Политические режимы и их типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:59, реферат

Краткое описание

Для наиболее полного раскрытия данной темы, я рассмотрю следующие вопросы.
В первом вопросе я попробую раскрыть понятие политического режима.
В следующем вопросах, я постараюсь наиболее полно раскрыть типологию основных политических режимов. Сразу отмечу, что выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов, которые сочетают в себе те или иные признаки основных политических режимов.
В третьем вопросе попробую раскрыть некоторые особенности перехода к демократии в России на современном этапе.

Содержание

Введение ……………………………………………………..………………..
1. Понятие политического режима ……………………..…………………..
2. Типы политических режимов …………………………………………….
3. Особенности перехода к демократии в России на современном этапе...
Заключение ………………………………………………………………...….
Список использованной литературы ……………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

     Внутреннюю сущность этого режима  очень образно охарактеризовал  американский политолог Р. Даниэлс:  «Ни одна мысль, ни один человек  не свободны от контроля государства  и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии».7

2. Авторитарный режим  характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Стоит отметить. что авторитаризм и тоталитаризм имеют как значительное сходство (диктатура), так и существенные различия (тоталитаризм – диктатура государства, авторитаризм – диктатура личности). Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности:  они построены больше на принуждении, чем на убеждении.  

     В отличие от демократических  авторитарные режимы в целом характеризуются: полным или частичным отсутствием политических прав и свобод; запрещением деятельности оппозиционных партий и организаций; огосударствлением правящей партии; ликвидацией центральных и местных представительных органов или превращением их в марионеточные учреждения; фактическим (а зачастую и юридическим) отказом от принципа «разделения властей»; применением политических репрессий. Более того, при авторитарном режиме контроль и насилие не носят всеобщий характер, а  средства массовой информации контролируются частично. Помимо этого, все изменения все изменения в социальной структуре общества происходят в соответствии с экономическими и социальными процессами.

      Некоторые авторы стремятся обосновать  ряд существенных особенностей  данного режима.

1. При  авторитаризме в отличие от  тоталитаризма присутствуют (пусть  в урезанном виде) некоторые элементы  демократического режима (в частности,  система выборов и т.д.).

2. В  отличие от тоталитарного режима, где любое инакомыслие и всякая  оппозиция объявляются вне закона, авторитаризм их допускает в  строго определенных пределах.

3. Тоталитарные  режимы опираются, прежде всего,  на массовые движения, партии, вожди  которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а авторитарные режимы всегда пользуются поддержкой традиционных сил порядка – армии, бюрократии, церкви.

4. Авторитарные  режимы устанавливают лишь местный  политический контроль, а тоталитарные  претендуют на всеобщность контроля.

5. Идеологии  тоталитарных режимов всегда  революционны (или псевдореволюционный), тогда как авторитарные режимы  носят консервативный характер.8

3. Демократический  режим. Для данного режима характерна совокупность определенных признаков:

а)  пределы  власти устанавливаются обществом  в соответствии с законами. Экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политической оппозиции  находятся вне прямого контроля со стороны власти, если они не нарушают закон;

б) общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. Сама демократическая система институтов поддерживается сложным конституционным устройством и судебной системой;

в) официальная  идеология существует, но сохраняется  плюрализм в идеологической сфере;

г)  средства массовой информации свободны и независимы;

д) права  и свободы граждан гарантированы законом, который определяет и механизм их реализации;9

е) честная  и всеобъемлющая конкуренция.

        Стоит также отметить, что для  демократического режима характерно  также: наличие многопартийной  системы, свобода деятельности  общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, принцип взаимной ответственности граждан и государства, развитая система парламентаризма.

       В целом, как политический режим  демократия менее всего подходит для радикального решения проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, толерантности и т.д. Однако, в высокоорганизованных, плюралистических  обществах она является достаточно эффективной формой.

     Таким образом, существует большое многообразие классификаций политических режимов, причем каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

      Необходимо отметить, что в реальной  жизни практически невозможно  выделить абсолютно «чистые»  типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны. Но наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификация. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: тоталитарные, авторитарные, демократические. При этом выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.

       Каждый из этих типов политического  режима имеет свои определенные  признаки. При их анализе можно  выделить не только имеющееся сходство между политическими режимами, но и существенные различия.

  

  1. Особенности перехода к демократии в России на современном  этапе.

     Отмена конституционных гарантий  монопольного положения Коммунистической  партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 году была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.

     В целом, переход к демократии, как показывает опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.

1. Реформа  сверху. Так случается, когда стоящие  у власти решают по своей  воле воплотить программу демократических  перемен.

2. Стремительное  крушение и отказ от существующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу демократии. (по этому пути пошел СССР, начав реформы).

3. Постепенное  проведение реформ.10

       Следует отметить, что существуют  определенные особенности  перехода  к демократии в России. Они  связаны со многими причинами, в том числе географическими, национальными, экономическими и т.д.

      Переход от тоталитарных и  авторитарных режимов к демократии  связан с большими трудностями,  прежде всего экономическими. Переход  к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Экономика России в начале перехода к демократии находилась в состоянии глубокого кризиса. На данный момент, путем проведения реформ, положение понемногу стабилизируется.

        Второй особенностью, которая существенно  дестабилизировала экономическую  и политическую обстановку являлась  радикализация оппозиции. В России  пока не было демократии, оппозиция  ставила цели, которые достигались  сравнительно легко: право свободно выражать свое мнение, освобождение политзаключенных, право свободного передвижения. Однако с началом процесса демократизации радикальная оппозиция выдвигает все более труднорешаемые и дестабилизирующие   ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к авторитаризму.

        Третья особенность перехода  к демократии связана с   многонациональным характером страны (причем у многих государств это являлось большой проблемой на пути к демократии). Существовали (и, по моему мнению, продолжают существовать) различные движения за установление суверенных национальных единиц, которые существенно усложняют процесс демократизации. А, так как Россия продолжает оставаться многонациональной страной, то проблема межнациональных отношений, по-прежнему, негативно влияет  на стремление России перейти к подлинной демократии.

         В России (как и в любом другом  государстве) есть не мало людей,  которые, находясь в оппозиции к прошлому (тоталитарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеалом является авторитаризм.  В связи с этим, существуют определенные трудности в процессе перехода к демократии, особенно если эти люди занимают какие-либо руководящие посты.

      Еще одной особенностью России  на пути перехода к демократии, по моему мнению, является  некоторое  несовершенство законодательной  базы. Что выражается в отсутствии  четких формулировок в нормативных  актах и в  существующих пробелах в законодательстве. Более того, существуют законы, для которых вообще не прописан механизм их исполнения или они не работают по причине отсутствия финансовых средств. 

        Учеными установлено, что существует  взаимосвязь между политическим  режимом и уровнем экономического развития государства. Как показывают их исследования, темпы и масштабы перехода стран к демократическому режиму во многом зависят  от уровня экономического развития и организации экономической системы государства.

         При этом прослеживаются определенные законы. В частности, для перехода к демократическому режиму наиболее благоприятна децентрализованная экономика с ограниченным государственным контролем. А если учесть, что  при административно-командной системе экономики России до 1991 года существовала практически наивысшая степень государственной монополизации, то, произошедшие (и происходящие) процессы децентрализации экономики не только занимают длительный период времени, но и оказывают существенное влияние на демократизацию. Более того, как я уже отмечал выше,  одним из признаков демократического режима является честная и всеобъемлющая конкуренция. А добиться ее, с учетом существующих особенностей довольно сложно. При этом, нужно не забывать о необходимости государственного регулирования    определенных секторов экономики.

        Хотелось бы также отметить, в  России на данный момент не  существует зрелого гражданского  общества, а для его формирования  необходимо определенное время.  Это также является специфической  особенностью перехода к демократии в России.          

        Таким образом, существуют определенные  особенности перехода к демократии  в России на современном этапе.  Большинство этих особенностей  связано с различными факторами  (не только самобытным, но и  в том числе, географическим, национальным, экономическим и т.д.) и они по своему оказывают различное влияние на процессы демократизации.  
 
 
 
 
 

Заключение. 

    В данной контрольной работе  я рассмотрел тему: «Политический  режим».

     Я выяснил, что под политическим режимом понимают не только  методы осуществления политической власти, но и итоговое политическое состояние в обществе, которое создается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется  демократизмом или антидемократизмом.

      Стоит отметить, что политический  режим раскрывает и выражает  функциональную сторону политической  власти, охватывая почти весь  спектр политической  жизни общества.

     В настоящее время, существует множество классификаций политических режимов, причем каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

      Особенно стоит отметить, что  в реальной жизни практически  невозможно выделить абсолютно  «чистые» типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны. Вместе с тем, существует множество критериев (как основных так и не основных) классификации политических режимов.

       Наиболее общим принципом типологии  режимов является деление их  на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификация. В целом, наиболее распространенной является классификация, которая подразделяет все режимы на: тоталитарные, авторитарные, демократические. Вместе с тем, есть авторы, подразделяющие политические режимы (в зависимости от критериев классификации) на две большие группы: демократические и недемократические. В свою очередь, последние включают в себя два типа – тоталитарные и авторитарные. Кроме этого, выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.

Информация о работе Политические режимы и их типы