Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:56, реферат
В ходе борьбы за власть и гегемонию человеческая цивилизация накопила солидный арсенал различных приемов противоборства. Одним из них является провокация. Этим приемом пользуются государства, партии, общественно-политические движения, экстремистские группировки. Вместе с тем, ответственность за политическую провокацию субъекты стремятся переложить на своих противников.
В ходе борьбы за власть и гегемонию человеческая цивилизация накопила солидный арсенал различных приемов противоборства. Одним из них является провокация. Этим приемом пользуются государства, партии, общественно-политические движения, экстремистские группировки. Вместе с тем, ответственность за политическую провокацию субъекты стремятся переложить на своих противников.
Как древнейший инструмент политики провокация возникла, вероятно, в то же время, что и развитая форма права, поскольку первоначально провокация использовалась именно для того, чтобы обойти существующие правовые нормы. Например, чтобы преодолеть силу международного договора, не нарушая его, необходимо побудить к нарушению договора вторую сторону различными действиями или заявлениями, тем самым спровоцировать другую сторону на разрыв договора или на действия, которые оправдают данный разрыв.
Генезис феномена провокация и его понятие уходят своими корнями во времена античного мира. Термин “provocatio” латинского происхождения, в переводе он обозначает вызов, в первоначальном смысле “provocator” трактовался как бросающий вызов. В Древней Греции, когда города-полисы вели междоусобные войны, существовал обычай: воин выходил перед своим войском и войском противника и вызывал соперника померяться силами. После их поединка начиналось общее сражение. Воина, который начинал сражение, и называли провокатором. Таким образом, происхождение термина связано непосредственно с вооруженной борьбой. В ходе исторической эволюции термин “провокация” изменил свое значение и начал использоваться в более широком плане в качестве категории особого рода политического и военного насилия.
Именно с провокаций начались первая и вторая мировые войны, а также большинство военных конфликтов современности. Данный инструмент политики активно используется и по сей день.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ – это прием политического противоборства, который включает в себя специально организованные акции подрывного характера в целях вызова ответных мер со стороны противника и использования их последствий для дестабилизации обстановки, эскалации насилия, дискредитации политики государств, партий, лидеров, дезинформации общественного мнения
В последнее время политические провокации часто называют "черным пиаром", иногда - как разновидность "грязных политических технологий".
Наиболее полно сущность провокации проявляется в ее функционально-ролевом предназначении.
1. Функция предлога для начала вооруженного конфликта или войны. Как во времена древности, так и в наше время обострению международной обстановки, возникновению военного конфликта предшествуют причины, которые подразделяются на основные, главные, второстепенные и непосредственные. Чаще всего в качестве непосредственной причины конфликта используется предлог или повод. Любой агрессор, начиная военную кампанию, заботится о придании своей акции характера справедливого возмездия. Именно с этой целью и организуется провокация. При этом сама провокация является ширмой, которая позволяет хотя бы на время скрыть истинные замыслы агрессора.
2. Функция дестабилизации внутри– и внешнеполитической обстановки. В настоящее время, несмотря на положительные изменения в отношениях между государствами, продолжают сохраняться многие противоречия, возникают и новые очаги напряженности. Чаще всего это является результатом субъективных причин.
Особенно ярко это проявилось в СНГ, который за короткий промежуток времени превратился в конфронтационный узел противоречий. Об этом ярко свидетельствуют события на Кавказе, в Приднестровье, Средней Азии.
3. Функция дискредитации государств, партий, общественно-политических движений и их лидеров. Уже с самого начала борьбы за власть политические противники, наряду с военной силой, стремились применить целый ряд приемов с целью подрыва авторитета и влияния своих оппонентов. В ходе таких акций используются не только реальные факты, но и вымысел, клевета. К сожалению, современное политическое противоборство в СНГ по мере его обострения представляет немало примеров использования этого приема.
4. Функция дезинформации общественного мнения. Широкие возможности по ее использованию представляют средства массовой информации. Если ранее они находились в руках КПСС и монопольное право на их использование давало возможность партии практически неограниченно манипулировать общественным мнением, то сейчас, в условиях зарождающейся демократии в странах возникает новая опасность: политические группировки, в руках которых находятся власть и финансы, начинают также искажать реальные события и факты в своих интересах.
5. Функция дезориентации общественного сознания. Эта функция тесно связана с дезинформацией, но имеет ряд особенностей. Они заключаются в том, чтобы с помощью пропагандистского камуфляжа отвлечь внимание людей от событий, знание о которых в данный момент не выгодно субъекту провокации. С этой целью в массовом порядке населению преподносятся различные сенсационные факты, которые отвлекают внимание людей от их жизненно важных проблем, заставляют на время забыть о них.
Функции политических провокаций являются наиболее обобщенным показателем сущностных характеристик этого феномена, но при исследовании надо иметь в виду, что их реализация достигается применением конкретных способов и приемов; к ним можно отнести клевету, шантаж, диверсии, подлоги и т.п.
Из приведенного выше очевидно, что провокация всегда выступает следствием целенаправленной деятельности субъекта политики.
Для квалификации того или иного акта как провокации необходимо опираться на ряд оснований:
1. наличие у субъекта целевой установки, направленной на обострение ситуаций;
2. осуществление целенаправленной подстрекательской деятельности;
3. наличие соответствующего организационного аппарата, предназначенного для осуществления подобных акций и использования их последствий для эскалации реакционного политического насилия.
Вместе с тем инцидент может весьма близко подходить к провокации, а порой и вплетаться в ее ткань, но при этом он будет всего лишь элементом, и далеко не самым важным, в сложной и многогранной подрывной деятельности.
В зависимости от используемых реакцией средств, провокации можно подразделить на ряд разновидностей: террористические акции (покушение на Папу Римского, поджег рейхстага и пр.); односторонние нарушения международных договоренностей; подстрекательские заявления и дезинформация; комбинированные разведывательно-провокационные акции; массовые политические кампании (сборища неофашистов и т.п.); обсуждение в государственных органах внутренних проблем, относящихся исключительно к юрисдикции других суверенных народов; военные провокации и др.
В самом общем виде к содержанию механизма провокации относится целый комплекс элементов: субъекты провокации и отношения между ними; политические интересы и цели субъектов, вытекающие из них политические и военные доктрины, конкретные провокационные акции, тенденции их развития, последствия и результаты.
Несмотря на то, что в ходе проведения провокации взаимодействуют различные правительственные и неправительственные организации и объединения, ведущим субъектом широкомасштабных провокаций выступает государство, в лице его руководящих органов.
Сегодня, мы являемся свидетелями невиданного в нашей многовековой истории широкого обмена людьми и идеями. Наше российское общество стало примером открытости и беспредельной демократии при дефиците дисциплины и порядка. Соответственно возросли масштабы вмешательства, воздействия на наши внутренние дела из-за рубежа. И далеко не всегда интересы иностранных партнеров совпадают с интересами российского общества. Наряду с позитивными импульсами из-за рубежа идет подпитка сепаратистских, националистических сил, создаются своего рода лобби, группы и слои влияния, которые невольно, а зачастую и умышленно выступают в качестве проводников чужих интересов в нашей стране. Посмотрим на реальную ситуацию.
Современный терроризм провокационен от начала и до конца. Теракты совершаются не для того, чтобы кого-то наказать, а для того, чтобы создать событие, которое не только получит широкую огласку, но и, если повезет, изменит существующий порядок вещей. Ярчайший пример подобной провокации — получивший огромный общественный резонанс теракт 11 сентября 2001 г., который не только повлек за собой целую серию войн и кризисов, но открыл новую эру в геополитических процессах.
Политическая провокация - явление, скажем, скоропортящееся (в наше время информация о финансовой поддержке большевиков кайзеровской Германией во время Октябрьской революции не является политической провокацией), кроме того, эффективны они только против действующих политических субъектов (например, в наше время не будет считаться политической провокацией обвинения тех же большевиков в испльзовании для борьбы с царским режимом немецких денег). Кроме того, провокация "не сработает" против неизвестных широкой общественности лиц и/или организаций. Иными словами, содержание политической провокации неразрывно связано с текущей повесткой дня и политическим дискусом, хотя, смею утверждать, оно с ними неразрывно.
Можно классифицировать политические провокации по объекту информационной атаки:
• дискредитация политических деятелей
• дискредитация общественно-политических организаций
• дискредитация промышленных и финансовых компаний, холдингов
• дискредитация государственных учреждений или структур
• дискредитация государства в целом
Наиболее разумной представляется классификация политических провокаций по направлению информационной агрессии, как отражающей суть самого явления :
Непосредственно против политического субъекта (явная дискредитация), что может выражаться в :
Распространении компрометирующих сведений, т. е. организация утечки и "раскрутки" неких сведений, дискредитирующих и порочащих определенного политического субъекта, выдуманных или имеющих место на самом деле, без указания конкретного источника получения этих сведений.
дискредитации "постановочными" методами, т. е . т.н. "организационные" технологии
дискредитации некоего политического субъекта "от его имени". В этом случае источником определенной информации является как бы сам кандидат (в этом отличие от компромата).
Против некоторых событий, фактов, признаков, которые принято отождествлять с атакуемым политическим субъектом (неявная дискредитация)
Дискредитация группы лиц, находящегося в окружении определенного политического субъекта, например, кампанию по "раскрутке" факта поставки для отреставрированных Лужников пластиковых кресел фирмой, принадлежащей жене Ю. Лужкова Е. Батуриной, без каких - бы то ни было конкурсов
Дискредитация образа политического субъекта (ракурс съемки, символы и слоганы).
Как вариант можно рассматривать агитацию (имевшую место или выдуманную) за определенного политического субъекта человека, не пользующемуся доверием избирателей.
Опубликование подробностей личной жизни, здоровья, личного состояния политического субъекта, которое идет в виде набора фактов, свободных от оценок и эмоций (то есть перечисление неких фактов, осознание которых вызывает у избирателей негативное отношение).
Любая провокация – это, в первую очередь, скандал, информационный резонанс. Провокация в политике, по мнению политолога, председателя правления Центра прикладных политических исследований «Пента»Владимира Фесенко, – это сознательное нарушение правил, неджентльменское, нецивилизованное отношение в данном случае к другим странам. Провокация – это сознательная антиполитика, направленная на разжигание и усиление конфликта.
1. Общая и прикладная политология: Учебное пособие Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова, М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
2. "Грязные" политические технологии в российских избирательных кампаниях www.polit.ru
3. Г. Г. Почепцов - Информационные войны Рефл - Бук, М. 2000
4. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ПРОВОКАЦИЯ КАК МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИГРЫ, http://www.politjournal.ru
5. Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993.