Политические реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 20:22, реферат

Краткое описание

Сущность всех государств проявляется в их функциях. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности конкретного государства на своей территории, внешние функции — это основные направления его деятельности во взаимоотношениях с другими государствами, на международной арене.

Вложенные файлы: 1 файл

Seminar_5.docx

— 47.08 Кб (Скачать файл)

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

  • наличие двухуровневой системы государственных органов;

  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:

    • административно-территориальные;

    • национально-государственные;

    • смешанные.

  • по юридической основе:

    • договорные;

    • конституционные;

  • по равенству статусов:

    • симметричные;

    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;

  • содружества;

  • сообщества государств.

 

 

4. Правовое государство. Гражданское  общество

 

Правовое государство и гражданское общество

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной  системы, соответствующей объективности  права;

2) закрепление в законодательстве  широкого комплекса естественных  неотчуждаемых и демократических  прав человека, их обеспечение  реальными материальными и иными  гарантиями, надежной защитой от  каких-либо посягательств;

3) разделение власти на  законодательную, исполнительную и  судебную: ветви власти должны  быть независимы друг от друга  и должны действовать в соответствии  с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на  основе и во исполнение которого  создаются и реализуются все  подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве  государства демократическое распределение  компетенции между субъектами  федерации. Понятие «правовое государство»  предусматривает не столько подчинение  государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;

ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;

строгое соответствие текущего законодательства конституционному;

практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;

диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;

наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;

учет общественного мнения;

наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;

высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

 

1) верховенство права  и закона;

 

2) максимальную гарантию  прав и свобод человека;

 

3) равенство всех перед  законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ

Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Структура гражданского общества

Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;

общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);

союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;

научные и культурные организации, спортивные общества;

муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;

независимые средства массовой информации;

церковь;

семья

Важными факторами становления гражданского общества являются:

1) экономические – многоукладная  экономика, разнообразие формы собственности, регулируемые рыночные отношения;

2) политические – децентрализация  властных полномочий, разделение  властей, политический плюрализм, доступ  граждан к участию в государственных  и общественных делах, верховенство  закона и равенство всех перед  ним;

3) духовные – отсутствие  монополии одной идеологии и  мировоззрения; свобода совести, цивилизованность.

Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕРМИНИ

 

Правова держава – держава, здійснення внутрішньої та зовнішньої політики якої, діяльність її органів, посадових осіб зумовлені правовими нормами і відповідають їм. Вимоги правової державності наступні: гарантії її прав та свобод людини і громадянина в країні на рівні міжнародних стандартів ; верховенство конституції та принципу законності ; демократична форма правління ; розподіл і, зокрема, незалежність судової влади; взаємна відповідальність держави і громадянина

Держава – базовий інститут політичної системи і політичної організації суспільства, який створюється для налагодження життєдіяльності суспільства в цілому і здійснення політичної влади домінуючою частиною населення у соціально-неоднорідному суспільстві з метою забезпечення його цілісності й безпеки, задоволення загально-соціальних потреб.

Суверените́т (фр. souveraineté[1] — верховная власть, верховенство, господство[2]) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах[3]. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти[4].

Монархія (від грец. monarchia – єдиновладдя) – форма державного правління, за якою верховна влада формально (цілком або частково) зосереджена в руках одноосібного глави держави – монарха, влада якого передається у спадщину в порядку престолонаслідування.

Республіка (від лат. respublika, від res - справа, public - громадський) – форма правління, за якою усі вищі органи державної влади або обираються, або формуються загальнонаціональними представницькими установами.

 

УНИТАРИЗМ

одна из форм устройства государства (другой формой является федерализм, или федеративное государство). Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится на административно-территориальные единицы.

 

Федерація – форма державного устрою, яка являє собою складну (союзну) державу, що складається з державних утворень, які володіють юридично визначеною політичною самостійністю. Державні утворення (республіки, штати, землі, провінції, кантони і т.п.), що складають федеративну державу, є суб’єктами федерації і мають свій власний адміністративно-територіальний поділ. При цьому існують дві системи вищих органів влади – федеральні органи і відповідні органи членів федерації.

 

Конфедерація – союз декількох держав, створених для певних, суворо обмежених цілей, за межами яких держави – члени конфедерації – зберігають повну свободу дій. Конфедерація не має спільної території , спільного громадянства , не володіє суверенітетом.

 

Громадянське суспільство – сукупність існуючих в суспільстві неполітичних відносин (економічних, духовних, моральних, сімейно-побутових та ін.), того боку життєдіяльності суспільства та окремих індивідів, яка знаходиться поза сферою впливу держави; суспільство рівноправних громадян, яке не залежить від держави, але взаємодіє з нею заради спільного блага.

 

Автономія – широке внутрішнє самоуправління політико-національного утворення в межах єдиної держави, здійснюється на територіях, компактно заселених народностями, що мають специфічні особливості мови, побуту та економічного життя.

 


Информация о работе Политические реформы