Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием. Их различают по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Вложенные файлы: 1 файл

мировые общ полит процессы.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

Административные службы, часто оперируя мандатами закона, допускают значительную свободу  действий для себя в определении  того, что они должны, и что  они не должны делать. Политические решения часто облечены в весьма общие положения и, перемещаясь  по административным каналам, приобретают  более конкретный вид. В этих условиях административный процесс становится продолжением законодательного процесса, и администраторы оказываются вовлеченными в политику.

В процессе принятия решений  агентствами одним из центральных  моментов является иерархия. Внутри служб  те, кто находится на высших этажах власти, имеют больше полномочий и  влияния на принятие решения, благодаря  их более высокому статусу, несмотря на то, что лица меньшего ранга могут  иметь большую осведомленность  в делах и профессионализм. Административные службы конституируют своеобразный управленческий менталитет, который  объединяет профессионалов, уверенных  в своих возможностях и способностях влиять на политику.

В своей деятельности по нормотворчеству ведомства имеют  относительно большую свободу действий, хотя, как правило, они могут применять  власть только в пределах своей компетенции. Нормотворческой деятельностью  занимаются не только ведомства, относящиеся  к сферам производства и распределения. Такие министерства, как здравоохранения, образования, также обладают значительной властью. Многие программы их деятельности требуют значительных инвестиций и  денежных затрат. Им приходится издавать много распоряжений, касающихся применения и использования этих средств. Например, министерство образования Беларуси ежегодно получает средства из государственного бюджета на финансирование научных исследований. На основании заявок высших учебных заведений министерство распределяет эти средства по вузам. Вузы распределяют эти средства по факультетам и кафедрам. В результате образуется целая цепочка административных распоряжений, имеющих обязательный для исполнения характер, так как это связано с ответственностью за рациональное использование средств, имеющихся в распоряжении министерства. Многие из приказов и распоряжений, принятых в административных ведомствах, представляют собой рутинные решения, которых тысячи. Тем не менее, рутинные решения могут вполне перекладываться на язык нормативных распоряжений законодательного языка, и тогда кажущиеся рутинными и заурядными распоряжения оказывают вполне существенное влияние на политику.

Финальной стадией политического  процесса является стадия оценки принятых решений, их эффективности. Как функциональная деятельность политическая оценка может  пронизывать все стадии политического  процесса. Например, оценка политических приоритетов, выдвигаемых на повестку дня политики, возникает уже на ранних стадиях политического процесса. Существуют различные типы оценок эффективности  политического процесса. Один из них  связан с тем, что политические деятели  и администраторы всегда руководствуются  критериями выгодности, результативности конкретных программ и проектов. Многие из этих критериев складываются на базе личных эмоций, интересов. Критерии могут основываться на базе идеологических и партийных интересов. Разброс  критериев достаточно велик и  зависит от специфических интересов  множества оценщиков. В результате может возникать целый спектр оценок одной и ой же политической линии либо программы.

Политические оценки второго  типа возникают при инструментировании конкретных программ и направлений  политики. Критерии оценок возникают, когда программа повергается  анализу с точки зрения ее пригодности  для реализации, затрат и выгод. Оценщик  неминуемо должен задаться вопросом, кто получит наибольшую выгоду от реализации программ и в каком  виде. Третий тип оценки носит название "систематической оценки" для измерения социальной значимости и объективного эффекта программы. Во многих государствах административные службы имеют постоянный штат аналитиков-оценщиков. Систематическая оценка дает ответы на вопросы типа: насколько объективна политика? Кто находится в числе получателей дивидендов политики? Каковы возможные последствия невыполнения программы? Возникающие при ответе на данные вопросы критерии оценок дают оценщикам материал для правильного анализа политики, позволяющего своевременно корректировать текущую политику и определять ее перспективы.

Оценкой политики занимаются как правительственные, так и  неправительственные организации. Оценка может быть систематической  либо спорадической. В одних случаях  политическая оценка становится институализированной, в других – она не структурирована  и носит неформальный характер. Правительственная  оценка существует в таких формах, как парламентский надзор, государственный  статистический учет, государственный  ведомственный контроль и другие. Существует также множество вариантов  политической оценки вне правительства. Они осуществляются через средства массовой информации, аналитические, независимые  центры и фонды, группы давления и  т.д. Все они занимаются оценкой  политики с целью повлиять на должностных  лиц и политику в целом. Их деятельность полезна также с точки зрения обеспечения информацией общественности по поводу выполнения либо невыполнения тех или иных программ.

Группы людей, граждане обычно имеют свои суждения по оценке существующей политики и реагируют на эту политику путем поддержки, путем оппозиции  или безразличия. Политикам же в  своих оценках политических программ приходится сталкиваться с действием  таких факторов, как давление со стороны организованных групп, требования референдумов и перевыборов, отставки должностных лиц и т.д. В результате возникает необходимость т.н. "обратной связи", то есть ответа правительства  на требования со стороны окружающей среды политической системы.

Реакция политической системы  на требования и запросы окружающей среды выражается в форме многообразных  акций со стороны лиц, принимающих  политические решения, включая законодательные действия для коррекции политики, пересмотр законов, административное реагирование в виде обеспечения оперативных мероприятий реализации политики, перераспределение фондов поддержки политических программ и другие. Таким образом, финальная стадия политического процесса служит прологом для последующих политических решений и началом нового качественного витка процессов политической деятельности.

Риск принятия политических решений

Риск – неустранимый элемент  принятия политического решения  любого уровня, заключающийся в выборе не всегда просчитанных действий, линии  поведения. Зачастую рисковое решение  принимается в ситуации неопределенности и характеризуется такими понятиями, как анализ рисковых ситуаций, уровень  риска, портфель риска, профиль риска. Политика всегда сопряжена с большей  или меньшей степенью риска.

Рисковое решение в  политике затрагивает интересы многих групп населения, осложняется социально-экономическими факторами, разнородными глобальными  процессами. Так, рисковой считается  политика сверхэксплуатации одного региона мира другим, одного социального  слоя другим. Политическую угрозу несут "обвальные" социальные процессы, шоковые реформы, использование  националистических, сепаратистских и  иных притязаний. Даже в стабильных странах Запада, по мысли Харрингтона, сложность в принятии решений  заключается в том, что они  отдаются на откуп элите. Издержки же риска падают на широкие массы  и даже выходят за рамки страны или региона. Эту проблему стараются  решать распределением ответственности, контролем процесса принятия решений, что требует высокого уровня образованности, цивилизованности масс, независимых  средств массовой информации, открытости политики.

До сих пор не проявились отдаленные последствия рискового  решения, связанного с развалом СССР, с отказом от устоявшейся политической системы. Это решение привело  к разрыву налаженных связей, уничтожению  единого народнохозяйственного  комплекса, резкому обнищанию населения, росту преступности, криминальному  дележу государственной собственности, войнам и другим, известным уже, результатам. Думается, степень риска принимаемых беловежских соглашений не просчитывалась. Не случайно через четыре года начинается отказ от этих решений как ошибочных, не соответствующих современным интеграционным процессам.

В политической литературе по-новому трактуются проблемы социальной несправедливости как побудителя рисковых ситуаций. Анализируется проблема совмещения национально-психологических и этнокультурных образцов рискового поведения, соответствующих  “профилей” риска. Поскольку рисковые решения в политике принимаются  довольно часто, то необходимо искать средства смягчения их последствий. В условиях стабильной политической системы риск стимулирует социальные преобразования, способствует развитию общества.

Типология политического  процесса

По объектам политического  воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства  с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается  во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических  политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом  внутриполитического процесса любой  страны является соотношение социально-экономических  укладов, сложившаяся социальная структура  общества, степень удовлетворенности  населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют  часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного  развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты  и масс, этика согласия, наличие  конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности  осуществления правящими кругами  своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан  выявляются в программах партий и  движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах  массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических  государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных  учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов  с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка  и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных  лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического  характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного  мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию  смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать  на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они  проводят своих представителей в  депутаты, на должности в госаппарате  и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным  звеньям, например, органам политического  сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда  революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила  игры, доверяют власти. Все участники  политического процесса настроены  на сотрудничество, поиск компромиссных  решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в  условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация  тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется  в резком колебании электоральных  предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах  политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран  СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

Утопии в политическом процессе

Политический процесс  – это цепь последовательно решаемых задач и соответствующих действий. Он таит в себе альтернативы, расчеты  на успех, определенные шансы достичь  желаемых результатов. Возможен разный исход событий, потому для политики так характерна логика надежд, случайностей, которая побуждает иногда затевать безнадежные политические предприятия. И если эти надежды необоснованны, несбыточны, то открывается прямой путь к утопии.

Утопия в политике –  это иррациональное состояние политического  процесса и политического сознания, которое препятствует исполнению заранее  рассчитанных проектов, сильно изменяет их конечные результаты или делает достижение желаемых результатов невозможным. Уже на этапе разработки политического  проекта можно планировать нечто  неосуществимое из-за ошибочной или  неполной информации, отсутствия серьезной  концепции, неожиданных случайностей, столкновения амбиций и т.д. При  выполнении такой проект не приносит желаемых результатов, а приводит к  нежелательным и неожиданным. Так, проект завоевания мирового господства фашистской Германией привел к ее военному поражению, расколу, многочисленным потерям, которые не планировались  авторами.

Ошибки в политике –  это еще не утопия. Утопия возникает  тогда, когда ошибки не распознаны и  особенно тогда, когда они замечены, но не признаны и не исправлены. Исполнители  и авторы проекта остаются во власти иллюзий.

Особенно опасны утопиями периоды общественных и политических кризисов. Есть немало примеров, когда  провозглашение несбыточных проектов уводило общество в сторону от цели. Неудачные реформы, националистические движения последних лет могут  служить примерами иллюзий и  утопий в политике.

Тем не менее, утопии играют и положительную роль, являясь  мощным рычагом социального прогресса, средством мобилизации масс. Так, миф о построении коммунистического  общества в СССР мобилизовал массы  на трудовые свершения, развитие науки, образования, культуры, поддерживал  надежды людей на светлое будущее, их уверенность в завтрашнем дне. По мысли М.Вебера, успешная политика всегда есть искусство возможного. Однако не менее верно и то, что  часто возможное достигается  лишь потому, что стремились к стоящему за ним невозможному.

Информация о работе Политический процесс