Политические процессы и политические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:10, контрольная работа

Краткое описание

Введение
Политика неотделима от человеческого общества, его прошлого, настоящего и будущего. Особенно возрастает роль политики в переломные периоды развития человеческой цивилизации, для которых характерно нарастание активности людей в общественно-политической жизни.
Смена устоявшихся политических структур и отношений, ломка экономических форм и связей, нарастание социальной напряженности, кризис духовных ценностей и ориентиров выдвигают перед общественными науками необходимость в

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы и стадии политических процессов

 

Выделяют следующие типы политических отношений:

· отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);

· отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между  субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии.

· горизонтальные и вертикальные отношения

· внешнеполитические и внутриполитические отношения

· демократические и недемократические отношения

Политические отношения  бывают также горизонтальными и  вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.

В самой общей своей  форме политические процессы бывают двух типов: внешнеполитические и внутриполитические. Поскольку международные отношения - это тема отдельной отрасли политологии, постольку далее речь будет идти только о внутриполитическом процессе. Для типологии внутриполитических процессов очень большое значение имеют институциализированные формы политического участия и принятия решений, а также существующие в данной политической системе политические отношения. Различаются два крупных класса политических процессов демократические и недемократические. Демократический политический процесс характеризуется открытостью принятия политических решений, возможностью влияния различных общественных сил на выработку государственных программ действия, общественным контролем за выполнением этих программ, автономным политическим участием. Демократический политический процесс свойственен демократическим политическим режимам. При недемократическом политическом процессе принятие государственных решений находится в компетенции одной политической группировки или одного лица (партии, хунты, клана, монарха и т. п.). Сама процедура принятия политического решения скрыта от глаз общественности и является «государственной» тайной. Общество практически не имеет рычагов влияния на процесс принятия политических решений. В связи с этим при недемократическом политическом процессе участие граждан в политике выражается либо в мобилизационной форме, либо в абсентеизме. Недемократический политический процесс имеет место в авторитарных и тоталитарных политических режимах.

Стадии политических процессов:

Первая стадия - конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной политической идеологией и эта победившая элита создает качественно новые органы политической власти и политические институты; происходит процесс легитимации власти.

Конституирование не обязательно предполагает полное изменение политической системы. Это может быть политическая модернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.

Вторая стадия - функционирование.

Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Конституированная  и легитимная политическая элита  уверенно удерживает в своих руках  политическую власть. Конституция государства  одобряется и поддерживается большинством населения.

Третья стадия - развитие.

Эта стадия характеризуется  частичными изменениями в государственных  органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни.

На этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая  создает "теневой кабинет" и  борется за влияние на народные массы, на электорат.

Четвертая стадия - разложение, упадок.

На определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация. Элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что  в состоянии сформировать иные, новые  формы организации политической жизни. Эта иная по направленности динамики политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему  институту власти. В результате правящая элита и связанные с нею  политические институты теряют свою легитимность. Этим завершается один цикл политического процесса.

Однако политическая система  в своем развитии не обязательно  проходит стадию разложения и упадка вплоть до делегитимации существующей политической власти. В некоторых случаях осуществляется процесс политической модернизации.

Политическая модернизация - совокупность приемов и средств  совершенствования политической системы  государства, повышения ее эффективности.

История политических модернизаций знает два основных пути ее осуществления:

· либеральный;

· консервативный.

Основным условием успешного  осуществления политической модернизации является рост экономики страны.

Американский политолог  Р. Даль в качестве основных условий  политической модернизации выделил  следующее:

· последовательность правящей элиты в осуществлении политических реформ;

· установление сильной исполнительной власти, способной провести социально-экономические преобразования в стране;

· достижение достаточно высокого уровня социально-экономического развития для проведения структурных изменений  в политической системе и государстве;

· установление определенных отношений равенства-неравенства;

· субкультурное разнообразие;

· наличие интенсивной  иностранной помощи или международного контроля;

· демократические убеждения  правящей политической элиты и политических лидеров.

Во всяком политическом процессе существенное значение имеет то, какими приемами и средствами достигается  политический результат, какова политическая технология.

Политическая технология - это совокупность используемых средств  и приемов достижения результата политического процесса.

Технология каждого политического  процесса зависит от многих факторов: политической среды, объекта и субъектов, политических ресурсов, характера и  масштабов политического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политические отношения, их субъекты и объекты

Политические отношения  определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают с того момента, когда извечная потребность  в управлении и властном регулировании  социальных процессов и отношений  начинает осуществляться при активном участии государства. Их корни в конечном счете находятся в экономике общества, в тех отношениях, которые возникают в ходе удовлетворения первичных наиболее фундаментальных потребностей людей. Такая деятельность содержит в себе факторы, которые способствуют как объединению (кооперация, взаимозависимость индивидов и социальных групп друг от друга), так и разъединению людей (конкуренция, соперничество из-за источников и условий существования и т. д.). Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики: их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство, и в этом его необходимость и специфика как социального института, выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями. Для их изменения отнюдь не достаточно слова, а требуется соответствующее действие, ведь они далеко выходят за рамки субъективного мира человека, его сознания, и в этом смысле являются объективными, для субъекта они выступают как уже сложившаяся данность и развиваются часто независимо от него, по своей собственной логике; деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Нерасторжимым единством целостности и социальной фрагментарности политические отношения отличаются от экономических отношений, где доминируют частные, фрагментарные интересы. Причем их ограничение или подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, усыханием конкуренции, прекращением роста производительности труда, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей. Любое их умаление в пользу частных приоритетов («классовая» или национальная мораль) оборачивается нарастающим разрушением моральных норм, дегуманизацией социальных отношений. Отпечаток этой специфики невольно несет на себе любой человек, вступающий в сферу политических отношений. В его деятельности и сознании действительно нельзя будет разорвать частное и общее, интересы личные и общественные или групповые. Как только политик перестает заботиться об общих интересах, общем благе, он превращается в своекорыстного дельца. Политика становится для него сферой предпринимательской, по сути дела, активности. Ее природа разрушается в таких известных явлениях, как взяточничество, коррупция, бюрократизм. Но и отношение к политике только как к сфере заботы об общем благе, игнорирование особых интересов участвующих в ней социальных групп и личностей оказывается для нее разрушительным. Люди, в силу тех или иных причин идущие на это, превращаются из полномочных и заинтересованных политических деятелей в бессильных моралистов, которых другие участники политического действия перестают рассматривать в качестве равноценных партнеров. Н. Макиавелли в ситуации такого выбора предлагал исходить из понимания, что «расстояние между тем, как люди живут и как они должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру». Иначе политический авторитет превращается в моральный, теряет атрибутивные качества политической власти: способность целенаправленного и эффективного использования государственного механизма, юридической ответственности, применения насилия в необходимых случаях. Но и моральный авторитет такого политика держится недолго. По мере нарастания в обществе процессов, которые он контролировать не в состоянии (просто потому, что большинство из них подлежит не моральной, а политической и юридической регуляции)» доверие к нему падает, а именно оно служит основанием для любого типа авторитета. Термин «политика» имеет много значений, но чаще всего и в теории и на практике он употребляется в двух: 1. Целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений. 2. Характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований. В английском языке для выражения различия этих двух смыслов политики используются даже два слова: policy (первое значение) и politics (второе значение). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности; и институционального, указывающего на структурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. Институтом и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками: во-первых, они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе, формирования и воплощением воли субъектов политики; во-вторых, они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти; в-третьих, направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности. Выделение двух аспектов политических отношений служит результатом теоретического анализа. Внимание исследователя может сосредоточиваться как на структуре политических отношений, на политических институтах, так и на их динамике, способах изменения структуры (ведь и то, и другое—политика). В действительности же существует неразрывное единство политических институтов и политической деятельности: «политическое действие «опредмечивается» в институциональном образовании (в соответствующем учреждении, юридической регламентации, формальной роли и т, д.). И наоборот, институциональное образование постепенно «распредмечивается» в политическом действии (становится его объектом, средством, критерием, целью)». Односторонняя интерпретация политических отношений как только институционального образования оборачивается ощутимыми потерями, исчезает их специфическая субстанция. Искажается специфика политики и при сведении ее только к определенной сумме действий: ведь сущность, этих действий раскрывается прежде всего через то, на что они направлены, в чем осуществляется закрепление их результатов, т. е. в специфических институциональных образованиях.

Субъекты и объекты политических отношений

Структура политических отношений  включает следующие элементы: взаимодействующие  субъекты и объекты политических действий; политические потребности; политические интересы; политические цели; политическая воля.

Субъекты политики - это  индивиды, классы, социальные группы, а  также созданные ими организации, активная практическая деятельность которых  направлена на сохранение или изменение  политических и других сфер жизнедеятельности людей.

Объекты политики - элементы политической системы общества, а  также явления политической сферы  в их разнообразных проявлениях, на которые направлена деятельность субъектов политики.

В обществе субъектом политики является человек, социальные группы, организации, движения, коллективы, государство, общество в целом. Субъект политики - тот, кто творит политику.

Возможности влияния субъекта политики на саму политику обуславливаются, во-первых, качественными характеристиками самого субъекта (знания, умения, последовательность, эмоциональность); во-вторых, - объективными условиями, возможностями для политической деятельности (уровень политической зрелости общества в целом).

Объектом политики является политическая жизнь общества в целом. Субъекты политики должны внести в  неё организованность, обеспечить консолидацию, мирное функционирование. Субъекты политики формируют объекты властной политики - политическую систему и её структуру: власть, политические отношения, политическую культуру.

Ныне объектом политики стали  мировая политическая система, мировой  политический порядок, отношения между  политическими системами разных стран мира. Усиливается взаимосвязь  и взаимовлияние субъектов и объектов политики.

Итак, субъектом политики является личность, социальная группа или общественная организация, которая  способна самостоятельно участвовать  в политической жизни, влиять на положение  и поведение других, вызывать важные изменения в политических отношениях в соответствии со своими интересами.

В зависимости от масштабности и эффективности действий различаются  первичные и вторичные субъекты политики. Первичными субъектами являются крупные общественные группы как  организованное целое, объединенное общностью  интересов и целей: народы, социальные группы, этнические группы, индивиды. Политическая деятельность этих субъектов персонифицирована. Но деятельность личности в области  политики можно рассматривать только с учетом того, что человек есть продукт общественных отношений, то есть через призму интересов социальных групп, к которым он принадлежит.

Ко вторичным субъектам политики относятся институты и политические организации, реализующие интересы и волю крупных общественных групп (государство, партии, общественно-политические организации). Вторичные субъекты - производные по отношению к первичным, поскольку они образованы в поддержку реализации интересов определенных групп и выполняют служебную и исполнительную роль по отношению к крупным общественным группам.

Важнейшим субъектом политики выступает народ, как целостная  социальная общность, которой присущи  определенные политические связи, организационные  структуры, воздействующие на развитие всех политических отношений в обществе. В современном цивилизованном государстве  народ является главным источником власти.

Субъектом политики выступают  нации. Индивиды одной национальной (этнической) принадлежности, объединенные в нацию, одухотворенные единой национальной идеей, развитым чувством национального самосознания, организованные политически в самостоятельные государственные образования, активно участвуют в политических отношениях и оказывают влияние на политические события и явления.

Важное место в политических отношениях занимают такие субъекты как классы. С классами связана  марксистская интерпретация характера  социального расслоения и его  политических следствий. Марксизм определяет класс как основной, базовый элемент  социально-классовой структуры общества, как большую социальную группу, занимающую особое положение в системе общественного  производства и имеющую собственное, отличное от других групп, отношение  к средствам производства. Господствующий в отношениях к собственности  класс является и политически господствующим классом.

Главным субъектом политики является человек. Тесную связь человека с политикой подчеркивали мыслители  Древнего мира (в частности, Платон, Аристотель), Эпохи Возрождения. Однако особая роль личности, как субъекта политики, признаётся политологами в  наше время. Это связано с ускорением процесса политической социализации личности, повышением уровня ее политической культуры, изменением ценностей, интересов и  потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности политического процесса в России

 

Политический процесс  в России представляет собой широкую  палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые  задаются системой культуры, традициями, конфес-сиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.

Информация о работе Политические процессы и политические отношения