Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:31, контрольная работа
В конце XIX — начале XX века во многих европейских странах политические партии являлись неизменным атрибутом политической системы. В России же они только складывались. Формирование политических партий непосредственно связано с действием всей совокупности факторов социально-экономического и политического развития российского общества.
Россия конца прошлого и начала нынешнего века развивалась, в общем, по тем же законам, что и западноевропейский мир. Вместе с тем она во многом отличалась от стран Западной Европы. Проблемы, с которыми столкнулось российское общество в начале XX век, были крайне трудными, не сравнимыми по сложности и масштабу с задачами, решаемыми европейскими революциями XV11 —XIX веков.
Введение.
Политические партии России в трех российских революциях.
Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.
Заключение.
Список использованных источников.
С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим образованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первоначально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее политическое образование, каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славянские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными центрами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром.
Духовную основу государства составляло язычество, но постепенно под влиянием Византии здесь начинает распространяться христианство, а под давлением Арабского халифата — мусульманство. Переселившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим — с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.
История противостояния Руси и Хазарского каганата — сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси принято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их, выделим следующие.
Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойничали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного дня спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течение десятилетий.
Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков». Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.
Другой взгляд на проблему сводится к тому, что Хазария являлась шитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.
Как жили восточные славяне? Основным их занятием было земледелие. Они сеяли рожь, овес, просо, пшеницу. На севере господствовала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год сжигали и использовали золу как удобрение. Такая земля давала хороший урожай года три, затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог, когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными, и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община — «мир», или вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Занимались славяне также охотой, рыболовством, бортничеством. Постепенно в сферу их хозяйственной деятельности стало входить скотоводство.
Общественная структура у восточных славян в VIII—IX вв. строилась на простых принципах «свой - чужой» и «свободный - несвободный». В условиях сохранения родовых традиций эксплуатация соплеменников исключалась. Рабы, используемые на самых тяжелых работах, формировались из пленных и их потомков. Во главе рода стояли старейшины, во главе племени — князь и совет старейшин («старцы градские»). Все важнейшие вопросы жизни племени решались на народных собраниях — вече. Для ведения боевых действий выбирались вожди — наиболее смелые и удачливые воины, встававшие во главе дружин, появившихся уже в VII в.
Славяне, отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными, тем не менее часто становились жертвой аваров, болгар, византийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Мусульманский автор Аль-Бекри писал, что «славяне — народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять».
Итак, первоначально восточные славяне жили родами и племенами, но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к установлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII—IX вв. они объединились в племенные союзы, имевшие признаки зарождавшейся государственности. Союзы возглавлялись князьями, которые помимо военных функций имели права в сфере внешней политики, управления, суда, религии.
Наследование княжения шло по линии рода, князь мог избираться или завоевать власть через убийство, что в те времена не было редкостью. Они совершали походы против Византии и других соседей, захватывали богатую добычу и рабов. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, что ускорило распад первобытно - общинных отношений. Но хотя князю принадлежала верховная власть, основным субъектом власти все-таки был народ в целом, поскольку в механизме власти «князь — совет старейшин — народное собрание» решающее слово оставалось за последним.
Следующим шагом в развитии общественной организации были союзы племен, или суперсоюзы, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами, вторым — южный во главе с полянами и центром в Киеве. Ряд исследователей полагает, что было и третье объединение, но центром его одни называют Рязань, другие Чернигов. По мнению академика Б.А. Рыбакова, на базе Полянского союза племен (среднее течение Днепра) и части северян (между устьями рек Десна и Рось в районе Чернигова) сложилось крупное суперобъединение Русь.
Споры о происхождении Русской княжеской династии
древнерусский государство восточный славяне
По о сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной Историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и руссов. Исследователи разделились на два лагеря — норманистов и антинорманнистов. Каждая из сторон по-своему освещает вопрос о роли викингов-норманнов (или варягов, как их называли и Руси) в формировании Древнерусского государства.
Племена викингов обрушились на Европу еще в VIII в. В IX в. они завоевали Ирландию и Северную Англию, осадили Париж и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Освоив реки Восточно-Европейской равнины, они дошли до Хазарии и Византии, не встретив на славянских землях большого сопротивления. Чтобы воевать с Хазарией и Византией, викинги стали привлекать славянскую знать и племенное ополчение.
Славянские и финские племена, занимавшие северо-запад Восточно- Европейской равнины, в 862 г., согласно летописной легенде, привали княжить на своих землях трех варяжских князей — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Почему это произошло? Притесняемые варягами, местные славяно-финские племенные союзы объединились и изгнали обидчиков «за море». Но вскоре между ними начались раздоры, и они почли за благо пригласить князя со стороны. После смерти братьев Рюрик (862—879) объединил их владения и положил начало княжеской династии Рюриковичей.
Вторая группа исследователей не признает норманнского происхождения русских князей. Антинорманнисты настаивают на их славянском, хазарском, финском, балтском или даже готском происхождении.
Что касается сюжета с призванием варягов на княжение в Новгород, то он весьма сложен. Остается открытым вопрос: были ли славянские и финские племена завоеваны норманнами или они сами призвали варягов? Летописные данные, иностранные источники (в первую очередь труды византийских авторов и арабские хроники), археологические, антропологические и лингвистические сведения говорят о скандинавском происхождении первых князей Древней Руси. Другой вопрос — создали ли они российскую государственность?
На это с полным основанием можно дать отрицательный ответ. Рюрик со своей дружиной объединил славянские и финские племена, во-первых, с целью поиска данников и объектов грабежа, во-вторых, для утверждения на торговых путях, дабы можно было сбывать награбленное в Византии и на Востоке. Варяжскую династию призвали на уже существовавший «стол» (ведь призвать на княжение можно только тогда, когда есть где княжить), чтобы защитить местных жителей от набегов чужих племен. К тому же у самих варягов государственность отсутствовала.
Относительно происхождения слова «Русь», не вдаваясь в существо споров по этому вопросу, отметим следующее. Племена руссов вместе с варягами совершали набеги на славянские территории. Русы - это, видимо, особое этнообразование шведского или северогерманского происхождения. Мусульманские авторы писали, что «славяне одеваются в длинные полотняные рубахи и высокие сапоги, вооружены копьями и щитами, мертвых сжигают и хоронят в урне в кургане». В то же время «русы, одеты в короткие куртки, кафтаны с золотыми пуговицами, шапки, плащи, широкие шаровары до колен, гетры».
Г.С. Лебедев подчеркивает, что русы были вооружены мечами, секирами и ножами, мертвых сжигали в ладье. Русы, как и германцы, мылись в лохани с водой «потом высморкается и плюет в нее», а славяне мылись льющейся водой. Слово «Русь» он выводит из скандинавского глагола «грести». Другие ученые связывают его с финским названием шведов «руотси».
Образование Древнерусского государства.
Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879-912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к Киеву, где правили Аскольд и Дир, захватил город и превратил его в центр объединенного государства.
Несмотря на варяжское происхождение Рюрика и Олега, созданное государство было славянским, а не варяжским. Успех же варягов объяснялся тем, что их деятельность объективно содействовала объединению славянских племен в одно государство, начавшемуся задолго до варягов и независимо от них.
Этнокультурные процессы в восточном славянстве не испытали на себе сколько-нибудь значимого варяжского влияния. Малочисленные и по уровню культуры стоявшие ниже славян, варяги не могли долго сохранять свою этническую обособленность. Они весьма быстро ассимилировались, слившись со славянской племенной знатью и образовали вместе с ней этнически единый господствующий слой Руси.
Если на севере восточнославянские племена приходили в соприкосновение с скандинавами, то на юге — с хазарами. Распространение хазар в Приазовье и Подонье в VIII в. послужило толчком к созданию крупного племенного объединения во главе с полянами. Его безопасность, обеспечивалась военного мощью Хазарии, контролировавшей причерноморские степи. В иностранных источниках Киев называли Самватос, как именовали его хазары. Кстати, в древности он пользовался гораздо меньшей известностью, чем Новгород. Хазары не придавали ему особого значения, и постепенно он ославянился.
В исследовании В.В, Пузанова находим утверждение, что на земли вокруг Киева жили племена, платившие дань хазарам. «После того, как Олег закрепился в Среднем Поднепровье, он наложил дань на северян и радимичей, запрещая давать дань хазарам. Он обращался к ним со словами: "Не давайте козаром, но мне давайте". Ядром древнерусской государственности эта территория станет уже после утверждения в ней Олега».
() хазарском
влиянии в этих землях
что первые Рюриковичи именовали себя
«хаканами», т.е. еще до Рю-
риковичей киевские князья приняли тюркский
титул «хакан»
(каган) — титул главы Хазарского каганата, соответствующий
евро-
пейскому титулу императора.
Возникновение Руси как раннесредневекового государства вписывается в процесс образования государств в Северной, Центральной и Восточной Европе - Великоморавского княжества, Чешского и Польского государств, Датского королевства и др. Государство на Руси создавалось одновременно с европейскими средневековыми государствами.
Заключение.
Процесс образования политических партий в России, значительно ускоренный революцией 1905 – 1907гг, проходил динамично и охватил все социальные слои и классы российского общества. В 1907 году в России насчитывалось до 50 политических партий. «Союз русского народа», октябристы, кадеты, эсеры представляли собой массовые политические структуры, они имели свои программные документ печатные органы, пользовались значительной поддержке определенных классовой социальных слоев и групп населения.
Эти и другие
партии вместе с социальными движениям
образовали три общественно-политических
лагеря — правительственно-
Важнейшим результатом народной революции 1905-1907 гг., явилось формирование многопартийности, а с 1906 года — I Государственной думы и многопартийной политической системы. Тем самым самодержавная монархическая, Россия встала в один ряд с европейскими державами, к тому времени обладавшими уже значительным опытом функционирования многопартийных политических систем. Однако в отличие от стран Европы, все российские политические партии действовали в условиях отсутствия конституционного закрепления политических свобод и находились (за исключением монархических партий) под тяжелым полицейским прессом.
В 1905-1907 гг. политические партии не смогли реализовать свои программные установки. Надежды большевиков на свержение самодержавия не оправдались. Попытки кадетов превратить Государственную думу в парламент европейского образца не увенчались успехом, так как согласие царского правительства на созыв Думы носило вынужденный, паллиативный характер. Радикализировавшееся общественно-политическое движение пришло в противоречие с намерением царского правительства всеми силами сохранить в неприкосновенности самодержавие, что добавило к глубинным социально-экономическим противоречиям противоречие в политический сфере, углубило кризис власти в России.
Информация о работе Политические партии России в трёх российских Революциях