Политические партии Казахстана и политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Отличительной особенностью партии должна стать массовость для завоевания доверия народных масс нужны лишь конкретные практические дела.
Как известно, политическим партиям отводится важнейшая функция – выполнять роль связующего звена между обществом и государством. Кроме того, обратная связь помогает партиям выполнять функции агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частных интересов существующих или зарождающихся в обществе групп.
Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают на него опосредованное влияние. Важной стороной их деятельности является идеологическое воздействие на население, а также формирование политического сознания масс и хозяйственная деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Политические партии Казахстана……………………………………………..4
2. Типология политических партий……………………………………………..5
3. Политическая система…………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

politparty.docx

— 38.08 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Политическая система

       В последнее время все более широкое распространение получает системный подход к анализу политической системы общества. 
 
В научной литературе существует около 40 определений системы. Суть их сводится к тому, что система – сложный комплекс взаимодействующих тем или иным образом элементов (компонентов системы). По своей структуре система представлена:

Элементным составом, данным типом взаимосвязей входящих в систему частей; 
целостным единством, которое предполагает разнородность и разно качественность ингредиентов системы, их относительную автономность и дифференцированость, внутреннюю активность и способность к самоорганизации. 
 
Также можно выделить сущностные признаки любой общественной системы, в том числе политической. К этим признакам следует отнести: 
Наличие в системе таких интегральных качеств и свойств, которые не присущи образующим ее частям (компонентам, элементам); 
 
Историческую обусловленность системных образований, предопределяющую: возникновение, становление, развитие, совершенствование, консервацию частей, упадок, распад, преобразование, гибель; 
Объективное и субъективное целеполагание, выбор оптимальных средств достижения стратегических целей и тактических результатов на определенных этапах развития системы; 
 
Функциональность системы, внутренних подсистем и их элементов; 
 
Включенность данной системы в иную, более высокого уровня организации общественную систему; 
 
Фактор не изолированности конкретной системы от других, внешних по отношению к ней систем, их взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность и взаимодополняемость. 
 
Политическая система общества относится к социальным системам, которые взаимодействуют между собой, а также с природными системами, образуя сложные макро-; социо-; экосистемы. Они развиваются и по статистическим (вероятностным) законам тенденциям, и по динамическим законам. 
 
В трудах некоторых авторов превалирует подход, согласно которому в конкретном значении политическая система есть реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, который включает «государство», а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (группы и индивиды) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы». Обычно подчеркивается, что политическая система общества – это «прежде всего комплекс институтов. Среди них центральным, вокруг которого группируется остальные институты, является государство». Это не что иное как сложная, многогранная система государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих «политические функции по защите интересов определенных классов и социальных групп, возможной их гармонизации. 
 
При рассмотрении политической системы общества ученые акцентрируют внимание на некоторых исходных положениях, имеющих теоретическое и методологическое значение. 
 
Одно из таких положений заключается в том, что политическая система рассматривается как относительно самостоятельный и саморегулирующий общественный организм, погруженный в социальную среду и реагирующий на поступающие извне импульсы (сигналы). Будучи подсистемой более общей – социальной – системы, политическая система средой не поглощается, имеет границы отделяющие ее от среды. 
 
По Д. Истону, канадскому политологу, всякая политическая система имеет «вход», через который она получает извне требования и поддержку, и «выход», где концентрируется политические решения и действия. Если законные требования граждан удовлетворяются, обеспечивается их поддержка властей, - политическая система функционирует нормально. 
 
Исходя из этого может быть построена типология политических систем. Демократическая, авторитарная и тоталитарная политические системы различаются, тем самым, по данному признаку. Демократия удовлетворяет растущие естественные требования граждан; авторитаризм, лавируя, заигрывая массами, дозирует использование «кнута и пряника»; тоталитаризм игнорирует требования и интересы людей, подавляет их законные права и свободы. 
 
Данная общая типология политических систем содержит и другие измерения. Речь идет о внутренних и внешних функциях политической системы; общая цель которых – обеспечение порядка, жизнеспособности и устойчивого развития общества (функциональный принцип); о содержании и способах регулирования социально-политических процессов (регулятивный принцип); о распределении в обществе собственности, накопленного богатства, живого труда и статусного положения различных социальных страт и групп (дистрибутивный принцип); об условиях привлечения необходимых ресурсов, сил и средств для практической реализации целей 
 
прогресса общества (экстрактивный принцип). 
 
Определенное значение имеет, наряду со структурно-функциональным и институциональными подходами к политической системе, также такой подход, когда в ней первенствующее значение придается не объективным факторам социального и политического развития, а таким субъектам политики, как элиты. Это властные группировки, «социальный слой, занимающий командные высоты в какой-либо сфере деятельности и имеющий, в силу этого, возможность оказывать непосредственное влияние на принятие важнейших решений». 
 
Соответственно этому, элитарные теории исходят из «исключительной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев общества (элит) и пассивности остальных людей (масс)». 
 
Не преувеличивая роль элиты в политике, целесообразно дифференцировать различные ее слои с учетом их реального веса в определении политической стратегии, ее целей, приоритетов, направлений и т.п. С этой точки зрения важно анализировать состояние (статику) и динамику государственно-бюрократической элиты (государственные деятели, крупное чиновничество, включая руководство силовых структур), партийных, научных, творческих, предпринимательских, финансовых элит, ведущих функционеров общественных движений и др. 
 
Следует заметить, что деления политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные не являются исчерпывающим. Так, имеет место членение демократических политических систем на либеральные и национальные; авторитарных – на теократические и национальные; тоталитарных – на военные, фашистские, каудилистского вида (хунты) и другие. 
 
Имеются различные классификации, построенные на различных основаниях. По генетическому признаку политические системы делятся на материальные и идеальные; по форме – на малые, средние, большие и сложные; по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые; по характеру своих закономерностей – на вероятностные. Л. Санистебен в исторической типологии политических систем выделяет империи, конфедерации и современное национальное государство. 
 
Нельзя не заметить, что принятые в политологии основания для типологии (классификации) политических систем общества фиксируют их как уже сложившиеся, действующие, функционирующие. Вот почему их затруднительно или даже невозможно применить «напрямую» к политических систем нашего переходного общества. 
 
Главной функцией политической системы является обеспечение ее выживания, самосохранения и на этой основе – создание предпосылок дальнейшего развития и совершенствования. Для этого политические системы создают определенные механизмы, адаптирующие их к изменяющейся обстановке. На этом пути преодолеваются дисфункциональные процессы и тенденции, способные разрушить данную систему или существенно ослабить всю иерархию власти. 
 
Также необходимо рассмотреть соотношение политической системы и политической организации. 
 
При сопоставлении понятий «политическая система» и «политическая организация» необходимо принимать во внимание различие их методологических потенциалов и смыслов, вытекающее прежде всего из дифференциации идей линейной и многоканальной (многофакторной) детерминации политической жизни. 
 
Категория «политическая организация» связана материалистической детерминации, воплощающейся в такой системе отношений, как производительные силы – производственные отношения (базис) – классовая структура общества – соответствующая ей надстройка, элементом которой и служит политическая организация с государством – аппаратом классового господства, политическими партиями – выразителями интересов действующих в обществе классов, идеологий – теоретическим выражением этих интересов. В обществе государство, политические партии, общественные движения не могут формироваться и функционировать вне тех или иных организационных форм. В этом смысле политическая организация – скелетная основа, несущий каркас политической системы общества. 
 
Категория «политическая система» вносит в политический анализ принцип многоканальной, многофакторной зависимости, говорящий о том, что наряду с экономическими факторами, а в определенных ситуациях и вопреки им политические события и институты зависят и от культурной среды, и от традиций, и от природных особенностей, и от структуры господствующих в обществе ценностей, и т.д. 
 
Государство, политические партии, общественные движения и объединения, группы интересов, давления и поддержки, СМИ и другие, а в общем – государственные и негосударственные политические институты в обществе выступают как субъекты политики. Их взаимодействие образует реальный политический процесс, в котором с большей или меньшей мерой активности участвуют и индивиды, различные слои и группы.

Заключение

 

В заключение данного реферата мне хотелось бы добавить, что современные политические партии республики характеризуются отсутствием достаточного организационного и финансового потенциала, узостью или неопределенностью электорального поля, схожестью программ. Это прямой результат транзитного характера казахстанского общества, а также отечественной специфики процесса партийного строительства.

Вместе с тем, постепенно заполняя социально-политическую нишу в психологии и сознании людей, они  стали реальным фактором общественной жизни республики и оказывают  вполне определенное влияние на развитие политического процесса в Казахстане.

В реферате показано, когда  и с какой целью была создана  каждая из существующих политических партий, какова ее партийная доктрина, каковы ее оценки деятельности властных структур и осуществляемого ими  государственного курса, степени демократизации общества, каковы стратегические и  тактические действия партии.

При этом следует иметь  в виду, что объектом рассмотрения являются только некоторые политические партии (поскольку в объеме одной  работы невозможно рассмотреть все  политические партии РК), которые официально действуют в стране согласно данным Министерства юстиции Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Список литературы

 

1.Конституция Республики  Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 1999.

2.Артыкбаев М. Институционализация политических систем постсоветских республик // Саясат.-2002.-№9-10

3.Кузнец Ю.Л. Политология и жизнь // Полис.-2005.-№1.

4.О политических партиях.  Официальный текст Закона Республики  Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 1996.

5.С.З.Нарматов, Н.В. Романова,  Политические партии Казахстана справочник, Алматы: Жетi жарғы 2000г.

6.Михельс Р. Главы из книги «Политические партии» // Диалог.1990.-№3

7.У.Шувакович. Политические  партии как традиционный механизм  репрезентации в современном  обществе.-Полис.-2010.-№2

8.«ОТАН» - ПАРТИЯ КОНКРЕТНЫХ  ДЕЛ из опыта работы партийных организаций в ОАО «Корпорация Казахмыс»

 


Информация о работе Политические партии Казахстана и политическая система