Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования.
«Уральский Государственный
Университет Путей Сообщения»
Кафедра
Дисциплина
Политология
Реферат
на тему «Политические проблемы
стран африканского континента»
Работу проверил:
Барковский
Андрей Вячеславович
Работу выполнил:
Студент группы Эк-121
Рудакова Ксения
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение ……………………………………………………………….
3
1. Проблемы экономического
развития Африки …………………………...
4
2. Политическая составляющая
развития…………………………………….. 11
Заключение ..……………………………………………………………
18
Список литературы
…………………………………………………… 20
Введение
На современном этапе, в
условиях процессов глобализации и интеграции
мирового развития проблема включения
государств в мировые экономические и
политические системы является одной
из значимых. Положение в Африке, резко
выбивается из общемировых тенденций.
Фактически регион был вытеснен из глобальной
экономической системы. В Африке весьма
остро проявляются практически все глобальные
проблемы человечества, среди которых
бедность, исчерпание отдельных видов
природных ресурсов, межэтнические и религиозные
конфликты и др. Все это объективно обусловлено
различием интересов этих стран в политической,
экономической и других областях, колониальным
прошлым, неоколониальным воздействием
или субъективными факторами исторического
и психологического порядка с различной
степенью воздействия каждого из них.
Сегодня из 55 африканских стран 33 относятся
к группе наименее развитых. И если в 1980
г. Африка обеспечивала себя продовольствием,
то с начала 2000-х гг. треть африканцев выживает
только за счет международной помощи.
В то же время население Африканского
континента оказывает значительное косвенное
влияние на мировые процессы. Во-первых,
как источник человеческих ресурсов для
различных экстремистских организаций.
Во-вторых, как «фактор нравственного
прогресса» и «очеловечивания международной
среды» для мирового сообщества, так как
оно просто не способно существовать без
помощи других стран. Противоречивость
современного положения Африки заключается
в том, что хотя страны континента и представляют
собой почти треть населения земли, уровень
их экономического развития по сравнению
даже с развивающимися странами не позволяет
им напрямую участвовать в мировых процессах,
а политическая нестабильность и высокий
уровень конфликтности в регионе мешают
африканским государствам активно влиять
на процессы создания интеграционных
групп, являющихся важным средством усиления
взаимных связей, подъема производительных
сил, ускорения социально-экономического
развития каждой страны-участницы региона
в целом.
1. Проблемы экономического
развития Африки
Африканские страны
преобладают в списке самых бедных стран
мира. Если в 1984 г. из 36 самых бедных стран,
по данным МБРР, 23 находились в Африке,
то в 1991г. их было уже 27 из 40. Положение
усугубляется тем, что 24 страны Тропической
Африки не в состоянии обеспечить свое
население продовольствием и ориентируются
исключительно на импорт. В настоящее
время выживание каждого пятого африканца
зависит от импортируемого продовольствия. Африка
- это единственный регион мира, где не
только фиксируется, но и прогнозируется
рост масштабов бедности. Показатели ВНП
на душу населения постоянно снижались
за последние 30 лет. Более того, из 27 стран
Тропической Африки в 1990-2000 гг.15 имели
отрицательный рост этого показателя:
от - 0,3% в Гане до - 4,1% в Нигере. Положение
усугубляется проблемой внешней задолженности,
темпы роста которой превышают возможности
развития экономик африканских стран.
Так, только 12 стран Тропической Африки
достаточно регулярно платят по долгам.
Остальные же вряд ли справятся с этой
проблемой: в Мозамбике, например, в начале
2000-х годов необходимые выплаты составляли
1745% суммарных ежегодных экспортных поступлений,
в Танзании этот показатель равнялся 1000%.
И лишь изолированность Африки от мировой
финансовой системы позволяет избежать
глобального краха. Если обратиться к
периоду 1999-2005 гг. то доля африканского
ВВП сократилась с 2,3 % до 1,01 %. Если взять
современный период времени, например,
с 2005 г., то отмечается темпы роста в африканской
экономике, в 2006 г. темпы роста общего реального
ВВП составили 5,7%, в 2005 г. − 5,3%, в 2004 − 5,2%.
В 2007 г. сохранялись «высокие темпы развития
экономики стран Африки, и средний прирост
ВВП составил 5,8 %». Согласно данным ООН
по африканскому региону «рост ВВП в государствах
Африки объясняется сохранением спроса
на мировом рынке на сырьевые товары и
ростом цен на них», «благодаря производству
и экспорту нефти, металлов, а также фруктов
и овощей». Иными словами, сыграл внешний
фактор − повышение мировых цен на сырье. «Цены
на продовольствие в африканских странах,
особенно на злаковые, резко поднялись
в 2006 г. и в некоторых случаях продолжают
расти еще большими темпами ». Цены на глобальном
рынке особо ощутимо ударили по странам,
которые зависят от импорта. Так, в Гвинее-Биссау
цены на рис, основное продовольствие,
поднялись в 2007 г. на 40% по сравнению с предыдущим
годом. Затраты на пшеницу в Сенегале и
Мавритании возросли на 75%. В Марокко аналогичные
ценовые всплески привели к продовольственным
протестным выступлениям, в которых получили
ранения до полусотни человек. Переработчики
зерна в Ботсване вынуждены повышать цены
на хлеб и пищу, приготовленную из кукурузы,
из-за возросших импортных цен на нефть
и пшеницу. Однако, оценивая макроэкономические
показатели экономики Африки последних
лет нужно говорить о росте с низкого уровня
развития. В 2009 г. в связи с мировым финансовым
кризисом опять начался спад. Так, например,
согласно базе данных "Статистика Южной
Африки" (Statistics South Africa), за второй квартал
2009 г. валовой внутренний продукт страны
сократился на 3,0 %, что свидетельствует
о том, что экономика страны все еще находится
в состоянии рецессии. Реальный ВВП, с
учетом сезонных колебаний, сократился
в годовом исчислении на 3,0%, по сравнению
с первым кварталом, когда спад составил
6,4%. Следует также отметить, что большинство
экономических показателей остаются на
низком уровне, например, показатели занятости.
В Африке массовая безработица. По данным
специалистов, общий уровень безработицы
в Африке составляет сегодня 30% (в середине
80-х годов этот показатель колебался между
7 и 13%) . В некоторых странах уровень безработицы
и того выше. В Либерии, например, безработными
являются около 85 % трудоспособного населения.
Безработные в поисках работы вынуждены
мигрировать в соседние страны. В Ботсване
(по классификации Всемирного банка она
относится к числу стран с доходами выше
среднего) безработица в 2006 г. составила
23,8%. Эти показатели во много раз превышают
тот уровень, который считают позволительным
для себя даже развитые капиталистические
страны. И если говорить о спросе и предложении,
то простая логика должна свидетельствовать
о том, что чем больше рабочих рук участвует
в производстве, тем больше товаров может
быть предложено на рынках. Структура
африканской экономики отражает ее положение
в глобальной экономической системе, а
сочетание негативных внешних и внутренних
факторов еще более усиливает экономическую
нестабильность в Африке. В силу сложившегося
международного разделения труда Африка
специализируется преимущественно на
экспорте сырьевых товаров, цены на которые
устанавливаются на глобальном уровне,
а не в Африке. Такие модели неравноправного
обмена не только уменьшают возможности
развития африканских стран за счет экспортных
поступлений, но и ведут к потере конкурентоспособности
африканских государств на мировом рынке. Несомненно,
при экспоненциальном развитии, по мере
усиления глобализации позиции Африки
в мире будут все более ослабевать. Уже
сейчас африканские экономики страдают
от серьезной нестабильности, вызванной
сочетанием внешних и внутренних структурных
факторов. Внутренние структурные факторы
включают количество и качество людских
и природных ресурсов и доминирование
сельского хозяйства в ВНП. Внешние же
факторы включают отсутствие доступа
к современным технологиям и проблему
внешней задолженности. Экономическая
и политическая ситуация в большинстве
стран Африки за последние годы не улучшилась,
а продолжает ухудшаться, и исследователи
пытаются найти пути и средства, могущие
предотвратить бедствия, которые являются
реальной угрозой, особенно для «черной
Африки». Но большинство исследователей
настроены пессимистично и считают Африку
"континентом без будущего". Экономическое
и общественное развитие Африки является
основой и условием ее независимости и
социального прогресса. С этой точки зрения
задача заключается в поиске средств и
образовании значительных денежных фондов
в целях финансирования проектов по экономическому
развитию и социальному обеспечению. Проблема
промышленности. С развитием глобализационных
процессов все более увеличивается технологическое
отставание африканских стран от развитых
стран. Необходимо подчеркнуть, что промышленность
региона, которая прошла период становления
производства, достигла такой стадии,
когда она нуждается в опытных специалистах,
разбирающихся не только в технических
вопросах, но и в вопросах менеджмента,
маркетинга и реализации продукции. Дело
в том, что вопреки принятому мнению производство
нового продукта автоматически не влечет
повышенного спроса на него. На любом предприятии,
работающем на консервативных клиентов,
необходима перспективно ориентированная
программа для того, чтобы привлечь их
к новому продукту. Эта программа предусматривает
сотрудничество, как администрации предприятия,
так и представителей сферы распределения,
при этом уровень профессионального образования
и тех и других должен быть достаточно
высок. В странах Африки южнее Сахары ситуация
имеет свои нюансы. Так, государству принадлежит
приоритет в тяжелой, химической промышленности
в таких странах, как Марокко, Нигерия,
Танзания, Мозамбик и др. В некоторых странах,
как, например, Сенегал, государство является
собственником важнейших отраслей промышленности
и даже в частных предприятиях может иметь
свою долю участия. Опыт показывает, что
контролируемые государством секторы
эксплуатируются недостаточно эффективно
и служат в основном интересам чиновников,
а не народа. Проблема сельского хозяйства.
Неудавшиеся попытки насаждать в сельской
местности то или иное производство вынуждали
крестьян оставлять свои личные участки
в надежде на быстрые и легкие заработки. Из-за
недостаточно полного изучения и финансирования
большинство проектов носили временный
характер и, в конце концов, оказывались
невыполнимы, или были нерентабельны,
или оставлены для самофинансирования.
Крестьянин, отставший от своей земли,
так и не приобрел постоянной работы, не
получив в результате ни денег, ни урожая.
Винить в этом можно государство, которое
видит приоритетную роль, прежде всего
в развитии индустрии страны. Эта роль
может быть разнообразной и определяется
степенью влияния государства на развитие
отдельных отраслей в различных регионах. Проблема
ориентации товаров только на экспорт.
К сожалению, большая часть реформ в африканских
странах ориентируется исключительно
на экспортное производство, где занято
меньшинство населения. Ситуация не изменится,
пока в процесс изменений не будет вовлечено
большинство жителей Африки. До сих пор
большинство проектов, финансируемых
государством или иностранными организациями,
касались только товаров, предназначенных
на экспорт (кофе, чай, хлопок, какао, арахис
и т.д.), а обычная продукция, которая используется
ежедневно простыми людьми, оставалась
без внимания. Таким образом, валюта, полученная
благодаря экспорту отдельных продуктов,
служит для покупки других продовольственных
товаров, необходимых для местного использования,
например зерна, производство которого
остается недостаточным для континента.
Согласно данным ФАО (Международная продовольственная
организация) ввоз продуктов питания и
товаров в Африку в два раза превышает
прибыль от экспорта всей сельскохозяйственной
продукции, а уровень производства продовольственных
товаров намного ниже уровня потребления
населения, которое имеет тенденцию к
увеличению. Следует также отметить, что
на современном этапе развития, совокупный
объем экспортных поступлений 45 государств
Тропической Африки с населением более
500 млн. человек не превышает половины
суммы таких поступлений Гонконга, где
проживает лишь 6 млн. человек, а удельный
вес этого экспорта составлял в начале
90-х годов всего 1%. Кроме того, важным элементом
африканского производства и торговли
является минеральное сырье. Успехи научно-технического
прогресса, «революция материалов» сокращают
потребности в традиционных видах сырья
- меди, олове, цинке и ряде других, вследствие
чего реальные мировые цена на большинство
из них находятся на уровне полувековой
давности. Соответственно на низком уровне
находятся и доходы от экспорта этих видов
сырья. Весьма примечательным и тревожным
показателем выступает неуклонное снижение
доли Африки в мировой торговле. Составляя
в 1990-х гг.6,3 %, к 2005 г. этот показатель снизился
до 2,5 %. Почти в три раза снизилось значение
Африки в экспорте развивающихся стран
(с 20,3 % до 7,9 % за тот же период). Развитые
страны отказываются открыть свои рынки
для многих товаров из развивающихся,
в том числе африканских, стран. Прежде
всего, это касается продукции сельского
хозяйства и ряда трудоемких отраслей
(текстильной, швейной, обувной) промышленности,
в которых последние обладают определенными
конкурентными преимуществами. Странам
Африки не удалось также отменить принцип
тарифной эскалации, согласно которому
пошлины увеличиваются по мере повышения
степени обработки товаров. Не удалось,
также ликвидировать так называемые пиковые
ставки на ряд товаров, достигающие десятков
или даже сотен процентов от стоимости
ввозимого продукта. Негативное влияние
таможенных барьеров продолжает сказываться
на поставках из стран Африки металлов,
текстиля, одежды, зерна, натуральной кожи,
сахара, рыбы, табака, каучука, изделий
из дерева. Таким образом, африканским
государствам следует принять новую стратегию
распределения ресурсов, особенно сейчас,
когда помощь развитию может практически
исчезнуть. Основные капиталовложения
необходимо направлять в образование,
здравоохранение, обеспечение сельских
жителей чистой питьевой водой и канализацией.
Должен быть сделан упор на увеличение
доходов самых бедных групп населения.
Развитие должно основываться на максимальном
использовании внутренних, а не внешних
ресурсов, а также на более справедливом
их распределении среди различных групп
населения. Экономические реформы не дадут
эффекта без политической демократизации
общества и невозможны без участия большинства
населения. Недостаток сырья и платежеспособности.
Для любого производства необходим значительный
запас сырья и рынок сбыта. Большая же
часть региона не располагает достаточным
количеством сырья и платежеспособным
спросом. Необходимо преобладание кооперативных
хозяйств, нацеленных на обеспечение национальной
выгоды. Страны-соседи должны выступать
вместе в разработке общих проектов, чтобы
избежать нехватки ресурсов или отсутствия
рынка сбыта для конечной продукции. Проблема
распределения ресурсов. В основе распределения
ресурсов лежат ложные ценности и приоритеты,
ориентирующиеся на развитие производства,
а не на улучшение условий жизни большинства
населения. «Африка имеет серьезные проблемы
с распределением ресурсов, которые в
долговременной перспективе могут приводить
к политической нестабильности». Распределение
ресурсов - это политический процесс, отражающий
приоритеты, ценности и взгляды политиков,
руководящих страной. Африканские государства
в целом «славятся» перекачиванием ресурсов
от бедных к богатым, от крестьян к городской
бюрократии и из продуктивного в непродуктивные
сектора экономики. По мнению Берхану
Менгисту (университет штата Вирджиния,
США) и Мтумва Мфикирва первым признаком
неправильного размещения национальных
ресурсов служат огромные военные расходы
там, где нет угрозы миру. В настоящее время
в большинстве стран Африки военные расходы
растут экспоненциально. В 1982 г. суммарные
военные расходы всех африканских стран
составили 16 млрд. долл., что более чем
в 4 раза превышает суммарный объем экономической
помощи, полученной африканскими странами
за это время. Проблема внешней задолженности
- важнейшая для африканских стран, не
способных без импорта не только развивать
свои экономики, но и кормить растущее
население. Проблема еще более усугубляется
огромными масштабами коррупции и стремлением
африканских правителей удержаться у
власти любой ценой. Накопление крупного
внешнего долга подрывает валютно-финансовые
позиции многих африканских стран, вызывает
на континенте вспышки «кризиса долга»,
выражающегося в нарушении должниками
сроков и приостановке платежей в погашение
полученных ссуд. По оценкам Всемирного
Банка, совокупная задолженность государств
Африки (без ЮАР) внешним кредиторам (правительствам,
банкам, многосторонним финансовым организациям)
в конце 2004 г. Равнялась 281, 6 млрд. долл.,
из которых на Субсахарскую Африку приходилось
192,2 млрд. долл. Важно отметить и факт поляризации
африканских стран как по размерам внешнего
долга, так и по платежеспособности. Среди
главных должников выделяются Египет,
Нигерия и Алжир, на которые приходится
около 1/3 всего долга. За ними следуют Марокко,
Судан, Кот-д’Ивуар, Демократическая Республика
Конго, Тунис, Ангола, Камерун. Решение
проблем задолженности в регионе связано
не только с ее адекватной реорганизацией
и увеличением притока внешних ресурсов,
но и с активизацией собственных усилий
стран-должников. Проблема соотношения
местного населения и иностранных специалистов.
Одной из существенных проблем для африканских
стран в эпоху глобализации является слабая
защищенность от миграции квалифицированной
рабочей силы, которая не находит для себя
сферы приложения из-за отсталости социально-экономических
структур региона, в экономически более
развитые регионы. Это способствует замедлению
прогресса в развивающихся странах Африки,
их экономической деградации и социальной
нестабильности. С одной стороны в Африке
большое количество дипломированных специалистов
в разных областях (агрономов, ветеринаров,
специалистов пищевой промышленности,
медицины и т.д.), которые эмигрируют или
являются безработными, и армия иностранных
специалистов, работающих на континенте,
- с другой. В Африке так много иностранных
консультантов, как нигде в мире. В 1988 г.
их было более 80 тыс., а сегодня уже более
100 тыс. Эти иностранные специалисты обходятся
в сумму около 4 млрд. дол. В год, то есть
примерно 35% всей суммы помощи, направляемой
на развитие Африки. Это большой недостаток
в деле международного сотрудничества. Было
бы более эффективным и менее дорогостоящим
использовать не иностранных, а африканских
специалистов, вынужденных по тем или
иным причинам покинуть свою страну, но
не потерявших, ни культурной, ни этнической
связи. Основные дезинтегрирующие факторы
в Африке: · узкие по емкости рынки
и небольшие экономики, крайне низкие
ВВП на душу населения, · диверсификации
производства и экспорта, которая ведет
к необходимости совместного использования
ресурсов; · сохранение устойчивых
экономических и политических связей
с бывшими метрополиями; · многочисленный
состав многих интеграционных группировок
(до 27 стран), что мешает выработке общей
политики;
· озабоченность правительств в отношении
неравномерного распределения преимуществ
и издержек от интеграции между отдельными
странами - членами;
· крайне низкая роль частнопредпринимательского
сектора;
· слабость государственных структур
власти.
2. Политическая составляющая
Проблемы региональной
интеграции в Африке в значительной степени
обусловлены характером организации политического
процесса на африканском континенте. Как
отмечает Н.Д. Косухин, политическая власть
реализуется посредством государственной
власти, выражающей, как правило, экономические,
политические и идеологические интересы
господствующего класса. В развивающихся
странах Африки политическая власть не
столь социально обусловлена и растекается
в традиционные, этнические, религиозные
отношения. Политическая сфера в этих
государствах обладает своей спецификой.
Социальная основа власти представлена
блоком разнородных сил, в котором руководящая
роль принадлежит политической элите.
В осуществлении властных функций участвуют
не только государство и правящие партии,
массовые общественные организации, но
и традиционные институты. Природное и
культурно-этническое многообразие африканского
мира, самобытность этногенеза, исторических
судеб его народов во многом определили
специфику общественного развития стран
континента. Важно учитывать и тот факт,
что в XXI век Африка вошла с отсталой экономикой
и осталась регионом перманентной политической
нестабильности. В этих условиях большую
роль играет мобилизация внутренних ресурсов
населения, строгой дисциплины, контроля
и учета со стороны государства. Отсюда
возникает острая необходимость в сильной
власти. В подготовленном Всемирным банком
докладе о перспективах развития Черного
континента, озаглавленном «Может ли Африка
претендовать на ХХI век?» отмечается,
что безоглядная либерализация и стремительный
отказ государства от участия в экономической
жизни не всегда приносят хорошие результаты.
Документ указывает на необходимость
«сильного и действенного государства».
В докладе подчеркивается необходимость
сделать еще очень многое, чтобы государственные
институты стали по-настоящему отражать
надежды и чаяния африканских народов.
Предполагается добиться представительства
в них различных этнических групп, в том
числе национальных меньшинств, передать
часть полномочий центральных органов
на места и превратить местную власть
в реально работающую, утвердить верховенство
закона, уменьшить масштабы коррупции,
повысить эффективность госаппарата. Вместе
с тем следует учитывать, что одной из
особенностей осуществления политической
власти в Африке является своеобразный
культ государства, почетность всякой
близости к нему и причастность, что составляет
одну из самых старинных восточных традиций.
В политической жизни Африки преобладающим
типом институционализации государственной
власти остается авторитарно-бюрократический,
основанный на доминирующем положении
в системе государства институтов исполнительной
власти и отождествлением ее с личной
властью правителей. Африканская разновидность
бюрократического государства покоится
на административном централизме и патримониализме,
который означает субъективно-личностные
отношения. За годы независимости колониальные
конструкции, навязанные африканским
обществам извне, быстро африканизировались,
а современные государственные институты
успели пропитаться традиционными представлениями
о власти и авторитете. В условиях политической
нестабильности, отсутствия гражданского
согласия, а также перед угрозой территориального
распада и в результате борьбы за власть
между различными группировками повсеместно
сформировались однопартийные системы,
которые привели к утверждению авторитарных
политических режимов. В начале 2000-х годов
они существовали в 38 из 45 государств Тропической
Африки. В целом политическая власть в
африканских странах представляет собой
сложную систему общественных отношений,
множество изменений. Механизмы власти,
методы ее осуществления характеризуются
сочетанием строгого и нового, привнесении
в новую систему политических отношений
этнических, религиозных, клановых и иных
неклассовых связей. В результате власть
отличается гибридностью, этничностью,
что приводит к ее неустойчивости и противоречивости.
В большинстве государств Африки возник
разбухший, непрофессиональный и неэффективный
бюрократический аппарат. При аморфности
социальных структур единственной организованной
силой оставалась армия. Результат - бесконечные
военные перевороты. В таких условиях сам
факт стремления африканских лидеров
к интеграции отражает здоровую внутриполитическую
тенденцию к сближению различных социально-политических
групп континента, сотрудничеству и отстаиванию
собственных интересов на поле мировой
политики и экономики. Военные конфликты
в Африке. В последние десятилетия за Африкой
прочно утвердилась репутация самого
конфликтного региона нашей планеты. Действительно,
уже в постколониальный период здесь было
зафиксировано 35 вооруженных конфликтов,
в ходе которых погибло около 10 млн. человек,
причем более 90% из них составляли мирные
жители. Только в 1980-2000-х годах в Африке
произошло 78 государственных переворотов,
которые стоили жизни 25 президентам. На
протяжении многих лет болевыми точками
на континенте оставались Ангола, Сомали,
Судан, Демократическая Республика Конго,
Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия,
Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад,
Мавритания, некоторые другие страны.
Африка представляет собой единственный
регион мира, где число конфликтов год
от года не только не уменьшается, но даже
возрастает. Возникновение такой конфликтоопасной
ситуации в Африке объясняют целым комплексом
причин различного характера. В процессе
взаимоотношений между африканскими странами
нередко возникают спорные вопросы, которые
могут быть объективно обусловлены различиями
интересов этих стран в политической,
экономической и других областях, колониальным
прошлым, неоколониальным воздействием
или субъективными факторами исторического,
этнического, географического и психологического
порядка и различной степенью воздействия
каждого из них. Неблагоприятное сочетание
этих условий может привести к перерастанию
спора в конфликт различной степени интенсивности
вплоть до применения вооруженных сил. Конфликты
между государствами Африки различны
по своей сущности и приобретают в основном
форму территориального спора и борьбы
за реализацию государственных границ.
Главным образом, как считают исследователи,
причиной возникновения территориальных
споров в Африке являются последствия
колониальной системы. Пограничные конфликты
между африканскими странами вызваны
тем, что границы в большинстве случаев
не совпадают с границами расселения племен
и народностей, поскольку при разделе
Африки европейские колонизаторы не учитывали
границ между сложившимися издревле территориями
различных африканских народов. Тяжелое
наследство колониализма, выражающееся
в произвольно установленных и намеренно
запутанных границах, порождает территориальные
споры между освободившимися странами.
В настоящее время разного рода территориальные
споры в Африке касаются примерно 20% всей
территории континента. К тому же 40% всей
протяженности государственных границ
не являются не демаркированными, 44% проведены
по параллелям и меридианам, 30% - по дугообразным
и кривым линиям и только 26% - по естественным
рубежам, отчасти совпадающим с этническими.
Так, в середине 90-х годов в небольшом,
но густонаселенном (более 8 млн. жителей)
государстве Руанда в районе Великих озер
произошло самое кровопролитное столкновение
на этнической почве. Бывшая бельгийская
колония Руанда в 1962 г. получила независимость.
Однако это не привело к примирению двух
населявших ее и постоянно враждовавших
этнических групп - земледельцев хуту
и скотоводов тутси, в разное время расселившихся
в здешней саванне. Первые кровавые столкновения
между тутси и хуту в независимой Руанде
произошли еще в 1963-1965 гг. Но особенно трагические
события на межэтнической почве имели
место в 1994 г. Этот конфликт начался на
фоне продолжавшейся уже четвертый год
гражданской войны между народами тутси
и хуту, когда тутси, которые составляют
только 15% населения страны, устроили кровавую
"этническую чистку", истребив за
два месяца полмиллиона хуту. Общие же
людские потери за время межэтнического
конфликта превысили 1 млн. человек. Кроме
того, из Руанды бежало более 2 млн. человек,
а в результате едва ли не крупнейшие в
мире лагеря беженцев возникли на северо-западе
Танзании. Немалое значение имеют и причины
религиозного характера. Ведь в Африке
две мировые религии - ислам (2/5 всех верующих)
и христианство (1/5) - во многих районах
причудливо переплетаются с разнообразными
местными религиями. Все это, в особенности
с учетом усилившегося в последнее время
исламского фундаментализма и экстремизма,
еще обостряет возникающие конфликты,
превращая некоторые из них в этноконфессиональные.
Наконец, нельзя не учитывать и того, что
эти конфликты происходят на фоне крайней
социально-экономической отсталости большинства
стран Тропической Африки, преобладания
в них бедного и беднейшего населения,
дефицита финансовых и материальных ресурсов,
огромного внешнего долга. Все это обостряет
межэтнические конфликты и борьбу за власть.
Эпицентром же конфликтных ситуаций является
Черная Африка, или Африка, расположенная
к югу от Сахары. Западная Африка - субрегион,
который не только включает в себя наибольшее
число независимых государств, но и отличается
самой большой этнической пестротой. Здесь
живут преимущественно народы нигеро-кордофанской
семьи, в том числе такие крупные, как йоруба,
фульбе, моси, ашанти, волоф, бамбара, малинке.
Но при разделе Западной Африки европейскими
колонизаторами фактически все они оказались
разделенными между владениями Франции
и Великобритании. После крушения колониальной
системы эти границы были унаследованы
освободившимися странами. В годы независимого
развития вооруженные конфликты происходили
и происходят во многих странах Западной
Африки - в Нигерии, Чаде, Сенегале, Либерии,
Сьерра-Леоне и др. Так, в Сьерра-Леоне
в 1992 г. произошел военный переворот и
началась гражданская война, которая продолжалась
десять лет. В Либерии после военного переворота
в 1989 г. вспыхнула гражданская война, и
правительственные войска продолжают
воевать с мятежниками до сих пор. В результате
в обеих этих странах наступил полный
упадок хозяйства, сотни тысяч людей стали
беженцами. Около двух десятилетий длилась
гражданская война в Чаде. А Нигерию буквально
раздирают этнорелигиозные противоречия
и конфликты (например, между мусульманским
народом хауса и христианским народом
йоруба). Эти конфликты усилились после
того, как недавно в стране было введено
исламское законодательство (шариат).
Ареной многих конфликтов в последние
десятилетия была и остается Восточная
Африка, где проживают народы афразийской,
нигеро-кордофанской и нило-сахарской
языковых семей, исповедующие ислам, христианство
и местные религии. Здесь главными очагами
продолжительных военных конфликтов давно
уже стали страны Африканского Рога - Эфиопия,
Эритрея и Сомали. К этому перечню можно
добавить конфликтные ситуации, которые
время от времени возникают в Кении, на
Коморских Островах, в других странах.
Некоторые из них вызвали массовый исход
беженцев. Примерно 400 тыс. человек покинули
Бурунди, раньше свыше 1,5 млн. мигрировали
из охваченного гражданской войной Мозамбика.
Что касается Центральной Африки, то она
относительно однородна и в этническом
и в конфессиональном отношении. Тем не
менее, и в этом субрегионе на протяжении
последних десятилетий неоднократно вспыхивали
вооруженные конфликты, которые в первую
очередь отражали борьбу за власть между
партиями, группировками или кланами,
однако большей частью имели и определенную
этноконфессиональную основу. Наиболее
яркие примеры такого рода - Ангола и Демократическая
Республика Конго. А в Южной Африке главным
очагом постоянных кровопролитных расово-этнических
конфликтов является ЮАР, где белым меньшинством
(18% всего населения) осуществлялась государственная
политика апартеида. Северная Африка считается
самым стабильным регионом Африканского
континента, поскольку она отличается
гораздо большим этническим единством.
Народы этой части континента говорят
на арабском языке, который уже послужил
основой для консолидации таких крупных
наций, как египтяне, тунисцы, алжирцы,
марокканцы, ливийцы. То же относится и
к религиозному составу населения Северной
Африки, где фактически единственной религией
был и остается ислам. Но, несмотря на это,
конфликтные ситуации имеют место и здесь.
За последние сорок лет в Африке произошли
18 полномасштабных гражданских войн, более
100 военных переворотов, зарегистрировано
11 случаев геноцида и массового политического
террора. Западные политологи отмечают,
что только 18 стран на континенте из более
50 избежали военно-диктаторских режимов.
В остальных же странах не менее половины
периода независимого существования прошло
под управлением армейской верхушки. Установление
военно-диктаторских режимов в Африке
обостряет внутренние социальные, в том
числе межэтнические, конфессиональные
и этнополитические конфликты, которые
часто выливаются в полномасштабные войны.
В ряде случаев конфликты в африканских
странах тесно связаны с местной спецификой
и уходят корнями в глубь столетий. Таким
образом, можно выделить целый комплекс
экономических и социально-политических
проблем, присущих Африканскому континенту,
основной причиной которых послужило
колониальное прошлое региона. Несмотря
на крупные перемены, которые произошли
в Африке в последние десятилетия, в настоящее
время она является маргинальной частью
мирового сообщества, в которой весьма
остро проявляются практически все глобальные
проблемы человечества. На континенте
продолжают полыхать многочисленные вооруженные
конфликты, которые только в самый недавний
период привели к гибели миллионов людей.
Весьма непростой, подчас хронически кризисный
характер имеет социально-экономическая
ситуация во многих африканских государствах.
Настоящий бич региона - бедность, причем
значительная часть населения стран Африки
находится буквально на грани физического
выживания. Нынешние темпы экономического
роста (за единичными исключениями) не
позволяют рассчитывать на скорое преодоление
разрыва в уровне развития Африки и остального
мира, который, напротив, продолжает увеличиваться.
Все это усугубляется невыгодной для африканцев
конъюнктурой на мировых рынках, массовым
распространением на континенте опасных
заболеваний, прежде всего ВИЧ/СПИД, туберкулеза,
малярии, экологическими проблемами, засухами,
наводнениями, другими природными катаклизмами. Неблагополучное
положение в Африке, препятствующее полноценному
участию стран континента в мировой политике
и международных хозяйственных связях,
превратилось в фактор, угрожающий уже
не только региональной, но и глобальной
стабильности. Так, на миротворческие
операции в регионе, гуманитарную помощь
и постконфликтное восстановление отвлекаются
огромные материальные и людские ресурсы.
Всех членов международного сообщества
затрагивают неконтролируемая миграция
из зон вооруженных конфликтов за пределы
Африки, связанные с этим проблемы распространения
преступности, незаконного оборота наркотиков,
инфекционных заболеваний. Но, не смотря
на это, идея африканской интеграции с
каждым годом получает все большее распространение.
Суть ее сводится к следующему. Современная
экономическая и политическая ситуация
в Африке и мире делает объективно необходимым
продвижение стран континента к реальной
интеграции, к созданию сильного и динамичного
регионального сообщества, способного
активно выступать за экономические и
политические интересы государств-членов
и обеспечить преодоление огромного социально-экономического
отставания большинства стран Африки
если не от центров мирового хозяйства,
то, во всяком случае, от других регионов
развивающегося мира. Всеобъемлющий характер
такого объединения отражен в намеченных
к созданию общеконтинентальных экономических,
социальных и политических структурах,
включающих парламент, центральный банк,
валютный фонд, суд и т.д. Налаживание межафриканского
сотрудничества, становление действенной,
жизнеспособной региональной интеграции
предполагает решение многих экономических
и социально-политических проблем.
Заключение
Интеграционные процессы
в периферийных регионах мирового хозяйства
вызывались объективными потребностями
усиления экономического и политического
взаимодействия развивающихся стран.
Незавершенность формирования современной
экономической основы общества диктовали
усиление влияния национального государства
на общественные процессы. Современная
экономическая и политическая ситуация
в Африке и в мире делает объективно необходимым
продвижение стран континента к реальной
интеграции, к созданию сильного и динамичного
регионального сообщества, способного
активно выступать за экономические и
политические интересы государств-членов
и обеспечить преодоление огромного социально-экономического
отставания большинства стран Африки
если не от центров мирового хозяйства,
то, во всяком случае, от других регионов
развивающегося мира. Таким образом, на
международной арене одним из основных
направлений деятельности африканских
государств становится координация их
усилий с другими странами континента
в целях решения возникающих задач ускорения
социально-экономического развития и
создания благоприятных международно-правовых
предпосылок для решения актуальных задач
развития. Налаживание межафриканского
сотрудничества, становление действенной,
жизнеспособной региональной интеграции
предполагает решение многих экономических
и социально-политических проблем. Экономическая
и политическая ситуация в большинстве
стран Африки за последние годы не улучшилась,
а продолжает ухудшаться. Основными экономическими
проблемами являются:
· Проблема промышленности.
· Проблема сельского хозяйства. ·
Проблема ориентации товаров только на
экспорт.
· Недостаток сырья и платежеспособности.
· Проблема распределения ресурсов.
· Проблема внешней задолженности.
· Проблема занятости. На современном
этапе анализ политического развития
государств Тропической Африки требует
расширения проблематики исследований,
как в рамках истории, так и политологии,
социологии, культурологии и на базе междисциплинарного
подхода. Перспективным направлением
исследований является переход от страноведческих
работ к сравнительному анализу политических
режимов в отдельных африканских государствах.
Наиболее актуальными проблемами политического
развития Африки в начале XXI в., требующими
дальнейшего осмысления, являются выбор
пути социально-политического развития,
возможности эволюции авторитарных режимов
в многопартийные демократические системы,
роль армии в политической жизни континента,
политическая структура и расстановка
политических сил в различных странах,
этнический и религиозный факторы в политической
жизни, конфликты в современной Африке
и их типология.
Список литературы
1. Доклад Всемирной организации
Здравоохранения о состоянии здравоохранения
в мире, 2008. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.who. int/whr/ru/index.html
2. Организация Объединенных
Наций, Официальная помощь в целях развития.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.un.org/russian/esa/progareas/devhelp_overview.html
3. Африка: новые тенденции в
экономической политике. - М., 2000.
4. Африканская интеграция: социально-политическое
измерение. - М.: Изд-во Института Африки
РАН, 2003.
5. Боришполец К.П., Емельянов
А.Л. Африка в международных отношениях.
- Современные международные отношения
и мировая политика: учебник / отв. ред.
А.В. Торкунов. - М.: Просвещение, 2005.