Политические технологии в выборах парламента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 01:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: определение политических технологий и политического менеджмента и их использование.
Задачи данной работы:
1. дать определение политические технологии, виды, задачи и цели;
2. рассмотреть использование политических технологий в избирательной кампании;
3. изучить политические технологии в выборах 1993-1999 годов;
4. изучить влияние СМИ на политические технологии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение политические технологии 5
1.1. Политические технологии, виды, задачи и цели использования 5
1.2. Использование политических технологий
в избирательной кампании 10
Глава 2 . Политические технологии в выборах
парламента в России 18
2.1. Политические технологии в выборах 1993-1999 годов 18
2.2. Влияние СМИ на политические технологии 29
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

Политический менеджмент и политические технологии.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

б) Техника "создания контрассоциаций" с целью ассоциировать политика со§ сложившимся в сознании положительным  образом. Примаков - человек, чьи преклонные годы скорее свидетельствуют о богатом жизненном и политическом опыте, признанном уважении и закрепленным за ним образе мудрого, неконфликтного политика. И наоборот, Путин, будучи и деятельным, и молодым, и перспективным, все же, в первую очередь, является прямым преемником развалившего страну Ельцина и представителем силового ведомства (ФСБ). А это значит, что возможный приход его к власти может привести к продолжению политики Кремля или, что еще хуже, установлению в стране силовой (военной) диктатуры (позиция пролужковских СМИ и медиаимперии Гусинского).

3. Убеждение как метод  воздействия на сознание личности, ориентированный на критическое  суждение, преобладание доказательств,  фатов и аргументированности  суждений. Для убеждения СМИ используют  следующие техники: 

а) Техника привлечения "лидеров мнений", т.е. компетентных людей в области политики и предвыборных технологий: политологов, социологов, самих политиков, журналистов и т.д. Техника активно используется СМИ в качестве эффективного механизма воздействия на ценностные представления человека и формирования общественного мнения.

б) Апелляция к конкретным фактам и документации. Данная техника  основана на особенности психологии человека, заключающейся в том, что  простой обыватель склонен больше верить конкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели "голым" словам. Воскресная аналитическая программа С. Доренко (особенно в период парламентской кампании) - яркий пример использования этой техники. Любое слово ведущего подтверждается наглядным доказательством: демонстрируются отдельные документы и статьи законов, цитируются ранее напечатанные в СМИ материалы, показываются видеосюжеты с поясняющими комментариями.

4. Нейролингвистическое  программирование (НЛП). Сегодня наибольшей  популярностью в среде психологов  и избирательных технологов пользуется  техника НЛП. Подобно многим другим технологиям воздействия на массовое сознание, НЛП может использоваться как для распознавания манипуляций, так и непосредственно для манипулирования. Один из лидеров этого направления, Р. Бэндлер, считает, что "большинство людей не пользуется собственными мозгами активно и продуманно" . Развивая эту мысль, можно утверждать, что если человек не пользуется своими мозгами, то всегда найдется кто-то, кто сделает это за него. Другими словами, "умственная бесхозяйственность" многих людей открывает для манипуляторов широчайшие возможности. И СМИ прекрасно этими возможностями пользуются.

В НЛП различают 3 вида репрезентативных систем: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Одна из этих систем у людей, как правило, бывает преобладающей: одни лучше видят картину воображаемой цели, другие - слышат, а третьи - ощущают. НЛП учит следить за "инконгруентностью" потребителя информации. Инконгруентность означает начало момента, когда информация, поступающая одновременно по нескольким каналам, начинает не совпадать. Если же вы хотите реципиента в чем-то убедить, то рекомендуется копировать поведение собеседника, разговаривать с ним на его "языке". Например, если коммуникатор принадлежит к кинестетическому типу, а реципиент - к аудиальному, то в целях максимально эффективного доведения информации до реципиента коммуникатору необходимо сознательно перестроиться на аудиальный лад или же найти реципиента с развитой системой кинестетического восприятия. СМИ обычно придерживаются последней позиции, стараясь работать с конкретным видом аудитории, ориентированным на потребление информации именно в такой, а не иной форме. (например, телевидение будет ориентироваться на любителей "посмотреть", радио - на любителей "послушать", пресса - на любителей "почитать" и т.д.).

Опасность НЛП заключается  в том, что эта технология позволяет  СМИ манипулировать не только сознанием, но и подсознанием человека. Хотя в  глазах непрофессионала многие известные  приемы НЛП выглядят вполне безобидно. Например, человеку предлагается четыре утверждения, три из которых бесспорны, а четвертое требуется внедрить реципиенту в подкорку. Условно это может иметь такой вид: "Волга - река, лев - царь зверей, Россия - наше Отечество, Иванов - наш Президент". Схема кажется бесхитростной, тем не менее при грамотном применении она производит кодирующий эффект.

5. "Спираль умолчания", или манипулирование опросами  общественного мнения. Один из  широко распространенных и внешне  безобидных манипуляционных приемов  - "спираль умолчания" - состоит  в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам (в данном случае - СМИ) политической позиции и в ее победе. Можно привести конкретный пример. На выборах в Государственную Думу по одному из округов Нижегородской области баллотировался известный бизнесмен Сергей Лисовский. На головы читателей центральных СМИ в то время буквально обрушился поток хвалебных публикаций, прославляющих известного "мастера выборного процесса". В одном из популярных еженедельников появилась никем не подписанная статья под заголовком "Кому доверяют избиратели". Со ссылкой на некий "Международный центр социальных исследований" еженедельник опубликовал данные, согласно которым за Лисовского "уже в начале сентября" собирались голосовать 28,9% избирателей, а за его ближайшего соперника - всего 5,5%. В период выборов в Государственную Думу по Люблинскому избирательному округу в Москве тот же еженедельник воспел хвалу очередному "мастеру выборного процесса" - президенту компании "Майский чай" Игорю Лисиненко. Со ссылкой на анонимных "аналитиков" вновь, как и в случае с Лисовским, было заявлено, что г-н Лисиненко уже "на голову" обошел всех своих соперников. Данный прием широко используется СМИ в период избирательных кампаний в США, а сегодня - и в России. Действие данного метода основано прежде всего на зако-номерностях массовой психологии. Составленные подобным образом опросы заставляют людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или скрывать его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию "общепринятого" мнения или глубокому утаиванию своих убеждений. В результате "спираль умолчания" закручивается еще круче, обеспечивая победу манипуляторам.

6. "Удушить в дружеских  объятиях". Этот новейший прием  был с успехом опробован, в частности, в отношении В. Черномырдина. СМИ, заинтересованные в компрометации политика, начинают усиленно курить ему фимиам, наделяя его качествами, которых он в действительности лишен (талант государственного деятеля, харизма, красноречие, чувство юмора и т.д.). Этим решаются 2 задачи - "жертва" начинает "возноситься на небеса" и вести себя неадекватно, а потенциальные оппоненты мобилизуются на борьбу. Иногда такая информация может предназначаться и вовсе для одного человека - в то время еще Президента Б. Ельцина.

1 Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Хочешь стать депутатом? Стань им! Монография. - М., Московское отделение Фонда развития парламентаризма. 2009.

2 Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Хочешь стать депутатом? Стань им! Монография. - М., Московское отделение Фонда развития парламентаризма. 2009.

3 Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Хочешь стать депутатом? Стань им! Монография. - М., Московское отделение Фонда развития парламентаризма. 2009.

4 Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М.: РАУ-Университет, 2008.

5 Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М.: РАУ-Университет, 2008.

6 Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М.: РАУ-Университет, 2008.

7 Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М.: РАУ-Университет, 2008.

8 Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М.: РАУ-Университет, 2008.

9 Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: Алгоритм, 2002.

10 Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: Алгоритм, 2002.

11 Куртов А.А., Каган М.М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

12 Куртов А.А., Каган М.М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

13 Куртов А.А., Каган М.М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

14 Куртов А.А., Каган М.М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

15 Куртов А.А., Каган М.М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

16 Куртов А.А., Каган М.М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

17 Зотова З.М. Избирательные объединения и блоки на выборах 1999 года /Российский центр обучения избирательным технологиям при Центр.Избир.Ком. РФ. М.: 2007.

18 Куртов А.А., Каган М.М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

19 Куртов А.А., Каган М.М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

20 Шабров О.Ф. Прикладная политология и политические технологии // Политология: Учебник. Издание второе, дополненное. - М.: Национальный институт бизнеса, 2009. - С.267-279.

21 Зотова З.М. Избирательные объединения и блоки на выборах 1999 года /Российский центр обучения избирательным технологиям при Центр.Избир.Ком. РФ. М.: 2007.

22 Шабров О.Ф. Прикладная политология и политические технологии // Политология: Учебник. Издание второе, дополненное. - М.: Национальный институт бизнеса, 2009. - С.267-279.

23 Зотова З.М. Избирательные объединения и блоки на выборах 1999 года /Российский центр обучения избирательным технологиям при Центр.Избир.Ком. РФ. М.: 2007.

24 “Независимая газета”, 2000, 12 января

25 Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 101-104.


Информация о работе Политические технологии в выборах парламента в России