Политические партии: их классификация и финансирование политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим древнегреческим философом Аристотелем. С древних времен каждый человек в той или иной мере оказывается вовлеченным в политические отношения как подданный того или иного государства, член той или иной социальной общности. Эта политическая вовлеченность существовала уже в условиях древневосточных деспотий, хотя большинство их населения и не осознавало собственного участия в политических процессах. В наибольшей степени она проявляется сегодня в условиях демократических обществ, когда все взрослые дееспособные граждане через различные механизмы (выборы, референдум, массовые акции, консолидированное общественное мнение и др.) участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная политология.docx

— 43.13 Кб (Скачать файл)

а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;

б) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с Федеральным  от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О политических партиях";

в) пожертвований;

г) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

д.) поступлений от гражданско-правовых сделок;

е) других не запрещенных законом поступлений.

     Денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету.

     Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.

     Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением. Допускаются пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям. Общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать четыре тысячи триста тридцать рублей.  [ 11 ] Государственное  финансирование политических партий и порядок его получения  является одним из  рычагов в  деятельности по созданию более благоприятных условий для тех или иных партий, и  в большинстве случаев способствует упрочению положения тех, что уже имеют парламентское представительство. 
     Актуальность исследования механизма государственного финансирования партий очевидна, поскольку  изменение   условий существования политических партий оказывает воздействие в конечном итоге на результативность участия  этих партий в выборах.

     Анализ мировой практики государственного финансирования политических партий в исторической ретроспективе и современности  позволяет выделить четыре основных методов прямого государственного финансирования политических партий:

1) в зависимости от  количества голосов, полученных  партией на национальных (парламентских  и президентских) или муниципальных  выборах;

2) в равных долях для  всех зарегистрированных политических  партий;

 

 3)  сочетание двух способов: первая часть государственного финансирования, которая  распределяется в соответствии с количеством полученных голосов, а вторая часть направляется в  политические партии в равных долях;

4) в зависимости от  числа голосов и числа мест  в парламенте: часть государственного  финансирования выделяется в  соответствии с количеством полученных  голосов, а часть идет на финансирование  политических партий, допущенных к распределению депутатских мест в парламенте.  
     В Российской Федерации применяется первый метод распределения государством финансовых средств среди политических партий. Однако так было не всегда. Вначале 90-х гг. в России существовало государственное финансирование политических партий, но в виде субсидирования избирательных объединений.

     На парламентских выборах 1995 года из бюджета на ведение избирательной кампании каждому из 43 избирательных объединений  было выделено по 115 млн. рублей, а каждому из 2729 кандидатов в одномандатных округах - по 400 тысяч рублей. Государственное субсидирование избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений было крайне неэффективно, и поэтому данная практика была прекращена.  
     Сегодняшняя схема прямого государственного финансирования политических партий была утверждена Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».  С 1 января 2013 года финансирование увеличено до 50 рублей за один голос. Эти цифры сопоставимы со средним объемом государственного финансирования политических партий в странах, где оно применяется. 
Согласно российскому законодательству, государство финансирует  только те партии, федеральный список кандидатов которых получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании на последних выборах в Государственную Думу РФ, а также  в том случае, если зарегистрированный кандидат на пост Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией на последних выборах Президента Российской Федерации, получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.  
     В России установление подобных ограничений долгое время считалось неактуальным, поскольку  вклад  государства в финансирование партий до 1 января 2009 года был незначительным. Но с тех пор  суммы, выделяемые партиям, значительно возросли.  Например, по итогам последних парламентских и президентских выборов (с разовой выплатой по итогам выборов Президента РФ)  «Единая Россия» получила право на  государственное финансирование почти в 2 млрд. руб. в год,  КПРФ – более 425 млн. руб., ЛДПР – почти 253 млн. руб., а «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» –  более 107,5 млн. руб.

     Однако в настоящее время вопрос о финансировании политических партий  тесно связан с текущим разочарованием в политике. Скандалы,  связанные с коррупцией, происходят повсеместно. Такая ситуация имеет ряд негативных последствий для легитимности политической системы. Одним из них отмечается рост антипатии к политике. Во-вторых, распространяется  очевидное проявление безразличия к политике, особенно среди молодежи. Это означает, среди прочего,  рост  количества пустых и испорченных  бюллетеней, снижение явки на выборах,  уменьшение  показателей членства в политических партиях, в частности, и идентификации с политическими партиями, в целом.   Разрыв между гражданами и политическими деятелями расширяется,  уровень цинизма в политике  растет. Все это приводит к прогрессирующей  потере доверия к основным институтам представительной демократии.  Несмотря на существование государственного финансирования политических партий, практика получения средств в обмен на обещания государственных должностей и пр., по-прежнему сохраняется. В современных условиях особенно актуально звучат требования по проведению по-настоящему конкурентных выборов.  
Законодательное регулирование государственного финансирования политических партий должно стремиться к достижению баланса в  предотвращении чрезмерной  зависимости политических партий, как  от  государства, так и от  бизнес – структур.  Обобщение, классификация,  изучение  отечественного и международного опыта в правовом регулировании прямого государственного финансирования политических партий, сравнительный анализ  сильных и слабых сторон различных систем финансирования политических партий показывают, что нет ни одной идеальной модели. Каждая система должна адаптироваться к особенностям конкретной страны и ее правовой базы, избирательной ситуации и партийно-политическим обстоятельствам.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Политические партии играют исключительную роль в функционировании не только стабильных, демократических, представительных систем, но и в процессах политической трансформации и формирования гражданского общества.

     Однако в России партии действуют в неструктурированной социальной среде с разрушенными старыми и не сформировавшимися новыми связями, с крайне низким уровнем гражданского самосознания и социального участия, потому осуществление функции агрегирования интересов можно приписать им с очень большой долей условности. У большинства членов общества нет четко выраженных и осознанных экономических интересов, поэтому структурирующую функцию частично выполняют этническая, региональная, профессиональная и другие идентичности. Сами политические партии представляют собой, по преимуществу, узкие элитарные группы, действующие, однако, в эпоху массовой политики и всеобщего избирательного права, потому они отчужденны от общества и вытеснены на периферию общественного сознания россиян.

     В результате политические интересы массовых категорий граждан не находят политического выражения и представления.

     Из всего сказанного следует, что российские партии пока не являются тем универсальным “социальным посредником” между народом и государством который помогает гражданскому обществу осуществлять свои интересы, каковыми являются их западные аналоги. Отношение населения России к партиям - это проявление взаимного отчуждения общества и режимной системы, частью и младшим партнером которой партии стали. 
 
 

Литература

 

  1. Ачкасова В.А. Политология. Учебник для вузов. [Электронный ресурс] В.А. Ачкасова, В.А.Гуторова Режим доступа: http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnik-dlya-vuzov-achkasova-gutorova/politicheskie-partii-v-sovremennoj-rossii свободный. Дата обращения 16.04.14.
  2. Батурин В.К. Политология [Электронный ресурс] под ред. В. К. Батурина.- Электрон дан.-  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 567 с.
  3. Валовая М.Д. Политология: Учебник / М.Д. Валовая. - 2-e изд. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 336 с
  4. Гаджиев К.С. Политология: Учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.
  5. Грязнова А.Б. Политология: Учебник / А.Г. Грязнова, Е.А. Звонова и др.; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 396 с.
  6. Морозова О. С. Государственное финансирование политических партий как метод электорального таргетирования  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/products/politicks-auki/gid415/pg0/  свободный.
  7. Политология: Учебник / А.Б. Оришев. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. - 288 с.
  8. Политология. Политические партии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-partii.html свободный.   Дата обращения 13.04.14.
  9. Тинт Ю.С.Политология: Учеб. пособие. — М.: РИОР: ИНФРА-М,

2011. — 79 с

 

  1. Типология политических партий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uchebnik-online.com/133/2832.html свободный. Дата обращения 13.04.14.
  2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О политических партиях" [Электронный ресурс ]  Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146131/ свободный. Дата обращения 16.04.14.  КонсультантПлюс, 1992-2014

 

 


Информация о работе Политические партии: их классификация и финансирование политических партий