Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:14, реферат
Специфика социокультурного развития России отразилось на характере государственной власти и взаимоотношений этой власти с народом, темпах становления гражданского строя. Разрешить многие проблемы современной России можно только опираясь на исторический опыт, исследования выдающихся российских политических мыслителей. Каждый период в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны, определял последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века - время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны.
Введение 3
1. Развитие политической мысли в России 4
2. Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков 9
2.1 Бердяев Николай Александрович (1874-1948) 9
2.2 Градовский Александр Дмитриевич (1841 - 1889) 11
2.3 Ильин Иван Александрович (1883-1954) 12
2.4 Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) 14
2.5 Новгородцев Павел Иванович (1866-1924) 15
2.6 Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) 16
2.7 Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д.И.Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства. В 1888--1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.
Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» -- он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого Царя.
Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича. Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.
Чичерин
- представитель «государственной школы»
в российской историографии. В своей
магистерской диссертации и в
ряде других работ («Опыты по истории
русского права», «Очерки Англии и
Франции» (1858)) обосновывал решающую
роль государства в русской истории.
Оценка исторического значения государства
в существенной мере соответствовала
принципам гегелевской
В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека.
Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х годов: О народном представительстве, Курс государственной науки, Собственность и государство и др.
В
духе гегельянства он считал, что Абсолют
направляет процесс развития мира и
человечества. При этом человеческая
свобода сохраняет своё значение,
так как человек изначально причастен
к Абсолюту, будучи одновременно конечным
и бесконечным существом. «Абсолютность»
и «бесконечность» человека определяются
в первую очередь его разумом
как формой абсолютного духа. «Верховной
наукой», постигающей смысл
Как
видим, в Российской истории личность
всегда играла важную роль. На политической
арене XIX- начала XX веков действовали
яркие и сильные личности, придерживавшиеся
различных общественно-
Сейчас
в нашей стране к нам возвращаются
не только их имена, но и их книги, идеи.
Приходит и понимание того, что
теоретические разногласия не преодолеваются
силой запретов. Непрерывный диалог
между учеными-политологами и политиками
разных направлений, властью и оппозицией
вот непременный атрибут
Подводя итог, отметим, что изучение политических и правовых учений прошлого (а каждый прожитый нами день с позиции наступающего дня становиться прошлым) помогает лучше понять не только прошлое, но и настоящее. Связь прошлого и настоящего настолько велика, что нередко сейчас, в XXI веке, мы продолжаем анализировать тексты сочинений выдающихся мыслителей прошлого, даже ведем с ними полемику как с живыми, нашими современниками.
Об этом говорил и великий русский мыслитель-патриот И.А.Ильин, обращая внимание на то, что мы должны «все изболеть и осмыслить, чтобы выстрадать и приобрести тот духовный опыт, который будет потом светить нашим потомкам в поколениях».
1. Арсланов, Р.А. Кавелин: человек и мыслитель / Р.А.Арсланов. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000. - 387 с.
2. Волобуев, П.В. Политические деятели России (биографический словарь) / П.В.Волобуев. - М.: Большая российская энциклопедия, 2001. - 432 с.
3. Главацкий, М.Е. Хрестоматия по истории России 1917-1940 / М.Е. Главацкий. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 421 с.
4.
Государственная дума
5.
Гринин, Л.Е. Государство и
6.
Евлампиев, И.И. Философские и
социально-политические
7. Зернов, И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России / И.Н.Зернов. - М.: Алгоритм, 2007. - 240 с.
8.
История России в портретах
государственных и
9.
Справочник по истории
10. Википеди Я. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
Информация о работе Политические мыслители России XIX – начала XX вв