Политические лидеры современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:46, реферат

Краткое описание

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

Содержание

Введение____________________________________________________1
Характеристика политического лидерства 2
Политическая жизнь современной России 3
Основные тенденции в политическом лидерстве современной России
5
Особенности российского политического лидерства 5
Популизм в современной России 8
Лидеры современной России 10
Вывод__________________________________________________14
Список использованной литературы___________________________15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.18 Кб (Скачать файл)

Процесс демократизации советского общества позволил популизму проявится в полной мере. «Хождение в народ» инициатора политики перестройки М.С.Горбачева были поддержаны другими политическими лидерами.

Выборы народных депутатов СССР, а затем и народных депутатов  РСФСР также проходили на популистской волне. Популизм этого периода был  основан на критике советской  номенклатуры с позиции обывателя, объявления борьбы с привилегиями. Особенно данный тезис был актуален для Б.Н.Ельцина. Через несколько  лет выяснилось, что привилегии партноменклатуры – это лишь невинные шалости по сравнению с привилегиями нового класса бюрократов, пришедших на популистской волне антикоммунизма.

В связи со значительным расслоением  российского общества по уровню жизни  стал возможным популизм среди широких  социальных групп. Произошло разрушение привычного образа жизни большинства  граждан, которые не могут приспособиться к новым условиям жизни. У них  возникает естественное желание  побыстрее получить простые и понятные ответы на жизненно важные вопросы. Таким образом, широкая аудитория готова к восприятию популистской риторики и всех атрибутов популистского воздействия.

Поэтому популистские методы активно  используют многие российские политики. Одним из наиболее ярких примеров такого популизма являет собой В.В.Жириновский, сделавший ставку на свою близость с народом. В период своей самой  эффективной избирательной кампании 1993 г. он пообещал российским гражданам, что уже через день после выборов  они почувствуют улучшение своего положения. И хотя никто не собирался  понимать эту фразу буквально, сама уверенность, с которой она была высказана, народу понравилась. Такие  предвыборные лозунги В.В.Жириновского, как «Я подниму Россию с колен!», «Мы – за бедных, мы – за русских» нашли широкий отклик у российских избирателей. Для этого политика характерны острота и злободневность поднимаемых проблем. Его ораторское искусство помогает без посредников доводить свои мысли до тех, кто их разделяет. Зачастую он говорит вслух то, о чем другие политики предпочитают умалчивать. Этот публичный политик в наиболее яркой и острой форме выразил национал-патриотическую идею. Число единомышленников В.В.Жириновского тем больше, чем напряженнее обстановка в стране.

Неудачи экономического курса, нестабильная политическая обстановка породили всеобщее разочарование людей во многих политических деятелях демократического толка, в  лице которых они не видят тех  политиков, которые могут навести  элементарный порядок в стране. На этом фоне выигрышно выглядят те политики, которые решительны, тверды, уверены в себе, могут коротко и доходчиво довести до избирателей свои программы. К разряду таких политиков относился А.И.Лебедь, который обладал мощным популистским потенциалом.

Вместе с тем, одновременно с  нормализацией экономической, социально-политической обстановки, в стране сокращается  социальная база для лидеров популистского  толка с неприкрытыми авторитарными  устремлениями.

Президентские выборы в России 1996 г. продемонстрировали неиссякаемый популизм Б.Н.Ельцина, который, благодаря как  личным политическим качествам, так  и эффективной деятельности своей  предвыборной команды, в течение  нескольких недель повысил свой рейтинг  буквально с нулевой отметки  до уровня, необходимого для победы на выборах. Политический стиль Б.Ельцина  во время всего президентства  был сильно окрашен популизмом. Характерными особенностями ельцинского популизма  являются создание культа вождя, его  легкомысленные посулы народу, за которые он никогда не отвечал,  фабрикация образа врага, конструирование биполярного мира, равнодушие к нуждам народа и его обращения к тому же народу за поддержкой каждый раз, когда его власти угрожала опасность.

В условиях открытой политической борьбы успех претендента на выборную должность  в значительной степени зависит  от способности самого политического  деятеля на основе знания требований и настроений избирателей предложить понятную для большинства населения  политическую программу, доходчиво  донести ее содержание до сознания различных социальных групп, заставить  поверить людей в свои планы, выдвинуть  лозунги, способные привести электорат  в день выборов на избирательные  участки.

Общеизвестен негативный опыт лидера движения «Демократический выбор России»  Е.Гайдара, который свою предвыборную кампанию 1993 г. построил на апелляции  к интеллекту электората, не разъясняя  людям в доступной для них  форме свои позиции и цели, и, являясь  фаворитом предвыборной гонки, в  результате проиграл партийные выборы в Государственную Думу Либерально-демократической  партии В.Жириновского.

Популизм в современной России имеет также различные оттенки. Правого популизма придерживаются такие радикалы, как российские фашисты  и националисты. Решение социальных проблем они видят в изгнании из своих регионов лиц отдельных  национальностей, формировании руководства  регионов и страны по национальному  признаку. Умеренные правые популисты  решение российских проблем сводят к приведению макроэкономических показателей  к среднемировым, игнорируя специфику России и условия проведения реформ.

Для умеренных левых популистов характерны уравнительные настроения, для радикальных – возврат  к распределительному прошлому, восстановление разрушенного Союза ССР и советского строя.

В последние годы среди политиков  стал моден популизм патриотического  содержания, которому подвержены политические лидеры как правого, так и левого направлений политического спектра.

Глубокая социально-культурная дифференциация, имеющая место в современной  России, является основной причиной распространенности обвинений в популизме представителей как законодательной, так и исполнительной власти. По объективным российским причинам в большей степени подвержены популизму именно представительные органы власти в силу конституционной  ограниченности их полномочий. Самым  распространенным популистским приемом  законодателей является принятие социальных законов, не обеспеченных финансами, а  также принятие громких постановлений и обращений к избирателям, парламентам и т.д. по социальным, экономическим или политическим вопросам, не имеющих никакой юридической силы.

С другой стороны, исполнительные органы власти зачастую свои просчеты относят  к отсутствию соответствующих законов  и низкой эффективности работы представительных органов власти.

В условиях публичной политики необходимой  предпосылкой эффективной деятельности политического лидера становится завоевание поддержки у населения. Не заручившись  такой поддержкой, лидер в демократической  политической среде не получит возможности  проводить свою политику, какой бы прогрессивной и правильной она  ни была. Так, имеющий высокий рейтинг  среди населения Президент России В.В.Путин, не обладая явной харизмой, успешно овладевает техникой харизматического внушения. Его хождения в народ во время поездок по стране, общение с населением в прямом эфире в средствах массовой информации убеждают в том, что и ему не чужды популистские приемы, которыми он начинает пользоваться все чаще. Народная поддержка необходима политическому лидеру для проведения в жизнь решений, особенно непопулярных в чиновничьей среде.

При отсутствии у лидера подлинной  харизмы он должен владеть техникой харизматического внушения, то есть, не высказывая никаких ясных и глубоких идей, создавать их видимость. Это возможно только в том случае, когда лидер полон уверенности в собственной принципиальности. Избиратели легко разоблачают неубедительного, неуверенного в себе политика. Рациональные циники лидерами не становятся. Они могут сделать служебную карьеру, но не политическую. Для успеха в политике необходимо добиться общественного признания. Без популизма здесь трудно обойтись.

 

  1. Лидеры современной России

 

 

   Д.А.Медведев   

 Дмитрий Анатольевич Медведев (род. 14 сентября 1965, Ленинград, РСФСР,  СССР) — российский государственный  и политический деятель, третий  Президент Российской Федерации,  избранный на выборах 2 марта  2008 года. Верховный Главнокомандующий  Вооружёнными Силами Российской  Федерации и Председатель Совета  Безопасности Российской Федерации.  По образованию юрист, кандидат  юридических наук.

В 2000—2001, 2002—2008 гг. — председатель совета директоров ОАО «Газпром». C 14 ноября 2005 года по 7 мая 2008 года — первый заместитель       

 Председателя Правительства  Российской Федерации, куратор  национальных проектов.

10 декабря 2007 года было  объявлено о том, что его  кандидатура на президентские  выборы 2008 года предложена партиями  «Единая Россия», 

7 мая 2008 года вступил  в должность Президента Российской  Федерации, став самым молодым  президентом в истории России . Социально-экономическая политика

В мае 2008 года Д. А. Медведев подписал указ «О неотложных мерах  по ликвидации административных ограничений  при осуществлении предпринимательской  деятельности», в котором правительству  поручалось разработать и внести в Госдуму проекты федеральных  законов, предусматривающих, в частности:преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для её осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;

замену лицензирования отдельных  видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением  финансовых гарантий.    

 На посту Президента Д.  А. Медведев продолжил политику  В. В. Путина в области сельского  хозяйства.

5 июня 2009 года Д. А. Медведев  назвал производство зерна одним  из приоритетов: «При внедрении  интенсивных способов земледелия, соблюдении технологии возделывания  зерна и повышения средней  урожайности пшеницы до 24 центнеров  с гектара (достигнутой нами  в 2008 году) можно получать 112—115 миллионов  тонн зерна в год. А с введением  дополнительных посевных площадей  — 133—136 миллионов тонн».

В апреле 2010 года газета «Le Figaro» писала, что производство пшеницы в России может впервые в истории превысить её урожай в США. По мнению газеты, такой показатель является результатом новой российской сельскохозяйственной стратегии.   

12 января 2009 года, в соответствии  с постановлением Правительства  Российской Федерации «О внесении  изменений в Таможенный тариф  в отношении некоторых моторных  транспортных средств», подписанным  5 декабря 2008 года Председателем  Правительства В. В. Путиным,  вступили в силу новые, повышенные  таможенные пошлины на импортируемые  в Россию грузовые и легковые  автомобили иностранного производства. Решение правительства вызвало  массовые акции протеста в  городах Дальнего Востока, Сибири  и других регионов в декабре  2008 года, которые продолжились в  начале января 2009 года, уже преимущественно  под политическими лозунгами.  

28 января 2009 года в Давосе В.  Путин в своём выступлении  сказал, в частности: «Нельзя позволить  себе скатиться к изоляционизму  и безудержному экономическому  эгоизму. На саммите „Большой  двадцатки“ лидеры ведущих экономик  мира договорились воздерживаться  от возведения барьеров на  пути мировой торговли и движения  капиталов. Россия разделяет эти  воззрения. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, что мы, к сожалению, и наблюдаем сегодня, то здесь всем нам нужно знать чувство меры.». Согласно данным, обнародованным в январе 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие ,в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 годаПо итогам января-октября 2009 г. индекс промышленного производства составил 86,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (данные Минэкономики России). Некоторые признаки стабилизации промышленного производства не дают, однако, оснований для заметного улучшения к концу 2009 г., за исключением снижения инфляции по итогам года до уровня 8,8 % (данные Росстата). За десять месяцев 2009 г. ВВП снизился на 9,6 %.

 

В.В.Путин.   

 Родился в Ленинграде (ныне  Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил  юридический факультет Ленинградского  государственного университета  в 1975. Работал в КГБ СССР, в  службе внешней разведки. Находился  в Германии в 1986–1990 в Дрездене  в расположении частей Западной  группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.

Информация о работе Политические лидеры современной России