Политические партии и общественно-политические движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 09:48, контрольная работа

Краткое описание

В политологии до сих пор нет общепризнанного определения политической партии. Термин «партия» (от лат. part – часть, группа) использовался задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляют интересы определенной части населения и стремятся влиять с этой целью на власть
. Политическая партия – это
организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.
политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов. Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.ские партии режимы

Содержание

1. Понятие политической партии.
2. Основные цели, признаки и функции политической партии.
3. Понятие партийной системы. Классификация партийных систем.
4.Типология по Дюверже
5.Происхождение партии по М.Веберу
6. Особенности и тенденции развития партийной системы Казахстана.
7. Общественно-поли-тическое движение

Вложенные файлы: 1 файл

Беймбетова Каусар 152омф.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

Карагандинский  государственный  медицинский университет 

Кафедра Истории Казахстана и социально-политических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  СРО

 

 

Тема: Политические партии и общественно-политические движения

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнила:Беймбетова  Каусар

                                                                              Проверила: Осинцева Ю.Г

 

 

 

 

 

 

2012-2013 год   

План

1. Понятие политической партии.

2. Основные цели, признаки и функции политической партии.

3. Понятие партийной системы. Классификация партийных систем.  

4.Типология  по Дюверже

5.Происхождение  партии по М.Веберу

6. Особенности и тенденции развития партийной системы Казахстана.

7. Общественно-поли-тическое движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В политологии  до сих пор нет общепризнанного  определения политической партии. Термин «партия» (от лат. part – часть, группа) использовался задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляют интересы определенной части населения и стремятся влиять с этой целью на власть

. Политическая  партия – это

  • организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.
  • политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов. Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

 

Цель  любой партии – захват и удержание  государственной власти. Это важнейшее  отличие политической партии от общественного движения.

. Любая  партия стремится обеспечить  себе поддержку населения вплоть  до активного членства в ней.

 

Политическая  партия выполняет следующие функции

·           политическую – овладение государственной властью;

·           представительскую – выражение интересов определенных групп и слоев населения;

·           рекрутерскую – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

·           электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях;

·           социализации – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.

Одной из функций партий является отбор  и выдвижение политически грамотных  лидеров для парламента и правительства. Вслед за профессиональными политиками от партии во власть приходит окружающий их аппарат: партийные эксперты, аналитики, специалисты.

Не  менее важной функцией партий является политическая социализация граждан, формирование свойств и навыков участия  в отношениях власти. Ведя борьбу за избирателей, снабжая их скрываемой или замалчиваемой официальными органами информацией, партии приковывают внимание людей к скрытым от глаз противоречиям и конфликтам, предлагают пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан. Одним из средств является четкое формулирование разногласий с другими политическими силами. Оно помогает партийному электорату лучше ориентироваться в политических реалиях, увидеть в жизни то, что сами не замечали.

Выделяют  следующие признаки политической партии:

·           Политическая программа, где сформулированы цели и стратегия партии.

·           Партийный устав, содержащий важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

·           Руководящие органы (центральный комитет) и аппарат партийных функционеров, чаще всего освобожденных.

·           Разветвленная сеть первичных местных организаций, состоящая из добровольных активистов.

·           Активное участие в борьбе за высшую власть в государстве.

·           Фиксированное в списке количество членов партии и нефиксированное количество сочувствующих людей.

Политическая  программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, средства и  механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми столкнулся народ. Ядром  политической программы выступает  политическая философия – стройная система взглядов на правильное устройство общества, восходящая своими корнями  к той или иной мировой политической системе – коммунизму, социализму, либерализму, консерватизму, фашизму. Именно политическая философия является своеобразным мозговым центром, а сама программа, наполненная более конкретными  суждениями, выполняет функцию ее практического приложения.

К основным типам политической философии относят  четыре следующих: коммунизм, либерализм, консерватизм и фашизм.

Коммунизм (от лат. communis – общий) – это общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса – общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) – низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом. Социализм представлен множеством учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы.

Либерализм  – идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских  странах в XVII-XVIII вв. и провозгласившее  принцип гражданских, политических, экономических свобод. Идеи либерализма  получили первое воплощение в Конституции  США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В XIX –  нач. XX вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли. Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов; вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий функционирования рынка, конкуренции. В конце XX в. происходит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демократии.

Консерватизм (франц. conservatisme от лат. conserve – охраняю, сохраняю) – совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для него характерны приверженность к устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, органичного развития. Консерватизм против вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан, устранения социального неравенства, оказания государством помощи бедным. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции конца XVIII в.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) построен на идеи расового превосходства коренной национальности, «лучшая» часть которой (элита) должна управлять политической и социальной жизнью общества. Фашизм представляет собой идеологию, основанную на убеждении в том, что общество спасет жесткий порядок, дисциплина, вера в единоличного лидера. Фашизм противопоставляет демократии тоталитарный режим. Он опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Массовый террор используется по отношению к «врагам нации» - идейным противникам, а с помощью идеологии шовинизма оправдывают преследование представителей «низших» рас и «неполноценных» народов. Движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации. По способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные режимы сталинизма, маоизма, «красных кхмеров» и др.

К совокупности партий, функционирующих в обществе, применимо понятие «система». В  процессе деятельности партий возникают  отношения и взаимосвязи друг с другом, а 
также государством и другими политическими институтами. 
партийная система - это совокупность действующих в стране политических партий и отношений между ними, которые состоят в борьбе за государственную власть и в процессе ее осуществления.

. Для определения типа партийной  системы нередко используется  количественный критерий (одно-, двух-и многопартийные системы). К количественному критерию часто добавляют такие показатели, как наличие или отсутствие доминирующей партии или способность к заключению союзов, уровень всеобщности между партиями.

В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем.

Однопартийные системы исключают возможность существования каких других партий и предусматривают слияние партийного и государственного руководства. Подобная модель характерна для тоталитарных и частично авторитарных режимов.

"Мнимая" многопартийность (квазибагатопартийнисть) . Это означает, что реальная власть сосредоточена в руках одной партии при формальном разрешении деятельности других партий. Так, несмотря на то, что в Китае, кроме коммунистической партии, существует еще восемь партий, все они признают руководящую роль КПК. Другое название этой системы - "система с партией-гегемоном" .

Бипартизм или двухпартийная система (США, Великобритания). Для нее характерно наличие двух партий, постоянных лидеров избирательных кампаний, с которыми не в состоянии конкурировать другие партии. Партия, победившая на выборах (например, президентских в США и парламентских в Британии), получает право формировать свой кабинет министров. При этом возможно возникновение ситуации (такое часто наблюдается в США), когда исполнительную власть выражает одна партия, а парламентское большинство выражено другой партией. Сами американцы рассматривают эту ситуацию как дополнительный разделение властей.

Система "двух с половиной  партий" . От предыдущей она отличается тем, что одна из двух ведущих партий страны, победив на выборах, может сформировать правительство, только блокируясь с третьей, менее сильной партией. Такая модель существует в Германии. Главными конкурентами на выборах являются Христианско-демократический союз и социалисты (СДПГ). Долгое время в качестве третьей партии выступали свободные демократы, которые объединялись то с СДПГ (1969-1982), то с ХДС (1982-1998). После 1998 г. Социалисты стали правящей партией, вступив в коалицию с "зелеными" ("Союз к зелени").

Многопартийные системы с объемом четырех и более партий.

В зависимости от характера соперничества  между партиями многопартийные системы, в свою очередь, подразделяются на:

  • умеренно многопартийные системы (Бельгия, Нидерланды), которые отличаются от других ориентированностью всех иснуючюс партий на сотрудничество, небольшими идеологическими различиями между партиями;
  • поляризованные многопартийные системы , для которых характерно значительное идеологическое размежевание между партиями по шкале "левые - правые", отсутствие сильных центристских партий, а также стремление к заключению недолговечных партийных союзов, которые позволяют формировать правительство;
  • атомизированные системы (Боливия, Малайзия), которые предусматривают наличие значительного количества слабо связанных между собой и с населением партий (от тридцати до двухсот), изолированность партий от власти и отсутствие у них рычагов влияния на власть.

Кроме того, в зависимости от характера  союзов, заключаемых между партиями, многопартийность может быть:

  • Блочной , когда близкие по идеологии партии объединяются в блоки и идут на выборы с общими кандидатами и общей программе. Например, для Франции характерна двоблоковисть, когда на президентских выборах партии идут двумя блоками - левым и правым.
  • Коалиционным , близкой к поляризованной многопартийности. Ни одна из партий не имеет большинства в парламенте, достаточной для того, чтобы самостоятельно влиять на состав кабинета министров, который формируется. Только союз с другим партийными фракциями позволяет сформировать коалиционное правительство.

Наконец, в зависимости от реальной политической веса партии и количества депутатских мест, полученных ею на выборах, принято выделять следующие  партийные системы:

  • системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием , подобная модель партийной системы характеризуется тем, что при равных возможностях, создаваемых государством для всех партий, населения в течение долгого времени отдает предпочтение только одной партии (например, партия Индийского национального конгресса, либерально-демократическая партия Японии , социал-демократическая в Швеции);
  • система с доминирующей партией , которая пытается набрать не менее 30% голосов на выборах, но вынуждена искать союзников для формирования правительства;
  • система, опирающаяся на коалицию миноритарных партий , которая функционирует, как и описанная выше коалиционное многопартийность.

В демократических странах доминируют двух-и многопартийные системы. Внимание политологов привлекает вопрос о преимуществах и недостатках каждой из системы.

С одной стороны, многопартийная система  отражает широкий политический спектр общества, демонстрирует реальные отношения  состязательности, но с другой - для  нее характерны существенные минусы:

  • приводит к чрезмерной сегментации электорального поля во время выборов. Большое количество партий и блоков, участвующих в выборах, еще не является гарантией более широкого представительства интересов различных групп в парламенте. Так, например, результаты выборов в Верховную Раду показывают обратную зависимость: чем больше партий и блоков были представлены для голосования, тем меньшее их количество сумела преодолеть избирательный порог, необходимый для получения депутатских мест;
  • чрезмерная фрагментация политических сил в парламенте осложняет проблему формирования стабильного и эффективного кабинета министров;
  • способствует появлению феномена "безответственной оппозиции", не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии могут раздавать популистские обещания, зная, что отвечать за них не придется. Тем самым подобные партии способствуют радикализации настроений в обществе.

В свою очередь двухпартийная система  обеспечивает большую устойчивость политической жизни: стабильный однопартийное правительство, доминирование в течение долгого времени единого политического курса. Но и практика функционирования этой системы вызывает критику со стороны общественности тех стран, где она распространена. Ее негативными моментами являются практически монопольное положение двух партий на политическом пространстве (в структурах власти, в избирательной политике), делая практически невозможными серьезные претензии на власть со стороны третьей партии. Например, начиная с 1856 г. все президенты США были республиканцы или демократы, после 1998 г. в Конгрессе был только один депутат, который выбирался как независимый кандидат. Ведущие партии могут способствовать принятию таких избирательных правил, которые бы "работали" только на эти партии.

 

Типология политических партий.

В политической науке существуют различные системы классификации  партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы: функции, идеологии, социальная база, методы деятельности и пр.

Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация  М.Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Структура партии является наиболее обобщающим компонентом, испытывающим влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т.д.). Одновременно именно структура партии способствует ее адаптации к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партии в политической борьбе. Среди структурных характеристик партии Дюверже выделил общее организационное строение, систему членства и органы руководства. На основе этих критериев он различал кадровые, массовые и строго централизованные партии.

Кадровая партия - это  немногочисленная элитарная партия, состоящая из профессиональных политиков  и парламентариев, ориентированная  в основном на выборы. Происхождение  кадровых партий относится в основном к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было еще ограниченным, а не всеобщим. В существовавшем в то время ограниченном политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения  политических интересов буржуазии. Их деятельность, нацеленная на победу на выборах, требовала не увеличения своих рядов, а объединения элит, которые могли бы влиять на избирателей.

Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных  парламентских групп, групп давления, объединения партийной бюрократии. Они концентрируют усилия профессиональных политиков и предполагают свободное  членство и известную аморфность партийной организации. Основным структурным  элементом кадровой партии являются комитеты. Они создаются по территориальному принципу, и численность их, как  правило, невелика. Комитет состоит  из постоянных активистов, пополняется  в случае необходимости путем кооптации и не стремится к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Проведение и организация предвыборных кампаний составляет их основное предназначение. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, помогают лидерам формулировать предвыборные программы. Деятельность комитетов резко активизируется в периоды избирательных кампаний и практически замирает в остальное время.  В этих партиях отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Отсюда их название - кадровые партии. Большинство европейских либеральных и консервативных партий являются кадровыми партиями.

Массовые партии возникают  с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие  массовый характер, ориентированные  на политическое воспитание масс и  формирование элит из народа. Первичные  организации партии строятся как  по территориальному, так и по производственному  принципу, но в отличие от комитетов  являются открытыми для новых  членов. Более того, первичные организации  массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с  тем, что массовые партии существуют за счет членских взносов.

Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Хотя и здесь  большую роль играют лидеры и аппарат  партии, большое значение в них  придается общности взглядов и идеологическому  единству. Массовые партии чаще всего  формируются снизу, нередко на основе профсоюзов, кооперативных и иных общественных движений. Однако иногда формирование массовых партий происходит и комбинированным путем, соединением  усилий элитарных кругов и рядовых  граждан. Учитывая разнообразие форм деятельности, направленности и иных аспектов функционирования массовых партий, некоторые теоретики  выделяют среди них представительные партии западного типа, социалистические и популистские.

Итак, массовая партия ориентирована  на вовлечение в свои ряды большого количества членов, она характеризуется  жестко регламентированным членством  с высокой степенью идеологизации, ориентирована на постоянную работу.

Первичными организациями  социалистических партий являются секции по месту жительства численностью в  несколько сотен человек. Они  объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный  аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит  конгрессу (или национальному совету), исполнительная - исполкому (или национальному  секретариату), а юридическая - контрольной  комиссии.

Для строго централизованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий, а Дюверже относил к ним коммунистические и фашистские партии, характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических вождей.

Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более  однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать  жесткую партийную дисциплину. Организационным  принципом коммунистических партий является “демократический централизм”, пытающийся совместить свободу (выборность руководителей всех уровней) и принуждение (подчинение меньшинства большинству). На практике эта иерархическая организация  существенно ограничивает демократию, выборы руководителей превращаются в формальность, поскольку их отбор, как и принятие решений, осуществляется центральным руководством партии.

Фашистские партии имеют  много сходных черт с коммунистическими в вопросах своей организации: вертикальные связи, централизация власти, жесткая структура. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии. Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой армии.

Разделение партий на кадровые и массовые, предложенное Дюверже, соответствует, таким образом, делению партий по идеологическому признаку на правые и левые, на умеренных буржуазных реформистов (либералов и консерваторов) и радикалов (коммунистов). Исключение составляют фашистские партии, являющиеся массовыми, строго централизованными, но имеющими правый уклон.

Кроме того, деление партий на массовые и кадровые совпадает  с их делением на партии с сильной  и слабой организацией. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. В них высока степень автономности местных комитетов (первичных организаций), а центральные органы партии не служат для них непререкаемым авторитетом. В массовых же партиях преобладают “вертикальные связи” между руководством и первичными организациями. Централизованный характер и наличие сильной организации, неукоснительное соблюдение партийной дисциплины обусловлены необходимостью эффективной работы в отстаивании интересов трудящихся, осуществлять политическое воспитание масс.

Таким образом, по организационной  структуре партии делятся на организационно оформленные и организационно неоформленные, а по характеру членства - на открытые, со свободным членством и закрытые, элитарные. По способу связи партии  с ее парламентской фракцией - на мягкие (слабые), допускающие свободное голосование своих депутатов, и жесткие (сильные), распространяющие строгую партийную дисциплину на свои парламентские фракции. По участию в осуществлении власти партии делятся на правящие и оппозиционные (легальные и нелегальные), по отношению к другим элементам политической системы - на демократические и антидемократические. Кроме того, существует множество классификаций, основанных на разнообразных критериях. Так, партии делятся по социальному (аграрные партии), этническому (например, баскская партия), демографическому (женские партии), религиозному (христианские партии) и другим основаниям.

Тем не менее, предложенная М.Дюверже типологизация является наиболее универсальной и прагматичной. Однако уже сам Дюверже отмечал, что она является “приблизительной, описывающей скорее тенденции, чем дающей четкое различие”. Ряд партий оставался за пределами данной классификации, некоторые имели промежуточный характер. Например, Лейбористская партия Великобритании, насчитывающая 6,5 млн. чел., не может быть однозначно отнесена ни к кадровым, ни к массовым партиям. Республиканская и Демократическая партии США также во многом сочетают в себе признаки массовой и кадровой партии, и с этой точки зрения их можно считать гибридными.

В истории партий Макс Вебер  выделил тир этапа: партии как  аристократические

группировки, партии как  политические клубы и современные  массовые партии.

Считается, что двумя основными  причинами появления массовых партий были: а)

распространение избирательных  прав, которое вынуждало к расширению объема

влияния; б) организационное  развитие рабочего класса. Последнее  вело к тому,

что: организующийся вне  парламента пролетариат, создавал массовые партийные

организации; в свою очередь  этот процесс вынуждал к конкуренции  традиционные

группировки, которые массовости пролетарских партий должны были

противопоставлять преобразования своих структур в том самом  направлении.

Политические партии с  оформлением партийных билетов, взносов, членства в

партии и дисциплиной  появились в Европе с возникновением массового

организованного рабочего движения. Первой массовой и постоянно действующей

партией была либеральная  партия в Англии (с 1861 г.). Причинами  возникновения

массовых политических партий послужило распространение всеобщего

избирательного права. Каждая партия создавалась для защиты определенных

интересов населения (как  правило, экономических или национальных).

      

Общественно-поли-тическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные  деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их устоявшимися нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличия общественно-политических движений от политических партий:

■ социальная база движений более  широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп;

■ общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партия (как правило, достигнув своей цели, движение  прекращает свое существование);

■ общественно-политические движения не столь долговременны, как партии;

■ общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при  борьбе за власть общественно-поли-тические движения трансформируются в политическую партию);

■ центром политической активности в общественно-поли-тическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т.д.;

■ в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и т.п.).

 

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что  они включают:

1) организации непосредственного,  прямого влияния на политические  решения, которые создаются при  государственных структурах (лобби,  группы давления) и основная задача  кото-

рых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;

2) организации, для которых политическая  функция является устойчивой, но  не основной (профсоюзы, союзы  предпринимателей, потребительские  движения и т.д.);

3) массовые движения, имеющие стихийную  природу. Например, демократические  по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану  окружающей среды и т.д.

 

I. Политические партии Казахстана

 

    Практика показывает, что  влияние партии наиболее эффективно  тогда, когда ее партийная доктрина  представляет собой заявку на  новое, своеобразное видение политических  процессов. Иными словами любая  политическая партия должна обладать  своим, если не уникальным, то  уж во всяком случае, достаточно  четко выраженным, образно говоря, идейно-политическим лицом, собственным  кредо.

 

    Формируя свою доктрину, любая политическая партия изначально  переживает, как правило, трехшаговый цикл своего идейно-политического самоопределения: во-первых, аккумулирует определенные оценки, взгляды, представления по тем или иным процессам и явлениям общественной жизни; во-вторых, определяет выбор целей, формулирует как кратко-, так и долгосрочные задачи, осуществляя расстановку их по степени приоритетности; в-третьих, выбирает средства и методы достижения поставленных целей, обозначает основных исполнителей, в частности, в виде своих органов, структур, а также примерные сроки деятельности в избранных направлениях. В результате такого действа партийная доктрина предстает как трехзвенное единство идейных позиций политических целей и задач партии, а также средств, методов и сил по их достижению на достаточно длительном этапе, историческом отрезке партийной деятельности. Она есть некий цикл, внутренне логичный идейно-политический остов, идейно-политическая платформа, свод идей, инициатив, планов и проектов, с которым партия вступает в жизнь и который либо будет каким-то образом воплощен в жизнь самой партией, либо последняя потерпит поражение и уйдет в небытие.

 

    Известно, что к концу  XX века политические партии стали  одним из существенных факторов  жизни мирового сообщества. Если  в конце 70-х годов более чем  в 100 странах функционировали  свыше 500 партий, то уже через  двадцать лет более чем в  170 государствах мира их число  приблизилось к одной тысяче.

 

    Вполне понятно, что  трансформация казахстанского общества  также вызвала к жизни образование  широкого партийного спектра.  Он начал формироваться со  второй половины 80-х годов, когда  в Казахстане появились первые  неформальные группы и движения, по сути альтернативные действовавшей  в то время КПСС.

 

    На 1 июня 2000 года в Казахстане  зарегистрировано Министерством  юстиции республики 16 политических  партий: Социалистическая партия Казахстана (СПК), партия Народный Конгресс Казахстана (НКК), Национальная партия Казахстана "Алаш" (НПК "Алаш"), Коммунистическая партия Казахстана (КПК), Народно-кооперативная партия Казахстана (НКПК), Партия Возрождения Казахстана (ПВК), Республиканская политическая партия труда (РППТ), Гражданская партия Казахстана (ГПК), Партия справедливости Республики Казахстан (ПСРК), Республиканская политическая партия "Отан" (Отчизна) (РПП "Отан"), Аграрная партия Казахстана (АПК), Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), Демократическая партия Казахстана "Азамат" (ДПК "Азамат"), Демократическая партия женщин Казахстана" (ДПЖК), Крестьянская социал-демократическая партия "Ауыл" (КСДП "Ауыл") и партия патриотов Казахстана (ППК).

 

 

 

 

 

 

 

II. Партии Казахстана и Общественные объединения

 

Социалистическая партия Казахстана (СПК)

 

    СПК, являющаяся правопреемницей Коммунистической партии республики и объявившая своей задачей последовательное отражение и отстаивание интересов всех людей труда, появилась на политической арене 7 сентября 1991 г. в результате решения XVIII внеочередного (чрезвычайного) съезда Коммунистической партии Казахстана о ее переименовании в СПК.

 

    Предполагая в процессе реформирования сотрудничество всех слоев общества, СПК возлагает особые надежды на промышленно-предпринима-тельскую прослойку, считает необходимым обособление и консолидацию предпринимателей и управляющих, руководителей предприятий, организаторов производства в качестве третьей силы, которая представляла бы интересы развития производства и могла бы участвовать в трудовых соглашениях в качестве самостоятельной стороны наряду с профсоюзами;

 

    Основной целью в области  хозяйственного права партия  называет - общество с социально  ориентированной экономикой, с равноправием  всех форм собственности; формирование  качественно новых производственных  отношений: рынок, экономическая  свобода личности, самостоятельность  товаропроизводителей, конкуренция  при жестком государственном  контроле; сотрудничество и партнерство  всех слоев общества: рабочих,  крестьян, интеллигенции, предпринимателей, директорского корпуса.

 

    Целью предлагаемых экономических  реформ социалисты провозглашают  повышение благосостояния и общественного  самочувствия граждан через увеличение  производства, совершенствование механизмов  социально справедливого распределения  национального продукта, создание  эффективной системы социальной  защиты населения и реальной  демократизации представительской  власти.

 

    В своей программе  экономической трансформации СПК  придерживается рыночных методов  ведения хозяйствования и считает,  что Казахстану нет необходимости  копировать полностью путь к  рынку многих молодых государств. Природные богатства Казахстана  позволяют выполнить эту задачу  в два этапа. Основная стратегическая  цель на ближайшее будущее  - формирование внутреннего рынка  - взаимодействие производителей  на основе рыночных отношений,  но находящихся в относительной  независимости от мирового рынка.

 

    Реализация второй части  экономической программы, по мнению  СПК, начнется с того момента,  когда практически любой товар  или услуги будут не распределяться, а продаваться. Постепенно повышая  цены в базовых отраслях, приближая  их к мировым, государство будет  вынуждать отечественного производителя  к снижению себестоимости продукции  и соответственно повысится ее  конкурентоспособность. С достижением  уровня мировых цен регуляция  внешнеэкономических отношений  свернется, и государство прекратит  регулирование цен в базовых  отраслях, а национальная денежная  единица станет свободно конвертируемой. Таким образом национальная экономика войдет в мировой рынок;

 

Партия Народный Конгресс Казахстана (ПНКК)

 

    Историческая справка  и краткий ретроспективный анализ  деятельности. ПНКК создана на  базе МАД "Невада-Семипалатинск", с образованием которого в  1989 г. по Казахстану прокатилась  волна антиядерных движений, с  энтузиазмом поддержанных населением  Казахстана и за рубежом. Благодаря  популярности этого движения, партия  НКК нашла в то время много  своих сторонников.

 

    Основной целью в области  хозяйственного права партия  считает - создание правовых условий  для развития современной социально-ориентированной  рыночной экономики, основным  звеном которой является товаропроизводство; создание многоукладной экономики, благоприятной для предпринимательства; равноправие всех форм собственности; необходимость поэтапности, постепенности приватизации предприятий, находящихся в государственной, коллективной и общественной собственности, превращение Казахстана из пассивного товаропотребителя в полноценного, активного товаропроизводителя, работающего в соответствии с требованиями мирового стандарта; выделение приоритетных отраслей производства; строительство и переоснащение предприятий, производящих средства производства для аграрно-промышленного комплекса, легкой и пищевой промышленности, стройиндустрии и материалов, незамедлительная поэтапная реализация земельной реформы.

 

В переходный период к рынку (партия определяет его до 2000 г.) следует  решить базовую задачу: резко увеличить  производство товаров первой необходимости, а для этого определить как приоритетноую задачу создания системы предприятий перерабатывающей промышленности, как государственной, так и любой иной собственности;

 

Общественное объединение

"Национальная партия  Казахстана "Алаш" (НПК "Алаш")

 

    Первоначально НПК "Алаш" создана как РПК на учредительной конференции 4 сентября 1991 г. на базе ГДК "Азат". Предполагалось, что создаваемая партия будет представлять наиболее организованную часть ГДК "Азат".

 

    26 декабря 1992 г. РПК  официально зарегистрирована в Министерстве юстиции республики. Имеет республиканский статус.

 

    Основными направлениями  в области хозяйственного права алашевцы предлагают следующее - Земля, ее недра, вода, леса и другие природные богатства Казахстана объявляются собственностью Республики. Земля - коллективная собственность казахского народа и общее достояние народов Казахстана. Она не продается, ею может пользоваться любой гражданин.

 

    Все формы собственности  равны. Экономические отношения  в республике подчинены интересам  и возможностям ее населения,  развитие и размещение производительных  сил согласованы с внутренними  потребностями.

 

    Скотоводство - основное  направление аграрной отрасли  Казахстана. Труд животновода станет  престижным, условия его жизни  обретут высокий уровень. Учитывая  специфику кочевого скотоводства будут созданы предпосылки для самозащиты чабанов от вооруженных нападений. Расширяются масштабы естественных пастбищ за счет сужения земледельческих площадей, восстановится поголовье, особенно, местных пород скота. Остановится бесконтрольный приток рабочей силы из-за пределов республики.

 

    Промышленность будет  повернута от добывающей к обрабатывающей с современной технологией.

 

    Партия считает, что  необходима защита окружающей  среды, водных ресурсов Казахстана, сохранение редких животных и  птиц, обитающих на территории  Казахстана;

 

 

Коммунистическая партия Казахстана (КПК)

 

    КПК образовалась в  октябре 1991 г. после XVIII внеочередного  (чрезвычайного) съезда. Члены КПК  считают эту дату временем "воссоздания"  самораспустившейся компартии, а  себя считают правопреемниками  возникшей в 1903 г. партии большевиков.  Решение о "воссоздании"  КПК было принято на XIX съезде  партии в связи с несогласием  части коммунистов с решением  съезда о переименовании Коммунистической  партии в СПК и объявлением  ее правопреемницей.

 

    В области хозяйственного  права коммунисты предлагают  возвращение на путь социалистического  развития. Для осуществления данного  тезиса предполагается: переход  политической власти в руки  трудящихся во главе с рабочим  классом; добровольное объединение  суверенных государств - бывших республик  Советского Союза, восстановление  социалистической собственности  на средства производства в  форме государственной и коллективной  собственности в сочетании с  личной собственностью граждан  республики, при недопущении эксплуатации  человека человеком и приоритетном  развитии направленных на служение  общественному благу: народу республики, осуществление планового управления  народным хозяйством.

 

    Для стабилизации экономического положения КПК предлагает начать организованную борьбу: против наступления авторитаризма; за немедленное приостановление приватизации госсобственности, особенно крупных и средних предприятий; за прекращение либерализации цен, установление жестко фиксированных цен на товары первой необходимости, промышленную продукцию для села, топливно-энергетического комплекса, транспортные тарифы; за осуществление государственной поддержки агропромышленного комплекса; за принятие мер по стимулированию развития собственного промышленного производства; за принятие немедленных мер по недопущению безработицы; за восстановление государственной валютной монополии, монополии на внешнюю торговлю; за создание и воспитание у молодежи новой идеологии к труду, к росту квалификации; за введение государственного контроля за происхождением сверхвысоких доходов, так как блага должны распределяться по количеству, качеству и эффективности труда;

 

Народно-кооперативная  партия Казахстана (НКПК)

 

    НКПК создана 15 декабря  1994 г. на учредительном съезде на базе Союза потребительских обществ Казахстана (Казпотребсоюза). Регистрация ее Министерством юстиции состоялась 20 февраля 1995 г. Партия имеет республиканский статус.

 

    Задачей партии в области  хозяйства является формирование  социально-ориентированной и высокоэффективной  экономики и регулируемого рынка,  основанных на многообразии форм  собственности, в которых государственные,  кооперативные, частные предприятия  будут взаимно дополнять друг  друга. В этих целях необходимо  на конкурсной основе разработать  программу выхода Казахстана  из глубокого экономического  кризиса.

 

    По мнению НКПК, следует  отказаться от концепции свободного  рынка, заменив ее концепцией  сочетания рационального государственного  регулирования и рекомендательного  планирования с рыночными механизмами  и конкуренцией. Следует развивать  отечественное цивилизованное предпринимательство,  осуществлять приватизацию с  учетом интересов всех членов  общества, приоритетную государственную  поддержку агропромышленному и  топливно-энергетическому комплексам.

 

    В агропромышленном комплексе  республики должны присутствовать, считает НКПК, разнообразные формы  хозяйствования: колхозы, совхозы,  товарищества, крестьянские (фермерские), акционерные хозяйства и прочие, а государство обязано обеспечить  право крестьянина на самостоятельный  выбор вида деятельности и  способа хозяйствования. Кооператоры  предполагают: создание агрополисов, объединяющих финансовые средства предприятий села и города, банковского капитала; предоставление земельных участков всем желающим для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

 

    Существенным элементом  является тезис о том, что  НКПК выступает против частной  собственности на землю сельскохозяйственного  назначения, рассматривая землю  как всенародное достояние, при  этом заявляя о необходимости  расширения форм законного владения  и пользования землей.

 

    В сфере потребительской  кооперации партия полагает необходимым  расширение поля ее деятельности, признание потребительской кооперации  в качестве самостоятельной формы  социально-экономических организаций,  обладающих правами наравне с  правами деловых предприятий  в государственном и частном  секторах экономики, оказание  ей всемерной государственной  поддержки, принятие законодательных  актов потребкооперации.

 

    НКПК - за проведение  политики, упреждающей нарушение  экологического равновесия, совершенствование  экологического законодательства, интеграцию республики в мировое  экологическое сообщество;

 

Республиканская политическая партия труда (РППТ)

 

    18 сентября 1995 г. в г.  Алматы состоялся II съезд СИК,  учрежденного 21-22 мая 1993 г., который  принял решение о преобразовании  союза в РППТ.

 

    РППТ считает, что  основными направлениями в области  хозяйства является содействие  ускорению социально-экономического  развития республики на основе  научно-технического прогресса.  Активное участие в технологическом  прорыве, превращении республики  в высокоразвитую страну с  экологически чистыми производствами.

 

    РППТ выступает за  становление и развитие в Казахстане  социально-ориентированной рыночной  экономики, основанной на многообразии  и равенстве форм собственности,  конкуренции, личной инициативе, чувстве ответственности перед  обществом. Она готова всемерно  содействовать формированию в  республике новой многоукладной  системы рыночных отношений, достижению  эффективных результатов экономических  преобразований, прежде всего на  основе ускорения научно-технического  прогресса, обеспечению и поддержке  приоритетных направлений развития  производства.

 

    При этом основными  принципами перехода к эффективным  рыночным отношениям партия считает:

 

- создание условий для высокоэффективного  труда, приносящего каждому человеку  и всему обществу благосостояние  и процветание;

 

- обеспечение предпринимательской  деятельности и экономической  независимости товаропроизводителей  во всех сферах деятельности;

 

- проведение эффективной программы  приватизации и государственной  антимонопольной политики;

 

- открытость экономики, ее последовательная  интеграция в систему мирохозяйственных  связей;

 

- формирование системы государственных  рычагов экономического регулирования  программ реформ, для чего необходимо: совершенствование финансово-кредитной  и валютно-денежной системы республики; реформирование налоговой системы; реализация нового мотивационного механизма хозяйствования, свободы предпринимательства.

 

    По мнению РППТ, реформа  экономики, обновления Казахстана  является не только политической, общекультурной, но и инженерной  проблемой, а технологическая  и, в частности, инженерная  политика должна стать относительно  самостоятельной ветвью преобразования  общества;

 

Общественное объединение

"Республиканская политическая  партия "Отан" (Отчизна)" (РПП "Отан" (Отчизна))

 

    Возникновение данной партии произошло нетрадиционным путем и было продиктовано ситуацией, сложившейся на правоцентристском фланге накануне выборов в представительные органы страны 1999 г. Политические партии пропрезиденсткого лагеря, несмотря на широкую представленность, не имели на тот момент достаточного потенциала для оказания определяющего воздействия на электоральные предпочтения. Возникала вероятность, что при пропорциональных выборах по партийным спискам центристские и правоцентристские организации в отдельности могли не преодолеть предусмотренного законом барьера в 7% голосов избирателей, поскольку голоса выборщиков оказались бы в этом случае "размытыми" между ними, и уступить депутатские места политическим оппонентам, поэтому значительная часть электората данных партий могла быть вообще не представленной в высшем законодательном органе страны. В дополнение к этому перевес в будущем созыве Парламента сил организованной оппозиции мог бы привести к патовому противостоянию и невозможности принятия законодательных актов.

 

    Это вызвало реструктуризацию  пропрезидентских сил, что и  вылилось в создание РПП "Отан" (Отчизна).

 

    Основные направления  деятельности в области хозяйственного  права. - сохранение последовательного стратегического курса на построение сильной, эффективной социально ориентированной рыночной экономики; развитие роли государства как активного действующего лица в экономической сфере, естественного гаранта прав трудящихся и предпринимателей; экономический рост на базе устойчивого развития отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства и сферы услуг: инвестиции в отечественное промышленное производство, продолжение приватизации горнодобывающей, нефтехимической, металлургической, легкой и пищевой промышленности, развитие собственной перерабатывающей базы; разработка национальной научно-промышленной политики, обеспечивающей развитие высоких технологий, фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, дальнейшее активное развитие процессов привлечения в страну иностранных инвестиций, необходимых для реформирования и развития экономики.

 

    Форсированная разработка  конкретной программы развития  и преобразования села; развитие  на селе широкой сети мелких  промышленных предприятий, обслуживающих  инфраструктуру; разработка и осуществление  последовательной программы внедрения  частной собственности на землю  как основы реальной рыночной  экономики.

 

    Упрощение существующей  налоговой системы; продолжение  курса на строгое государственное  регулирование валютно-финансовой  сферы; укрепление банковской сферы.

 

    Создание традиций и  институтов партнерских взаимоотношений  между государством, работниками  и работодателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Конституция Республики  Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 1999.

2.Гражданский кодекс Республики  Казахстан (Общая часть). Алматы: Жетi жарғы, 1999.

3.Об общественных объединениях. Официальный текст Закона Республики  Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 1996.

4.О политических партиях.  Официальный текст Закона Республики  Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 1996.

5.С.З. Нарматов, Н.В. Романова,  Политические партии Казахстана справочник, Алматы: Жетi жарғы 2000г.

6.РЕСПУБЛИКАНСКАЯ   ПОЛИТИЧЕСКАЯ   ПАРТИЯ “ОТАН” (ОТЧИЗНА) ИЗ  ОПЫТА   РАБОТЫ ПАРТИЙНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ   г. АЛМАТЫ 2000г.

7.«ОТАН» - ПАРТИЯ КОНКРЕТНЫХ  ДЕЛ из опыта работы партийных  организаций в ОАО «Корпорация   Казахмыс»

 

Web-сайты

  1. www.zakon.kz

         2.  www.defacto.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политические партии и общественно-политические движения