагаются исключительно на назначение "сверху" как способ формирования органов власти, так как не верят в способность рядовых граждан эффективно осуществлять функцию отбора руководителей. То, что лишь незначительная часть населения сохранила в радикально-консервативной форме характерную для дореволюционной и, частично, советской России авторитарно-патерналистскую политическую культуру, подтверждает доля сторонников абсолютной монархии (1,9%) и конституционной монархии (3,6%) как наиболее подходящих для нашей страны форм государственной власти (правления).

 Все это дает серьезное основание для отказа от попыток авторитарно-насильственного решения проблем страны и для поиска демократического согласия в обществе. Тот факт, что и вновь избранный Президент РФ и его основной соперник сделали заявления о своей готовности к сотрудничеству и компромиссам, внушает определенную надежду. Не использовать такую возможность было бы непростительной и опасной ошибкой для России.

 

 

Заключение

 

 В современных условиях конфликты  в России – единственный реальный  способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования.

 Сложная политическая и социально-психологическая  ситуация в России не только  определяет в значительной степени  содержание конфликтов и формы  их проявления, но и влияет  на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

 По этой причине и из-за  отсутствия опыта цивилизованного  и легитимного управления конфликтами  чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

 

 

Литература

 

1. К.С.Котанджян. Этнополитология  консенсуса-конфликта. М.: Луч, 1992

 

2. В.И.Дорофеев, В.А. Родионов. Основы политологии. СГУ, 1993

 

3. К.С.Гаджиева. Введение в политологию.  М. Просвещение, 1994

 

4. П.Сорокин. Человек. Цивилизация.  Общество. М.:Политиздат, 1992. С. 251

 

5. Доминик Кола. Политическая социология. Пер. с фр., М., Изд-во «Весь мир», 2001

 

6. Ю. Делевский. Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории. С. Петербург, 1910

7. В.В.Лунев. Преступность в межнациональных  конфликтах.//Социологические исследования. 1995. № 4


Информация о работе Политические конфликты в Российском обществе: причины, динамика развития, особенности регулирования