Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:03, контрольная работа
Отличительной особенностью партии должна стать массовость для завоевания доверия народных масс нужны лишь конкретные практические дела.
Как известно, политическим партиям отводится важнейшая функция – выполнять роль связующего звена между обществом и государством. Кроме того, обратная связь помогает партиям выполнять функции агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частных интересов существующих или зарождающихся в обществе групп.
Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают на него опосредованное влияние. Важной стороной их деятельности является идеологическое воздействие на население, а также формирование политического сознания масс и хозяйственная деятельность.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Политические партии Казахстана……………………………………………..4
2. Типология политических партий……………………………………………..5
3. Политическая система…………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………
3. Политическая система
В последнее
время все более широкое распространение
получает системный подход к анализу политической
системы общества.
В научной литературе существует около
40 определений системы. Суть их сводится
к тому, что система – сложный комплекс
взаимодействующих тем или иным образом
элементов (компонентов системы). По своей
структуре система представлена:
Элементным составом, данным
типом взаимосвязей входящих в систему
частей;
целостным единством, которое предполагает
разнородность и разно качественность
ингредиентов системы, их относительную
автономность и дифференцированость,
внутреннюю активность и способность
к самоорганизации.
Также можно выделить сущностные признаки
любой общественной системы, в том числе
политической. К этим признакам следует
отнести:
Наличие в системе таких интегральных
качеств и свойств, которые не присущи
образующим ее частям (компонентам, элементам);
Историческую обусловленность системных
образований, предопределяющую: возникновение,
становление, развитие, совершенствование,
консервацию частей, упадок, распад, преобразование,
гибель;
Объективное и субъективное целеполагание,
выбор оптимальных средств достижения
стратегических целей и тактических результатов
на определенных этапах развития системы;
Функциональность системы, внутренних
подсистем и их элементов;
Включенность данной системы в иную, более
высокого уровня организации общественную
систему;
Фактор не изолированности конкретной
системы от других, внешних по отношению
к ней систем, их взаимосвязь, взаимозависимость,
взаимообусловленность и взаимодополняемость.
Политическая система общества относится
к социальным системам, которые взаимодействуют
между собой, а также с природными системами,
образуя сложные макро-; социо-; экосистемы.
Они развиваются и по статистическим (вероятностным)
законам тенденциям, и по динамическим
законам.
В трудах некоторых авторов превалирует
подход, согласно которому в конкретном
значении политическая система есть реальный
механизм формирования и функционирования
власти в обществе, который включает «государство»,
а также партии, СМИ, политические ассоциации
и объединения, различных политических
субъектов (группы и индивиды) и их взаимоотношения,
политическое сознание и культуру, политические
нормы». Обычно подчеркивается, что политическая
система общества – это «прежде всего
комплекс институтов. Среди них центральным,
вокруг которого группируется остальные
институты, является государство». Это
не что иное как сложная, многогранная
система государственных и негосударственных
социальных институтов, выполняющих «политические
функции по защите интересов определенных
классов и социальных групп, возможной
их гармонизации.
При рассмотрении политической системы
общества ученые акцентрируют внимание
на некоторых исходных положениях, имеющих
теоретическое и методологическое значение.
Одно из таких положений заключается в
том, что политическая система рассматривается
как относительно самостоятельный и саморегулирующий
общественный организм, погруженный в
социальную среду и реагирующий на поступающие
извне импульсы (сигналы). Будучи подсистемой
более общей – социальной – системы, политическая
система средой не поглощается, имеет
границы отделяющие ее от среды.
По Д. Истону, канадскому политологу, всякая
политическая система имеет «вход», через
который она получает извне требования
и поддержку, и «выход», где концентрируется
политические решения и действия. Если
законные требования граждан удовлетворяются,
обеспечивается их поддержка властей,
- политическая система функционирует
нормально.
Исходя из этого может быть построена
типология политических систем. Демократическая,
авторитарная и тоталитарная политические
системы различаются, тем самым, по данному
признаку. Демократия удовлетворяет растущие
естественные требования граждан; авторитаризм,
лавируя, заигрывая массами, дозирует
использование «кнута и пряника»; тоталитаризм
игнорирует требования и интересы людей,
подавляет их законные права и свободы.
Данная общая типология политических
систем содержит и другие измерения. Речь
идет о внутренних и внешних функциях
политической системы; общая цель которых
– обеспечение порядка, жизнеспособности
и устойчивого развития общества (функциональный
принцип); о содержании и способах регулирования
социально-политических процессов (регулятивный
принцип); о распределении в обществе собственности,
накопленного богатства, живого труда
и статусного положения различных социальных
страт и групп (дистрибутивный принцип);
об условиях привлечения необходимых
ресурсов, сил и средств для практической
реализации целей
прогресса общества (экстрактивный принцип).
Определенное значение имеет, наряду со
структурно-функциональным и институциональными
подходами к политической системе, также
такой подход, когда в ней первенствующее
значение придается не объективным факторам
социального и политического развития,
а таким субъектам политики, как элиты.
Это властные группировки, «социальный
слой, занимающий командные высоты в какой-либо
сфере деятельности и имеющий, в силу этого,
возможность оказывать непосредственное
влияние на принятие важнейших решений».
Соответственно этому, элитарные теории
исходят из «исключительной миссии, социально-политической
и интеллектуальной активности привилегированных
слоев общества (элит) и пассивности остальных
людей (масс)».
Не преувеличивая роль элиты в политике,
целесообразно дифференцировать различные
ее слои с учетом их реального веса в определении
политической стратегии, ее целей, приоритетов,
направлений и т.п. С этой точки зрения
важно анализировать состояние (статику)
и динамику государственно-бюрократической
элиты (государственные деятели, крупное
чиновничество, включая руководство силовых
структур), партийных, научных, творческих,
предпринимательских, финансовых элит,
ведущих функционеров общественных движений
и др.
Следует заметить, что деления политических
систем на демократические, авторитарные
и тоталитарные не являются исчерпывающим.
Так, имеет место членение демократических
политических систем на либеральные и
национальные; авторитарных – на теократические
и национальные; тоталитарных – на военные,
фашистские, каудилистского вида (хунты)
и другие.
Имеются различные классификации, построенные
на различных основаниях. По генетическому
признаку политические системы делятся
на материальные и идеальные; по форме
– на малые, средние, большие и сложные;
по характеру взаимодействия со средой
– на открытые и закрытые; по характеру
своих закономерностей – на вероятностные.
Л. Санистебен в исторической типологии
политических систем выделяет империи,
конфедерации и современное национальное
государство.
Нельзя не заметить, что принятые в политологии
основания для типологии (классификации)
политических систем общества фиксируют
их как уже сложившиеся, действующие, функционирующие.
Вот почему их затруднительно или даже
невозможно применить «напрямую» к политических
систем нашего переходного общества.
Главной функцией политической системы
является обеспечение ее выживания, самосохранения
и на этой основе – создание предпосылок
дальнейшего развития и совершенствования.
Для этого политические системы создают
определенные механизмы, адаптирующие
их к изменяющейся обстановке. На этом
пути преодолеваются дисфункциональные
процессы и тенденции, способные разрушить
данную систему или существенно ослабить
всю иерархию власти.
Также необходимо рассмотреть соотношение
политической системы и политической
организации.
При сопоставлении понятий «политическая
система» и «политическая организация»
необходимо принимать во внимание различие
их методологических потенциалов и смыслов,
вытекающее прежде всего из дифференциации
идей линейной и многоканальной (многофакторной)
детерминации политической жизни.
Категория «политическая организация»
связана материалистической детерминации,
воплощающейся в такой системе отношений,
как производительные силы – производственные
отношения (базис) – классовая структура
общества – соответствующая ей надстройка,
элементом которой и служит политическая
организация с государством – аппаратом
классового господства, политическими
партиями – выразителями интересов действующих
в обществе классов, идеологий – теоретическим
выражением этих интересов. В обществе
государство, политические партии, общественные
движения не могут формироваться и функционировать
вне тех или иных организационных форм.
В этом смысле политическая организация
– скелетная основа, несущий каркас политической
системы общества.
Категория «политическая система» вносит
в политический анализ принцип многоканальной,
многофакторной зависимости, говорящий
о том, что наряду с экономическими факторами,
а в определенных ситуациях и вопреки
им политические события и институты зависят
и от культурной среды, и от традиций, и
от природных особенностей, и от структуры
господствующих в обществе ценностей,
и т.д.
Государство, политические партии, общественные
движения и объединения, группы интересов,
давления и поддержки, СМИ и другие, а в
общем – государственные и негосударственные
политические институты в обществе выступают
как субъекты политики. Их взаимодействие
образует реальный политический процесс,
в котором с большей или меньшей мерой
активности участвуют и индивиды, различные
слои и группы.
Заключение
В заключение данного реферата мне хотелось бы добавить, что современные политические партии республики характеризуются отсутствием достаточного организационного и финансового потенциала, узостью или неопределенностью электорального поля, схожестью программ. Это прямой результат транзитного характера казахстанского общества, а также отечественной специфики процесса партийного строительства.
Вместе с тем, постепенно заполняя социально-политическую нишу в психологии и сознании людей, они стали реальным фактором общественной жизни республики и оказывают вполне определенное влияние на развитие политического процесса в Казахстане.
В реферате показано, когда и с какой целью была создана каждая из существующих политических партий, какова ее партийная доктрина, каковы ее оценки деятельности властных структур и осуществляемого ими государственного курса, степени демократизации общества, каковы стратегические и тактические действия партии.
При этом следует иметь в виду, что объектом рассмотрения являются только некоторые политические партии (поскольку в объеме одной работы невозможно рассмотреть все политические партии РК), которые официально действуют в стране согласно данным Министерства юстиции Республики Казахстан.
1.Конституция Республики Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 1999.
2.Артыкбаев М. Институционализация политических систем постсоветских республик // Саясат.-2002.-№9-10
3.Кузнец Ю.Л. Политология и жизнь // Полис.-2005.-№1.
4.О политических партиях.
Официальный текст Закона
5.С.З.Нарматов, Н.В. Романова, Политические партии Казахстана справочник, Алматы: Жетi жарғы 2000г.
6.Михельс Р. Главы из книги «Политические партии» // Диалог.1990.-№3
7.У.Шувакович. Политические
партии как традиционный
8.«ОТАН» - ПАРТИЯ КОНКРЕТНЫХ ДЕЛ из опыта работы партийных организаций в ОАО «Корпорация Казахмыс»
Информация о работе Политические партии Казахстана и политическая система