Политические элиты и лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:44, реферат

Краткое описание

В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые  остро чувствуют ход политического  времени и все делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать  изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии  приспособиться, и он становиться  либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны.

5. Оценка трудностей и проблем  на пути формирования лидеров  и реализации лидерами своего призвания

Политическое лидерство - это политическое руководство, управление, движение во главе процессов, событий. В большинстве  случаев эту миссию выполняют  люди с набором особых качеств, несвойственных среднему уровню населения страны, политических, личностных, деловых, можно сказать, качеств лидерских.

Лидер политический - глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.

В настоящее время особое внимание обращается на лидерство на различных  уровнях государства, общества, различных  коллективах, а так же коллективное лидерство. Без глубокого знания проблем уровня жизни, интересов  различных общностей людей, общественного  мнения трудно претендовать на роль политика даже местного масштаба.

Положение лидера вынуждает его  быть очень аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его  дела, поступки, поведение, качества постоянно  на виду и все это более строго оценивается людьми, и от этого  во многом зависят успех или неудача  той партии, того курса, того направления, которому он служит. Претендента на лидерство подстерегает так же опасность  полного растворения, абсолютной идентификации  себя с этими интересами. В таком  случае это уже не лидер, а просто вожак.

Вожак - это тот, кто не в состоянии  оторваться, превзойти самые низшие слои общественного сознания. Если "номенклатурщик" - это послушный  рупор "верхов", то вожак не менее  послушный рупор "низов". Потакание  же "низам" не менее разрушительно  пресмыкания перед "верхами". Это ведет к охлократии, беспределу и разрушению уже существующего социального строя, вплоть до распада государства.

В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или  иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться  на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение  по политической лестнице до самых ее высот.

Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его  слабостей и достоинств. Иначе  эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности. Опасность для политического лидера также представляет собой и негативизм, обвинение и бичевание "врагов". Прошедшее время подтвердило необходимость выдвижения на руководящие посты политических лидеров нового, демократического типа способных вести подлинную борьбу за влияние в среде граждан, доказывающих свою способность управлять словом и делом.

Наиболее характерная ошибка современных  лидеров - это подмена цели средствами ее достижения. Так было в истории  не раз, это история продолжается и в современных условиях. И  на макро- и на микроуровнях.

Цель - благосостояние и свободное  развитие народа, а средства - это  демократизация и рынок. Но сейчас эти  средства рассматриваются в качестве цели. Без сомнения ясно, что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом  деятельности политического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств. Но если в первые годы перестройки симпатии общества привлекали люди слова, образно мыслящие, владеющие ораторским искусством, то сейчас взгляды общества обратились к людям дела, практических поступков - подлинным выразителям политических интересов народа.

6. Политическое лидерство и политическая элита Казахстана

Сложные условия диктуют новые  требования к любому руководителю. Сегодня в этой роли нужен человек  с развитым чувством нового, умением  видеть перспективу, высочайшей ответственностью. Он должен быть инициативным, способным  постоянно находить экономичные, технические  и организационные решения, грамотно вести работу.

Воспитание таких профессионалов- сердцевина кадровой политики. От них требуется идейная стойкость , принципиальность, глубокие и разносторонние знания, душевность, способность самокритично оценивать свои дела и поступки.

Руководителями не рождаются. Их формирование сложный и длительный процесс, требующий  осторожности и терпения, доверия  и требовательности, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи.

В большинстве случаев политическое лидерство тянет за собой своих  близких по родственным связям и  по региональной принадлежности. Факты  говорят сами за себя. Аким Джамбулской области (1995-1998) Амалбек Тшанов, придя к руководству области, тут же сменил 140 ответственных работников (из них 80% “новоназначенных” оказались представителями родного ему рода жаныс племени дулат, среди них: аким и 1-й заместитель акима города Жамбыла, 3 заместителя акима области, 2 акима районов. Другой пример. Выступая на областном телевидении, аким Тургайской области (1994-1995) Жакан Косабаев 30 сентября 1994 года пытался оправдаться - “кто-то... специально пытается меня очернить, мол, с приходом Косабаева в областном аппарате много появилось земляков-тургайцев... Мустафин, Ахметкалиев, Шайман, но если кто-то хочет приписать, что они мои родственники, пусть проверит любой знаток рода и племени казахов... В своем выступлении на первой сессии областного совета в 1990-м году я говорил, что на протяжении 17 лет… никто из южных районов не работал даже простым инструктором обкома партии или облисполкома. Эта ситуация в основном сохраняется и сейчас. От этих людей я не откажусь, во-первых, как от тургайцев-земляков, как от товарищей на работе, как от членов одной команды”. Подобная родоплеменная геополитика характерна для буквально всех, без исключения, областей Казахстана.

Как указывает профессор Н.Масанов - “бесспорными интеллектуальными лидерами казахского народа в дореволюционный период были стоявшие над традиционной казахской генеалогией торе и кожа (Ч. Валиханов, А. Букейханов, Т. Сейдалин, Б. Каратаев, А. Джантюрин, М. Бабаджанов, С. Асфендиаров и др.), но не меньшую, если не большую, роль играли выходцы из Среднего жуза, которые в начале XX века явно доминировали в составе казахской интеллектуальной и политической элиты”"

Одним из достойных политических лидеров  казахского общества был Д. Кунаев. За более чем четверть вековое пребывание у власти Д. Кунаева удалось закрепить успех Старшего жуза, продвинув своих ставленников и сородичей на многие ключевые посты. А в качестве человека «не этой» команды появился в Алма-Ате молодой секретарь ЦК КПК по промышленности Нурсултан Назарбаев. Кунаев нашел и выбрал его сам, недаром, по свидетельству писателя Каришала Асанова, будущий первый Президент суверенного Казахстана на коленях благодарил своего покровителя.

В первые годы самостоятельного правления  Нурсултан Назарбаев был вынужден балансировать, ища опору среди  представителей всех страт казахского традиционного общества, но по мере укрепления личной власти интересы сначала  собственного жуза, а потом семьи, стали брать верх.

В 1995-1996 годах на должность Государственного секретаря был назначен Ахметжан Есимов, вновь вернулся на свое место министра строительства сват Назарбаева - Аскар Кулибаев (октябрь 1995 г.), а также из представителей Среднего жуза, родственников Н. Назарбаева по линии жены С. А. Назарбаевой. На ключевую должность руководителя президентской администрации назначен в октябре 1995 года авторитетный лидер Сагинбек Турсунов - свояк Н. Назарбаева.

Тем самым на некоторое время  Назарбаев вернулся к традиционной и проверенной годами схеме правления, балансируя на интересах и противоречиях  кланов и жузов. Новую, более решительную попытку “осемейнить” казахстанский истеблишмент предпринял Назарбаев в 1998 году. Зять, Рахат Алиев, возглавил республиканскую налоговую полицию, другой зять, Тимур Кулибаев, стал одним из руководителей нефтяной отрасли. “Родственник” Нуртай Абыкаев переместился из кресла первого помощника Президента на пост руководителя основной спецслужбы - КНБ. Пришлось, правда, отправить за рубеж другого “родственника” Есимова (послом в Бельгию), но тот сам виноват - слишком рано начал заявлять о своих наследственных правах. Семья-то большая, нашлись соперники... В настоящее время “подковерная борьба” внутри элиты обострилась до предела. Еще большую остроту ей придает и одновременный аналогичный процесс внутри “Семьи”


Информация о работе Политические элиты и лидерство