Политические учения Англии и Голландии XVII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Изучить работы трех выдающихся мыслителей, а именно Гуго Гроция, Томаса Гоббса и Джона Локка.
В связи с этим поставим задачи :
1. Рассмотрим естественное и волеустановленное право
2. Узнать о происхождении и сущности государства
3. Рассмотрим теорию общественного договора

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Гуго Гроций о естественном и волеустановленном праве…………..4
2. Томас Гоббс о происхождении и сущности государства……………6
3. Джон Локк о теории общественного договора (или "теория согласия")………………………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………………..9
Библиографический список………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 36.74 Кб (Скачать файл)

По Д. Локку, естественное состояние  не “война всех против всех” (как у  Гоббса), оно имеет общественный и относительно упорядоченный характер, регулируется нормами естественного  права (они определяют поведение  человека, диктуются разумом). Локк называет его то “законом Бога”, то “законом природы”. Можно сказать, что естественное право представляется ему как должное право, как правосознание. Совершенствование естественного состояния общества ведет постепенно к формированию элементов “гражданского, политического общества государству” (часто Локк употребляет все эти категории как взаимозаменяемые).

Учреждение государства Локк рассматривает  как торжество разума, как процесс  исторически закономерный и прогрессивный. Содержание теории общественного договора включает важнейший принцип “согласия”, поэтому договор – это не отказ  от власти и передача ее в руки одного лица или группы лиц, а соглашение одного лица с другими об объединении  в сообщество с целью мира, безопасности, стабильности. По этому договору граждане не отказываются от своих естественных прав как таковых, соглашение носит  ограниченный и строго определенный характер и цель. Как подчеркивал  Локк, “государство – любое независимое  сообщество”.

Именно такой общественный договор  ведет к возникновению государства, но не всесильного (как Левиафан У. Гоббса) при полном бесправии народа, а  государства всех подданных. Государство  включает такие важные структуры, как  общий установленный закон, судебные учреждения по разрешению споров и  наказанию преступников, органы, утверждающие судебный приговор.

Локк провозглашает принцип  закономерности и всеобщего политического  и юридического равенства граждан: “Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может  быть сделано исключение из законов  этого общества”.

Личная собственность граждан  рассматривается им как основа, гарант не только свободы и независимости  человека, но и организации общества согласно законам природы.

Значительное внимание Локк уделяет  проблеме контроля и ограничения  государственной власти, гарантий от нарушений закона и соблюдения режима суверенитета личности. “Власть общества или созданного людьми законодательного органа не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага”.

Интересами обеспечения основных прав человека проникнута вся концепция  Локка. Он предлагал такие меры регулирования  жизни общества, как регламентация  сферы деятельности государства, введение принципа согласия граждан как основы деятельности государственных органов, признание права на вооруженное  восстание против тирании, утверждение  принципа разделения властей. Государство  обязано “править согласно установленным  законам, провозглашенным народом  и известным народу; ...править  с помощью беспристрастных и  справедливых судей, ...в интересах  мира, безопасности и общественного  блага народа”.

Локк подчеркивает примат представительной законодательной власти среди других видов власти и выделяет три вида власти в государстве: законодательная, исполнительная и природная (сюда относятся  вопросы войны и мира, межгосударственных коалиций и др.).

Типология государственных форм предлагается им на основе такого критерия, как субъект  законодательной власти: самые достойные, их наследники или преемники (олигархия); одна персона (монархия); одна персона  и его наследники (наследственная монархия); одно лицо пожизненно (выборная монархия); выборные должностные лица (демократия). Тирания – это осуществление  власти независимо от права: “где кончается  закон, начинается тирания”.

Идеи Локка оказали огромное влияние на мыслителей французского Просвещения, идеологов французской  революции и деятелей американского  освободительного движения.

 

 Заключение

Главным итогом XVII в. в идеологии Западной Европы стало формирование теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества. В теории естественного права получили развитие идеи

XVI в. о природе человека, его страстях и разуме как об основе и движущих силах политики. Существенное достижение и основа теории естественного права XVII в. – идея всеобщего естественного равенства людей. Впервые в многовековой истории человечества было выдвинуто и широко обосновано представление о всеобщем правовом равенстве людей независимо от их социального положения и происхождения. Этим теория естественного права Нового времени существенно отличалась от идей “права природы” античных философов и политических мыслителей.

В отличие от христианских авторов  средневековья, традиционно видевших в “свободной воле людей” источник и причину греха и зла в  мире, теоретики естественного права  считали свободу воли, направляемой разумом, основой общежития, отношений  между людьми, каждый из которых  свободен в поступках, в выборе вариантов  поведения и потому должен нести  ответственность за свои действия.

Рационалистический подход к государству, попытки использовать категории  частного права для объяснения причин его возникновения и существования  ввели в содержание политико-правовых теорий не только главную идею общественного  договора, но и категорию естественного  состояния, перспективную для последующего исследования догосударственной истории человечества, а также проблему взаимных прав и обязательств власти и народа.

В политико-правовой идеологии Западной Европы XVII в., по существу, была сформирована и теоретически обоснована модель гражданского общества, практическое осуществление которой заняло несколько веков и в масштабах человечества далеко не завершено.

В конце XVII в. был сформулирован  и обоснован перечень естественных прав и свобод человека, ставший  классическим для последующей эпохи. Тогда же были теоретически обозначены основные пути реализации этих прав и  свобод в гражданском обществе. Разработка проблемы защиты человека от государственной власти вела к идее правового и демократического государства, постановка вопроса о материальных гарантиях прав и свобод, защиты человека от голода и нищеты порождала мысль о социальном государстве.

XVII в. стал громадным шагом вперед в развитии учений о праве и государстве. В процессе преодоления теологического мировоззрения рушились догмы средневековой схоластики; рационалистически ставились и решались проблемы соотношения личности, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении, задачах и функциях государства и права, об их роли в общественной жизни. Взгляд на человека с его потребностями, социальными качествами как на исходный пункт учений о праве и государстве обусловил ярко выраженный аксиологический аспект доктрин естественного права XVII–XVIII вв., непререкаемое положение о ценности личности, о подчиненности права и государства земным интересам людей.

Бурный событиями XVII в. породил  ряд вариантов идеи преодоления  политического отчуждения. Исходным пунктом большинства этих вариантов была теоретически богатая, хотя и умеренная по программным выводам концепция Греция. Гроций первым обосновал взгляд на право как на право человека, разумное право, без чего вообще нет человека.

Из пессимистических взглядов Гоббса на природу человека логически выводилась принципиальная отчужденность государства  от народа. Однако в его концепции  не только считались естественными  и закономерными самые, казалось бы, антисоциальные страсти людей, но и в рамках полного политического отчуждения личности за последней признавались достоинство, свобода и равенство в отношениях с себе подобными. Ради этого достаточно содержательного гражданского равенства (отнюдь не равенства нулей, как в деспотическом государстве!) и возводилось в принцип само это политическое отчуждение. По существу, Гоббсом описано гражданское общество, охраняемое авторитарной властью (Стюартов или Кромвеля). В этой теории нет противоречий, хотя противоречивой часто становилась государственно-правовая практика, считающая источником права произвольную волю суверена, но пытавшаяся предписать этой воле правила естественных законов. Нередко ответом суверена на эти попытки были деяния и суждения: “Лучше  капля силы, чем мешок права”. Стремление преодолеть такое чисто практическое противоречие заметно в теории Спинозы, отождествлявшего право и силу, а также в концепции Локка, согласно которой свобода и равенство граждан предписаны государству самой природой.

Локком был обозначен тот  вариант преодоления политического  отчуждения, который состоит в  замене традиционной суверенной власти государства над обществом и  народом суверенитетом права. Как  необходимое средство обеспечения  верховенства закона, основанного на данных природой правах человека, обосновывалось ослабление самого государства (разделение властей). В результате государство  оказывалось подчиненным незыблемым принципам права, а само право  из велений власти превращалось в  стабильную основу общества равных перед  законом и свободных собственников.

Иной вариант преодоления политического  отчуждения был предложен Спинозой: коль скоро государство порождено  противоречием между страстями  и разумом людей, то вся задача в том, чтобы и людьми, и государством руководил разум. Это достигается  демократическим устройством государства, при котором оно фактически сливается  с народом и, оставаясь обособленной от общества силой, воплощающей разумную общую волю, перестает быть чуждым и опасным для общества и народа.

В процессе революционных событий  в Англии разрабатывался также революционный  вариант преодоления политического  отчуждения. Левеллеры и диггеры  отстаивали идею революционно-демократической  власти, подготавливающей условия для  максимального развития демократии на основе институтов англосаксонского самоуправления и парламентаризма. 

 

 

Библиографический список

1. Василенко, И.А. Политология: учебник [Текст] / И.А. Василенко. – М.: Гардарики, 2004. - 288с.

2. Гаджиев, К.С. Политология (основной курс): учебник [Текст]  / К.С. Гаджиев. – М.: Высшее образование, 2007. - 460с.

5. Мухаев, Р.Т Политология: учебник для вузов [Текст] / Р.Т. Мухаев. 2-е изд. – М.: Приор-издат, 2003. – 432с.

6. Политология: учебник для вузов [Текст] / В.И. Буренко, В.В. Журавлева [и др.]. – М.: Экзамен, 2004. – 320с.

7. Решетников, С.В., Денисюк, Н.П.  Политология: учебник [Текст]/ С.В. Решетников. – М,: ТетраСистемс, 2004. – 448 с.

 


Информация о работе Политические учения Англии и Голландии XVII в.