Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:35, контрольная работа
Термин политический режим – производный от латинского слова regimen, т.е. направление, в переносном смысле кормило, правитель – появился в западной литературе еще в XIX в., а в широкий научный оборот вошел после Второй мировой войны. Но по сей день есть немало вариантов употребления и трактовок этого понятия. Политический режим характеризует совокупность приемов и методов осуществления поли-тической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни.
централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.
Тоталитаризм – это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение же тоталитаризма совпадает с политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.
Для «идеального» тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и «официальных» профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.
Характерная особенность тоталитарного режима — отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы Главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными «высшим» интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.
Авторитарный режим
Термин «авторитаризм» (от лат. auctoritas — власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.
Существенными чертами авторитаризма являются:
монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;
полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;
сильно централизованная монистическая структура власти;
сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;
отсутствие политической конкуренции, наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;
отсутствие возможности ненасильственной смены власти;
активное использование силовых структур для удержания власти.
Главным отличием авторитаризма от тоталитаризма является дифференциация отношений между обществом и государством. В этом случае в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и т. п. Монополия государства распространяется лишь на политическую сферу, в которой либо полностью исключается, либо сохраняется в ограниченном виде конкуренция.
В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.
Причинами воспроизводства авторитаризма являются: а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ; в) сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ориентаций населения на активное воздействие на политическую систему; г) значительное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; д) экономическая отсталость; е) неразвитость гражданского общества; ж) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.
Различают несколько типов авторитарных режимов: военный, конкурентной олигархии, популистско-мобилизационный, авторитаризм развития.
Военные режимы – разновидность авторитарных, в которых власть принадлежит либо военным, либо в действительности осуществляется верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства. Характерной чертой военных режимов является сильная персонализация власти.
Разновидностью военного режима считается авторитарно-бюрократический режим.
Конкурентная олигархия (современный олигархический режим) характеризуется достаточной открытостью и легитимностью при сохранении монополии на власть наиболее могущественных экономических кланов. Для него характерны такие политические институты, как парламент, выборы, партии. Однако за фасадом демократических институтов скрывается власть наиболее влиятельных национальных экономических групп, чьи интересы и учитывает в первую очередь политическая система.
Популистский, или мобилизационный, режим основывается на правлении единой партии, провозглашающей своей целью модернизацию. Такая партия, как правило, возглавляется харизматическим лидером. В отличии от тоталитаризма, популистский режим основывается не на идеологии, а на национализме. Он в большей степени опирается на этнические, чем на социальные группы. Для этого типа режима характерна мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера.
Демократический режим
Понятие «демократия» (от греч. demos и kratos – «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле.
Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой. Характерные черты демократических режимов:
признание народа в качестве источника власти: выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;
провозглашение основных демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед законом; легальное существование плюрализма во всех сферах общества (эконономической, социальной, политической, информационной и др.), наличие развитой дву- или многопартийности;
построение государственного устройства по принципу «разделения властей»;
создание необходимых условий для развития «среднего класса», выступающего социальной основой демократического режима, недопущение резких «разрывов» в уровнях доходов различных социальных и этнических групп, создания механизмов их реального доступа к материальным, духовным и иным благам и ценностям общества.
В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.
Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной «экстремальной» ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основываются на пониманий того факта, что судьба «народных избранников» в конечном счете зависит от воли избирателей, и, для того чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.
В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.
Мерилом действенности демократического режима является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, возможности участия людей в политике, уровень и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.
II. Тесты
1 Характерной чертой тоталитарного режима является:
а) монополия на власть одной партии или группировки;
б) широкое политическое участие масс в формировании законодательных и исполнительных органов власти;
в) ограниченная политическая конкуренция, допускаемая в той мере, в какой она не угрожает монополии на власть правящей элиты;
г) обязательное разделение властей.
2 Сравните политические режимы по следующим критериям:
Критерий | Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
Степень политической свободы | низкая | ограниченная | высокая |
Степень принуждения и насилия | высокая | средняя | низкая |
Принципы организации власти. Место и роль государства | 1 Монополия власти в руках партии 2 Идеологизация всей жизни общества 3 Монопольный контроль производства и экономики 4 Террористический полицейский контроль | 1 Власть осуществляется одним конкретным лицом (или группой лиц) при минимальном участии народа 2 Монополизация власти и политики 3 Опора власти на силу 4 Невмешательство во неполитические сферы жизни общества | 1 Признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета 2 Выборность основных органов государства 3 Равноправие граждан и равенство их избирательных прав 4 Подчинение меньшинства большинству при принятии решений |
Зрелость гражданского общества | Зрелость гражданского общества не развита | Зрелость гражданского общества не развита | Зрелость гражданского общества высокая |
3 Какая из причин не обусловливает воспроизводства авторитарных режимов:
а) высокая степень конфликтности в обществе:
б) неразвитость гражданского общества;
в) политический плюрализм;
г) существование делегативной демократии.
4 Выберите из предложенных положений гарантии функционирования демократического политического режима:
а) система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов аппарата;
б) своевременное полное политическое информирование граждан;
в) концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;
г) ограничение срока пребывания в представительных органах.
5 Политический режим представляет собой:
а) совокупность взаимодействий, посредством которых распределяются ценности в обществе;
б) совокупность политических норм и ограничений, организующих взаимоотношения людей по поводу распределения и осуществления власти;
в) упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей;
г) возможность определенных групп реализовать свою волю вопреки сопротивлению других.
14