Политические школы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Академическое направление возникло в США я начале XX в. в университетской среде и связано с утверждением политической науки в качестве самостоятельной академической дисциплины. В Европе исходные предпосылки этого направления формулировались М. Вебером, В. Парето и др. Для многих представителей академической мысли характерна отстраненность от идеологических споров по актуальным вопросам политики и сосредоченность на изучении закономерностей политического поведения, функционировании политических институтов, создание моделей политических систем, общих теорий конфликтов и т.д. Тем не менее это направление критикуется за служебную роль в системе властных и управленческих структур буржуазного общества.

Содержание

Введение 3
Основные политологические школы в современном мире 5
Заключение 25
Использованная литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

39.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Мерриам призывал к проведению междисциплинарных  исследований в области общественных наук, к широкому использованию данных естественных наук при анализе политических явлений. «Для исследователя политики еще важнее интеграция социальной науки  с достижениями того, что называется естественной наукой, — воссоединение естественных и «неестественных» наук»8. «Биология, психология, антропология, психопатология, медицина, наука о Земле движутся по пути использования результатов своих исследований в социальных ситуациях. Их представители повсюду — в Конгрессе, в центрах, в суде и т.д. Политологи не должны их игнорировать, хотя у ученых-естественников много претензий и социальных предрассудков. Важно то, что политология и другие общественные науки ориентируются друг на друга, что обществознание и естествознание идут рука об руку, объединяя свои усилия и решая величайшую задачу, когда-либо стоящую перед человечеством, — рациональное познание и контроль за поведением людей»9.

Помимо решения методологических вопросов новой науки, Мерриам изучал вопросы политической власти и теории демократии («Политическая власть: ее структура и сфера действия», «Новая демократия и новый деспотизм» и Др.), исследовал с помощью новых методов американскую партийную систему и политическое лидерство («Американская партийная система», «Четыре американских партийных лидера» и др.).

Политическая психология Гарольда Лассуэлла. Г. Лассуэлл (1902— 1978) является еще одним виднейшим представителем чикагской школы, учеником Ч. Мерриама, сторонником бихевиористского подхода к политической науке. Он был почетным профессором права Иельского университета, одним из директоров Центра политических наук в Нью-Йорке, возглавлял Американскую ассоциацию политических наук. Лассуэлл стремился к созданию такого интегрированного политического знания в рамках политической науки, которое было бы ориентировано на полевые исследования, широко использовало методы социальной психологии и психоанализа при изучении политического поведения. В работе «Психопатология и политика» им исследовалось влияние скрытых, подсознательных побуждений на политическую активность личности.

Лассуэлл разработал типологию  политических личностей, определил  типы политиков. При изучении вопросов власти, которые согласно бихевиористскому подходу, рассматривались как определенный тип поведения, когда одни индивиды командуют, а другие подчиняются, он высказал гипотезу о «воле к власти» политиков как субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Рассматривая власть на любом уровне как производную от индивидуальных отношений, Лассуэлл пересмотрел свои ранние представления об элитах как главных субъектах политики и пришел к выводу, что главная фигура в политике — политические личности, и межличностные отношения между ними изучать важнее, чем абстрактные институты и организации. В работе «Политика: кто получает, что, когда и как» Лассуэлл видит главную задачу политической науки в том, чтобы исследовать вопрос о распределении ценностей в обществе, ибо к этому вопросу сводится специфика политической деятельности. Если в экономической сфере общества производятся материальные ценности, а в сфере культуры — духовные, то в политической сфере ценности не производятся, а распределяются. Тот, кто распределяет ценности, тот и обладает властью. «Кто, что, когда и как получает» — это, согласно Лас-суэллу, коренной вопрос при анализе политических действий и политического процесса.

Концепция власти, разработанная Лассуэллом, нашла много сторонников и  была развита в 50—60 гг. в системном направлении в политологии в  работах Д. Истона «Политическая система», «Системный анализ политической жизни». Истон, как и Лассуэлл, считал, что политика заключается в авторитарном распределении ценностей, а политическая система и есть совокупность взаимодействии по поводу волевого распределения ценностей, тот организм, который предотвращает конфликты, возникающие по поводу их распределения.

Лассуэлл рассмотрел вопросы пропаганды и роли средств массовой коммуникации в оформлении, распространении и  воспроизводстве политической власти. Он одним из первых исследовал проблему количественного контентанализа политической коммуникации, предложил рассматри. вать «акт коммуникации» как ответ на вопрос «кто — сообщает что —. по какому каналу — кому — с каким эффектом». Пропаганду Лассуэлл трактовал как продуманный отбор символов, распространяемых с целью оказать влияние на поведение масс.

Теории авторитаризма  и тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, 3, Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона. Теории авторитаризма как ультраконсервативные течения политической мысли, направленные против демократических идей великой французской революции и социалистического движения, появились еще в XIX в. (Ж. де Местр). В дальнейшем с развитием индустриального общества авторитаризм стал рассматриваться как мощное средство модернизации общества «сверху» силами авторитарной власти, при определенных условиях способный как к демократизации режима, так и к ужесточению политики и переходу к диктатуре.

Теории тоталитаризма сложились  в 50-е гг. XX в. путем анализа и обобщения опыта трех политических режимов — фашистской Италии, нацистской Германии и СССР периода сталинизма. Наиболее известный автор теории тоталитаризма — это X. Арендт (1902—1975), немецко-американский политолог, ученица К. Ясперса, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля. Ее модель тоталитаризма (по существу, X. Арендт давала характеристику авторитаризму) вырабатывалась на основе анализа буржуазно-авторитарных режимов 20—30-х гг., и прежде всего в нацистской Германии. «Тоталитарный синдром, — отмечала X. Арендт в работе «Начала тоталитаризма», — это присущая европейцам с XVIII века реакция на индивидуализм, побочный эффект западноевропейской системы ценностей. Разработку теории тоталитаризма продолжили К. Фридрих и 3. Бжезинский. В исследовании «Тоталитарная диктатура и автократия» они выделяли 6 признаков этого явления (главные из них — огосударствление политической жизни, тотальный контроль со стороны государства за политикой и идеологией, использование мощного репрессивного аппарата и др.). Позднее предметом изучения стал опыт Китая, восточноевропейских стран в 70-е гг. О тоталитаризме писал и Л. Шапиро в книге « Тоталитаризм».

Теории политических режимов посвящена  работа выдающегося французского социолога  Реймона Арона (1905—1983) «Демократия и тоталитаризм». Р. Арон является одним из авторов концепции «деидеологизации», теории единого индустриального общества имеет работы в области истории политической социологии10.

Общая теория конфликтов К. Боулдинга, А. Раппопорта, Д. Эп-тера- После Второй мировой войны в англосаксонской общественной науке началось активное исследование конфликтов, прежде всего в области психологии. Почти параллельно такие исследования начали проводиться в социологии, экономической науке и в области политической науки. Вскоре сложилась модернистско-сциентистская общая теория конфликтов. Задачей К. Боулдинга, одного из создателей общей теории, была разработка модели, пригодной для каждого отдельного случая11.

Известный английский социолог Антони Гидденс рассмотрел вопрос о  связи противоречий и конфликтов. Согласно Гидденсу, противоречия — это объективно существующие различия в системе отношений. Но противоречия не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликт необходимо осознание этих противоречий, соответствующая мотивация поведения. Боулдинг понимал соотношение противоречия и конфликта так же, как и А. Гидденс. По Боулдингу, конфликт — это осознанное и созревшее противоречие и столкновение интересов. В соответствии с уровнем организации сторон, конфликты рассматривались на уровне индивидуума, группы и организации. Типология конфликтов, предложенная общей теорией (конфликты между индивидуумами, между изолированными в пространстве группами, между пересекающимися группами, между гомогенными организациями, между гетерогенными организациями и др.) была формальна и не многим помогала содержательному исследованию. Этим же качеством отличалась теория конфликтов Раппопорта, получившая название «социальной физики». Тем не менее теория Раппопорта позволила систематизировать многообразные конфликты и свести их к трем типам: «война», «игра» и «спор». Эти типы конфликтов отличаются разной степенью напряженности, разными средствами и возможностями в плане регулирования. Д. Эптер добавил к этой классификации еще и «повод» конфликта. Согласно добавлению Эптера, конфликты типа «война» возникают по поводу ценностей, типа «игра» — по поводу интересов, типа «спор» — по поводу предпочтений. «Эптер считал, что главный вопрос теории конфликтов состоит в том, как трансформировать ценностный конфликт в конфликт интересов, т.е. в конкуренцию или даже в кооперацию. Решение этого теоретического вопроса очень важно для практики. Эптер развивал солидаристскую, интегративную теорию конфликтов, считал, что в американской политической систр с ее двумя крупными политическими партиями, декларирующими одни те же ценности, нет почвы для конфликтов типа «война», в самом худщр случае возможны конфликты второго типа — «игра», предполагающи конкуренцию, а в некоторых вопросах и кооперацию. Он противопоставля американские функционалистские и интегративные теории урегулирован» конфликтов европейским теориям поляризации конфликтов.

Европейская  школа в изучении конфликтов: М. Дюверже, Д. Дойч Р. Дарендорф, И. Галтунг. В отличие от сциентистской теории конфликтов американской школы политического анализа, европейский подход к конфликтам опирался на длительную традицию, был очень широко представлен и отличался содержательностью и конкретностью.

Р. Дарендорф (род. в 1929)—немецкий социолог и политический деятель, создатель теории социального конфликта. Согласно Дарендорфу, наличие господства и подчинения в современном обществе ведет к конфликтам. Дарендорф считал, что конфликты в обществе представляют собой вполне нормальное, закономерное явление и критиковал теорию структурного функционализма Т. Парсонса, представителя Гарвардской школы политического анализа, за функционалистские и интегративные теории, согласно которым конфликт — это социальная аномалия, своего рода болезнь, которую надо преодолеть. Еще в 1959 г. Дарендорф сформулировал, в чем состоят основные расхождения американского подхода и, в частности, структурного функционализма, и европейского подхода, где конфликт со времен Маркса и Зиммеля трактовался как мотивационная основа политической жизни. Согласно последнему подходу, любое общество демонстрирует признаки несогласия и конфликтов, насилие одной части по отношению к другой.

М.Дюверже (род. в 1917) — французский социолог, политолог, создатель юридической социологии, профессор политической социологии в Сорбонне, руководил Центром сравнительного анализа политических систем при президенте Французской Республики. В работах «Политические партии», «Социология политики: элементы политической науки», «Янус. Два лика Запада» и др. он сформулировал концепцию двуличия власти, которая выводилась из теории механической и органической солидарности. Власть изначально двулична, так как политика представляет собой борьбу между индивидами и группами за власть, в которой победители пользуются привилегиями в ущерб побежденным и одновременно обращают все ресурсы государства на построение социального порядка, выгодного им. Исходя из такого понимания власти, М. Дюверже, как и Д. Дойч, стремилис к объединению функционального, интегративного подхода к конфликта и противоположной ему теории, к переходу от противопоставления и «конфликта» к признанию их взаимозависимости. Дюверже и Д. Дойч заявили, что взаимозависимые понятия конфликта и интеграции являются фундаментальными понятиями любой теории политики. Следует  добавить, что с аналогичными предложениями выступил и известный американский политолог функционалистского направления Сейв   Липсет (род. в 1922), президент американской ассоциации политических наук. В статье «Политическая социология», переведенной на русский язык, Липсет указывал, что нерешенным остается вопрос о равновесии между конфликтом и согласием. Сторонники государства (политической науки), проводят исследования государственных институтов и настаивают на согласии, а сторонники общества (социологии) исследующие социальные конфликты, — на расколе. Дело, однако, по Липсету, состоит в том, что согласие и раскол существуют одновременно12.

И. Галтунг (род. в 1930) — норвежский социолог, основатель и первый директор Международного института исследований проблем мира — работает в области социологии конфликта, развития стран «третьего мира», международных отношений и футурологии (наиболее известные работы Галтунга «Эссе по методологии», «Эссе в области международных исследований», «Третий мир», «Альтернатива есть! Четыре дороги к миру и безопасности»). Галтунг предложил различать проблемные ситуации и конфликты. Проблемные ситуации — это технические задачи, требующие для своего решения мастерства, а конфликты — это политические задачи, и для их решения нужна сила.

Исследования  в области международных отношении. Исследования в области международных отношений и конфликтов представляют одно из направлений в развитии политической научной мысли XX в. Классиком американской политической мысли в этой области является Ганс Моргентау (1904—1982). Его научная карьера связана с Чикагским университетом, где он в течение 20 лет возглавлял Центр по изучению внешней и военной политики. Он является одним из отцов-основателей школы «политического реализма». Главная концепция, разработанная Моргентау, — «Концепция «интереса», определяемого в терминах силы (влияния). Эта концепция «вносит рациональность в политическую науку, делая возможным теретическое осмысление политики. Она выявляет во внешней политике удивительную целостность; таким образом, американская, британская или российская политика, последовательная сама по себе, предстает как рациональная, понятная цепь событий, независимо от различных мотивов, предпочтений, интеллектуальных и моральных качеств сменяющих друг друга государственных деятелей»13.

Международная политика, как и любая политика, считал Моргентау, есть борьба за влияние. Эта борьба универсальна во времени и пространстве, что неопровержимо вытекает из опыта. Любая политика стремится либо к сохранению мощи, либо к усилению мощи, либо к демонстрации мощи. Этим трем образцам политики соответствуют и три типа международного поведения (сохранение статус-кво, политика империализма и политика поддержания престижа).

Элементом мощи нации  является дипломатия. Дипломатия должна быть в состоянии обеспечить национальные интересы мирными средствами. Четыре основных правила дипломатии таковы: 1) нужно быть свободным от доктрин, способных вызвать дух войны, от одержимости абстрактными идеями; 2) внешнеполитические цели должны формулироваться через призму национального интереса и быть поддержаны адекватной мощью; 3) дипломатия должна видеть политическую ситуацию с точки зрения других стран; 4) страны должны быть готовы к компромиссу по всем вопросам, которые не являются для них жизненно необходимыми14.

Информация о работе Политические школы современности