Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 15:50, контрольная работа
В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX – начала XX в.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Типология политических режимов……………………………………6
1.1. демократический политический режим…………………..……6
1.2. авторитарный политический режим…………………………..13
1.3. тоталитарный политический режим…………………………..16
Заключение………………………………………………………………..….24
Список использованной литературы…………………………………….....25
- особо организованная
система насилия, террора как
специфического средства
Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные.
Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.
Следовательно, тоталитаризм
принудительным образом снимает
проблемы: гражданское общество –
государство, народ – политическая
власть. Государство полностью
- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
- монополия правящей партии
и интеграция ее и всех других
общественно-политических
Легитимация власти основывается
на прямом насилии, государственной
идеологии и личной приверженности
граждан вождю, политическому лидеру
(харизме). Правда и свобода личности
фактически отсутствуют. Весьма важным
признаком тоталитаризма
Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.
Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано во первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.
В соответствии с установками
тоталитарных режимов все граждане
призваны были выражать поддержку официальной
государственной идеологии, тратить
время на ее изучение. Инакомыслие
и выход научной мысли
Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку с народами этих стран.
Особую роль при тоталитарном
режиме играет его политическая партия.
Только одна партия имеет пожизненный
статус правящей (руководящей), выступает
либо в единственном числе, либо «возглавляет»
блок партий или иных политических
сил, существование которых
Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.
На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.
Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.
Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.
Жесткий централизованный контроль
над экономикой – важная черта
тоталитарного режима. Здесь контроль
служит двоякой цели. Во-первых, возможность
распоряжаться
Леворадикальные политические
режимы для повышения
Задача историков и политологов объяснить, не фальсифицируя действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две мировые державы, но и на десятилетия сковавшего мир страхом ракетно-ядерной катастрофы.
Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.
Праворадикальные тоталитарные
режимы в Италии и Германии решали
задачи тотального контроля над экономикой
и другими сферами жизни
Праворадикальные тоталитарные
режимы с правым уклоном появились
впервые в промышленно развитых
странах, но с относительно неразвитыми
демократическими традициями. Итальянский
фашизм строил свою модель общества на
корпоративно-государственной
Праворадикальный тоталитаризм
ставит своей целью укрепить в
либеральном обществе существующий
порядок без коренной его ломки,
посредством возвеличивания роли государства,
упразднения отдельных
Тоталитарные политические
режимы, следовательно, создаются власть
имущими элитами для реализации
идеологических доктрин и корыстных
экономических интересов
Заключение.
Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.
Политический режим как
способ функционирования той или
другой политической системы определяется
как социальными факторами
Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека в отдельности.
Демократия, как свидетельствует
исторический опыт цивилизаций, дает более
широкий выход энергии и
Обстановка в мировом
сообществе конца XX века свидетельствует,
что антидемократические режимы
исторически и политически
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Политические режимы: тоталитаризм, авторитаризм, демократия