Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:02, контрольная работа
Слово «партия» латинского происхождения и переводится как «часть». Задолго до формирования современных политических партий так называли группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть.
В любом государстве политику определяют партии, за которыми стоит большинство населения и которые выражают интересы тех или иных групп, слоев, классов. Они борются за голоса избирателей и в большинстве случаев мирным путем приходят к власти.
Политические партии, их признаки и функции.
1. Политические партии.
2. Признаки политических партий.
3. Функции политических партий.
4. Типы политических партий.
5. Партийные системы.
6. Многопартийная система в России.
Литература.
Действующие в современном обществе политические партии весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга происхождением, местом и ролью в политической системе, внутренней структурой, методами деятельности, социальной базой, идеологией, программами. Исходя из такого многообразия, политологи предлагают различные классификации партий с целью определения их особенностей:
1) по способу организации:
а) парламентские (кадровые) партии - для них характерна относительно небольшая численность. В их составе знатные и влиятельные члены, крупные политики. Важнейшими критериями для привлечения к работе этих партий являются престиж, организаторские способности, величина личного состояния того или иного деятеля. Эти партии, как правило, поставляют кадры для парламента и правительства;
б) массовые – многочисленные
объединения со сложной
2) по отношению к власти:
а) правящие партии - весьма существенно отличаются от оппозиционных. У них резко возрастает удельный вес и значение деятельности в парламенте. Естественно, что более значимыми для правящих партий становятся задачи экономические, управленческие. Политические действия в результате этого приобретают более прагматический характер, что может приводить к разрыву с предвыборной идеологией и программой. И это не случайно, ибо, становясь правящей, партия, члены которой формируют правительство, должна представлять не отдельные группы, а нацию в целом;
б) оппозиционные, которые
3) по типу членства:
а) открытые партии со
б) закрытые с большим
4) по отношению к обществу:
а) революционные партии, выступающие за коренное и насильственное изменение существующего строя;
б) реформистские партии, предлагающие
постепенные и частичные
в) консервативные партии, выступающие за сохранение существующего строя;
г) реакционные партии, ратующие
за возвращение к
5) по типу политической программы:
а) левые партии (коммунистические, социалистические, трудовые), защищающие интересы социальных низов, общественную собственность, регулируемый рынок;
б) правые партии (демократические, республиканские, либеральные), защищающие интересы высшего класса, частную собственность, буржуазные ценности, нерегулируемый рынок;
в) центристские партии (социал-демократические),
защищающие преимущественно средний класс
и занимающие примиренческую позицию.
5.
Партийные системы.
Партийная система – совокупность отношений, характеризующих численность существующих в стране политических партий, их относительные размеры, коалиции и стратегии. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть.
В политологии распространена схема, согласно которой существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Проводя
классификацию партийных
1. число партий;
2. наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;
3. уровень соревновательности между партиями.
Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов. Хотя многие политологи считают, что в тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует как таковая. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий.
Предназначение одной единственной легальной партии заключается в демонстрации «всенародной» поддержки существующему режиму.
В политической науке выделяются:
1)
однопартийные системы в
2)
фактически однопартийные
Двухпартийная система - это система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Использование понятия «двухпартийная система» (или «бипартизм») вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. Дело в том, что при наличии большого количества партий реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.
Под
многопартийной системой в политологии
понимается такая, в которой более двух
партий имеют достаточно сильную организацию
и влияние, чтобы воздействовать на функционирование
правительственных институтов. Общим
критерием для такой классификации является
число влиятельных партий в государстве,
получивших в результате выборов парламентское
представительство. При этом каждая партия
представляет четко очерченные идейно-политические
и идеологические позиции – от крайне
правых до крайне левых.
6.
Многопартийная система
в России.
В 1991 году с отменой статьи 6 Конституции СССР перестала существовать однопартийная система.
В Конституции Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность (статья 13, часть 2), что означает не только возможность существования ряда партий с различными программами (идеологический плюрализм; статья 13, часть 1), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.
Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольное и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в политическую партию ограничена законом для некоторых должностных лиц (судей, военнослужащиx). Запрещены создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной, религиозной розни. Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах.
Первые
политические партии в России появились
в XIX в. (социал-демократическая
Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь же внезапным исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.
Прежде всего, следует отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества.
В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями (высокий социальный статус, относительное материальное благополучия и т.д.). Отмеченные выше особенности формирования российской партийной системы подводят к выводу об отличии российской многопартийности от «партийной демократии» западных стран, сложившейся в ходе «естественной» модернизации. Российская многопартийность на данный момент не выполняет роли основного посредника между обществом и властью, которая является главной в «партийных демократиях».
С декабря 2007 года (выборы в Государственную Думу пятого созыва) барьер для партий, проходящих по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки.
В декабре 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу РФ шестого созыва. В выборах участвовали семь политических партий. Голоса избирателей распределились следующим образом:
Партии | Количество проголосовавших (чел.) | Процент | Количество мест в Государственной Думе |
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ | 8695522 | 13.24 | 64 |
Политическая партия "Либерально-демократическая партия России" | 7664570 | 11.67 | 56 |
Политическая партия "ПАТРИОТЫ РОССИИ" | 639119 | 0.97 | - |
Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" | 12599507 | 19.19 | 92 |
Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" | 2252403 | 3.43 | - |
Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" | 32379135 | 49.32 | 238 |
Всероссийская политическая партия "ПРАВОЕ ДЕЛО" | 392806 | 0.60 | - |
Семипроцентный барьер преодолели лишь четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия».
Таким образом, политические партии, как общественные объединения, борющиеся за политическую власть, играют важную роль в политической жизни общества. Политические партийные системы по-разному реализуют цели политических партий. В Российской Федерации, как демократическом государстве, сформировалась и успешно функционирует многопартийная политическая система.
Литература
1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Информация о работе Политические партии, их признаки и функции