Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 16:39, реферат
Смена устоявшихся политических структур и отношений, ломка экономических форм и связей, нарастание социальной напряженности, кризис духовных ценностей и ориентиров выдвигают перед общественными науками необходимость в новом направлении общественного развития. Вопрос о смене тенденции общественного развития не только актуален теоретически, но и чрезвычайно важен в прикладном отношении, поскольку любые политические решения должны иметь в качестве своей основы четкие предпосылки.
Введение
3
1. Сущность политических отношений и процессов
4
2. Историческое развитие политических процессов и политических отношений
8
3. Типы и виды политических отношений
12
4. Стадии политического процесса
14
5. Политические решения и этапы их принятия
16
6. Политические процессы в современной России
17
Заключение
20
Список используемой литературы
21
Политическая модернизация
в этом смысле не обязательно означает
демократизацию, это может быть и
либерализация монархическою
«Транзитология» явилась наследницей и продолжательницей дела «социологии развития», теорий модернизации и политической модернизации. При этом внимание «транзитологии» концентрируется на схожих проблемах: условия и предпосылки, благоприятствующие переходу, пути и стадии перехода, движущие силы и модели демократизации. Условия и предпосылки С. Хантингтон сгруппировал по двум параметрам, экономическое развитие и культурная предрасположенность. Статистические данные показывают, что чем выше экономическое развитие страны и больше ВНП на душу населения, тем больше вероятность того, что в данной стране существует демократический режим. С другой стороны, Хантингтон отметил, что демократия и развитая рыночная экономика присущи только двум культурам - христианской и конфуцианской.
В современной политологической литературе выделяются следующие пути перехода к демократии:
В политологии общепризнанной является следующая схема этапов перехода к демократии:
Кризис авторитарного
режима может быть связан с внешнеполитическими
и внутриполитическими
Этап установления демократии
имеет принципиальное значение для
всего процесса демократизации. От
того, каким образом произойдет формирование
системы конкурирующих партии и
институционализация
Конституция должна появиться в результате консенсуса политических сил по основным институциональным вопросам. Главным же институциональным вопросом во всем процессе демократизации является соотношение полномочий исполнительной и законодательной властей. Слишком большие полномочия исполнительной власти могут привести к реставрации авторитаризма. С другой стороны, важнейшим вопросом этапа установления демократии является вопрос формирования сильных и стабильных партий, имеющих серьезную опору в обществе.
Консолидация демократии - это этап, когда основные демократические институты становятся стабильными и приобретают характер традиционных. Для закрепления демократических достижений следует проводить реформы, которые не имеют больших затрат, дают быстрый эффект и создают больше сторонников, чем противников нового режима. [1.с.66]
Выделяют следующие типы политических отношений:
Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.
В самой общей своей
форме политические процессы бывают
двух типов: внешнеполитические и внутриполитические.
Поскольку международные
Характер политического процесса зависит от преобладающего в нем характера политических отношений.
Обычно выделяют следующие виды политических процессов:
Базовые это процессы политического участия и государственного управления (принятие решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством (поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс).
Периферийные политические процессы характеризуют динамику формирования партий, групп давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей.
2. По времени.
3. Явные или скрытые.
4. С различным циклом протекания.
Основываясь на вышесказанном, можно выделить стадии политического процесса или режимы его протекания. Эти стадии следующие:
Первая стадия - конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной политической идеологией и эта победившая элита создает качественно новые органы политической власти и политические институты; происходит процесс легитимации власти.
Конституирование не обязательно предполагает полное изменение политической системы. Это может быть политическая модернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.
Вторая стадия - функционирование.
Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Конституированная и легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть. Конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения.
Третья стадия - развитие.
Эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни.
На этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает "теневой кабинет" и борется за влияние на народные массы, на электорат.
Четвертая стадия - разложение, упадок.
На определенном уровне политической
системы происходит ее застой, стагнация.
Элита оппозиции настолько
Однако политическая система в своем развитии не обязательно проходит стадию разложения и упадка вплоть до делегитимации существующей политической власти. В некоторых случаях осуществляется процесс политической модернизации.
Политическая модернизация - совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности.
История политических модернизаций знает два основных пути ее осуществления:
Основным условием успешного осуществления политической модернизации является рост экономики страны.
Американский политолог Р. Даль в качестве основных условий политической модернизации выделил следующее:
Во всяком политическом процессе существенное значение имеет то, какими приемами и средствами достигается политический результат, какова политическая технология.
Политическая технология - это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса.
Технология каждого
Важным условием успешной реализации политических технологий является процесс принятия государственных политических решений, политическое управление.
Политическое управление - это процесс принятия и приведения в жизнь политических решений.
Политическое решение - это
сознательный выбор одного из не менее
двух возможных вариантов
Обычно выделяют следующие этапы принятия политических решений:
1 этап - Определение проблем, которые надо решить, или целей, которые надо достичь.
2 этап - Подготовка и анализ различных вариантов решения.
5 этап - Коррекция, внесение изменений в план действий по выполнению политического решения.
Таким образом, политический процесс - сложный и многогранный процесс, динамика политических отношений, деятельность субъектов политики. Основу политической деятельности составляет политическая культура, рассмотрению сущности которой посвящен второй вопрос лекции.
Политические процессы в современной России характеризуются противоречивыми чертами. С одной стороны, за последние десять лет были проведены значительные реформы в политической и социально-экономической сферах. В России в результате процесса приватизации произошел переход от плановой, государственной экономики к смешанной, рыночной. В России проводятся конкурентные выборы с участием политических партий, действуют независимые от государственных институтов средства массовой информации, в Конституции Российской Федерации зафиксировано разделение властей.
Однако, с другой стороны,
при научном анализе становится
очевидным, что все эти характеристики
нормального процесса демократизации
носят внешний, формальный характер.
Приватизация предприятий не привела
к ожидаемому увеличению общей эффективности
экономики, поскольку не были созданы
как законодательные, так и структурно-