д) по идеологическим направлениям:
правые (консерваторы, либералы и др. и
левые (социалисты, коммунисты и др.).
Политический спектр России
можно представить следующим образом.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ |
ЛЕВЫЕ |
ПРАВЫЕ |
крайне левые (левые
радикалы) |
умеренные левые |
ЦЕНТРИСТЫ |
правые |
крайне правые (правые
радикалы) |
левый центр |
правый |
Правый центр (“Единая Россия”, “Народный
депутат” и др.) проводят линию на поддержку
политики Президента и Правительства
РФ. Руководство “Единой России ” намерено
объявить себя партией власти.
К левому центру относят партии социалистического,
социал-демократического толка (“Россия”
– лидер Г.Селезнев, “Аграрная партия
России” – лидер Лапшин)
Все партии, находящиеся левее и правее
центра – это партии в той или иной степени
оппозиционные по отношению к политическому
режиму.
Крайне левые – ВКПБ (Нина Андреева),
РКРП (В. Тюлькин), Национально-державная
партия России (С.Терехов), КПТР (В. Анпилов)
и др.
К умеренным левым относятся КПРФ (Г.
Зюганов) и ее союзники по национально-патриотическому
фронту.
Правый фланг российского политического
спектра в настоящее время представлен
следующими либеральными политическими
силами: движение “Выбор России”, Демократическая
партия России (ДПР) (лидер М.Н. Прусак),
Союз правых сил (СПС) (председатель Федерального
политсовета – Б.Немцов, сопредседатели:
И. Хакамада, С. Кириенко, Е. Гайдар, А. Чубайс),
Российская демократическая партия “Яблоко”
(РДП “Яблоко”) и др.
Крайне правые позиции занимают политические
организации, ориентирующиеся на явно
прозападный курс развития России (например,
ДС – В. Новодворская). Отношение к политическому
режиму, как, впрочем, и у крайне левых,
резко отрицательное.
Ведущую роль в политической жизни России
в настоящее время играют коммунисты,
бюрократы (центристы) и демократы.
1.4. Партия власти в
российской политике
В российской политике существует
понятие «партия власти». Партия власти —
это, как правило, специально учреждённая
партия, призванная поддерживать в парламентах
курс действующего президента или премьер-министра.
Может не иметь большинства в Госдуме,
но со временем его получить.
После создания партии «Единая Россия»
и выборов в Госдуму 2003 года в стране фактически
сложилась партийная система с доминирующей
партией, при которой только одна партия
(«Единая Россия») обладает реальной политической
властью, имея большинство как в федеральном
парламенте, так и в представительных
органах власти регионального и местного
уровня, а также контролируя исполнительную
власть почти во всех регионах, городах и районах.
Партиями власти можно считать:
Межрегиональная депутатская
группа/Демократическая Россия (1990—1993)
Наш дом — Россия (1995—1999)
Блок Ивана Рыбкина (рассматривался
как будущая левая «партия власти», но
не прошёл в Госдуму)
Единство (1999—2001/2003)
Единая Россия (2001-по настоящее
время)
Справедливая Россия (2006—2008/2010,
называлась второй «партией власти», поддерживала
курс Владимира Путина, но идеологически
противостояла Единой России).
1.5. Государственная дума VI созыва
Согласно текущему законодательству
Российской Федерации политические партии
должны быть зарегистрированны, чтобы
иметь право участия в выборах. Незарегистрированные
партии и общественные объединения без
статуса партии в выборах участвовать
не могут. Действующее законодательство
не предусматривает возможности создания
избирательных блоков. Голоса избирателей,
отданные за непрошедшие партии, перераспределяются
в пользу прошедших (парламентских) партий
пропорционально набранному ими проценту
голосов (таким образом, набрав 49 % на выборах,
партия получает значительно больше 50 %
мест в Госдуме). В то же время даже непрошедшие,
но набравшие 3 % голосов партии имеют право
на государственное финансирование. Парламентским
партиям предоставляется ряд послаблений
при участии в региональных выборах.
В действующей Государственной
думе VI созыва по итогам выборов 2011 года
представлено четыре политических партии.
Для принятия любого федерального закона
достаточно более 50 % голосов депутатов
(то есть более 225 депутатов), для принятия
федерального конституционного закона —
ровно 2/3 голосов (то есть достаточно ровно
300 депутатов).
Название партии |
Сокращ. |
Идеология |
Лидер партии |
Руководитель фракции |
Численность фракции |
«Единая Россия» |
ЕР |
«российский консерватизм», прагматизм, центризм |
Д. А. Медведев |
В. А. Васильев |
238 |
Коммунистическая партия Российской
Федерации |
КПРФ |
коммунизм, марксизм-ленинизм, патриотизм |
Г. А. Зюганов |
91 |
«Справедливая Россия» |
СР |
социал-демократия, демократический социализм |
С. М. Миронов |
64 |
Либерально-демократическая
партия России |
ЛДПР |
русский национализм, панславизм, неоимпериализм |
В. В. Жириновский |
56 |
Распределение мест в Государственной
Думе VI созыва (в %)
1.6. Сравнительный анализ Программ ведущих
политических сил
Ведущую роль в политической жизни России
в настоящее время играют коммунисты,
бюрократы (центристы) и демократы.
Это противоборствующие силы
и, следовательно, в их программных документах
по-разному оцениваются политические,
экономические и социальные аспекты жизни
общества. Рассмотрим некоторые из них.
Главные ценности.
“Единая Россия”: свобода,
закон, справедливость и согласие.
КПРФ: народовластие, справедливость,
равенство, патриотизм, ответственность
гражданина перед обществом и общества
перед гражданином, единство прав и обязанностей
человека, социализм и в будущем коммунизм.
Демократы: свобода личности,
право частной собственности, конкурентная
рыночная экономика и др.
2.Отношение к государству.
“Единая Россия” – “сильное
государство”. Первым приоритетом в данной
сфере названа “сильная президентская
власть”. Весьма показательны также формулировки
о “сотрудничестве всех ветвей власти”
и о “повышении политической ответственности
депутатов всех уровней”. Слово “демократия”
не употребляется, напротив, авторитаризма
и тоталитаризма.
КПРФ – на смену действующего
правительства должно прийти правительство
национального спасения. В последующем,
с приходом к власти образовать правительство
народного доверия подотчётное высшим
представительным органам власти страны
(Советам).
Демократы – демократизация
политической системы, т.е. при наличии
необходимой общественной поддержки партии
должны возможность проводить соответствующий
политический и социально-экономический
курс. Возможность наличия правящей партии
(как на Западе).
3.Экономический раздел.
“Единая Россия” - подчёркивается
роль государства в обеспечении законности
и честной конкуренции. Качество управления
госсобственностью. Приоритет – высокотехнологичной
отрасли, науки и промышленности. Нет упоминания
о частной собственности! Раздел слабый.
КПРФ – государственное регулирование
экономическими процессами. Восстановление
общенародной, либо коллективной собственности.
Недопущение частной собственности на
землю. Монополия внешней торговли на
стратегически важные товары.
Демократы – частная собственность,
конкурентная рыночная экономика. Среди
либералов есть разногласия: СПС ориентирована
на ортодоксальный либерализм XIX века,
отрицающий какую-либо роль государства
в экономике и не имеющий в числе своих
целей социальное государство; “Яблоко”
ориентировано на обновлённый либерализм
XXI века, признающий ответственность государства
за создание общества равных возможностей
и предотвращение “провалов рынка”; один
из приоритетов “Яблока” - социальное
государство.
4. Социальный раздел.
“Единая Россия” - сильная
социальная политика, высокая степень
социальной защиты, эффективная система
социальных гарантий. Но на первом месте
среди приоритетов фигурирует вполне
либеральный: “формирование условий, в которых
большинства населения будет способно
самостоятельно решать свои социально-экономические
проблемы”. (Т.е. отказ от излишеств государственного
патернализма.)
КПРФ – принятия законов о занятости
и борьбе с безработицей, обеспечение
на деле реального прожиточного минимума;
возврат гражданам гарантированные социально-экономические
права на труд, отдых, жилище, бесплатное
образование и медицинское обслуживание,
обеспеченную старость; стабилизация
и снижение цен на основные виды товаров
и услуг и т.д.
Демократы – здесь позиции
СПС и “Яблока” значительно расходятся.
В политической декларации СПС в качестве
одной из главных угроз “новому российскому
капитализму” обозначается “социальное
иждивенчество – несовместимое со свободой”.
Согласно декларации, “государство обязано
поддерживать слабых – стариков, обездоленных,
детей, инвалидов, жертв воин, природных
и техногенных катастроф. Этот список
исчерпывающий”. Характерно, что в этом
списке нет больных, безработных, беременных
женщин, матерей-одиночек и т.д. Получается,
что СПС отказывает в этом праве системам
обязательного социального страхования
(кстати, существующим во всём цивилизованном
мире).
Таким образом, можно сделать
следующие выводы:
- Официально в России существует многопартийная
система с ярко выраженным лидерсвом «Единой
России»;
- 4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". В связи с этим значительно упростилась процедура создания и регистрации политических партий. Их общее число резко увеличилось, но это не повлияло
на общую расстановку сил на политической
арене;
- Основными лидирующими партиями являются:
- «Единая Россия»,
- Коммунистическая партия Российской
Федерации,
- «Справедливая Россия»,
- Либерально-демократическая
партия России;
- Каждая партия имеет свои ценности,
отношение к правительству, взгляды на
развитие страны и общества.
Заключение
4 апреля 2012 года вступил
в силу Федеральный закон Российской
Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный
закон "О политических партиях".
Этот документ значительно упрощает
процедуру создания и регистрации
политических партий. В десятки
раз снижена минимальная численность
организации – теперь партии
достаточно иметь 500 зарегистрированных
членов, чтобы подать заявку на
регистрацию в Министерство Юстиции.