Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 17:34, реферат
Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Полити́ческий режим (от лат. regimen управление)
политическое управление, то
есть совокупность методов, приёмов и
форм осуществления политических отношений
в обществе (государстве), или способ функционирования
его политической системы. Политический режим характеризуется методами
осуществления политической власти, мерой
участия граждан в управлении, отношением
государственных институтов к правовым
основам собственной деятельности, степенью
политической свободы в обществ
Словосочетание «политический режим» появилось в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 — 160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.
Термином не является по причине разнообразия мнений исследователей и учёных.
В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов: Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.— И. И. Санжаревский
В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.
В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.
Политическая идеология — это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.
Политические идеологии имеют два измерения:
Цели: Как общество должно быть организовано.
Методы: Самый подходящий способ достижения этой цели.
Идеология является набором идей. Как правило, каждая идеология состоит из определенных идей о том какая форма правления является лучшей (например, демократия, автократия и т. д.) и какая экономическая система лучше (например, капитализм, социализм и т. д.). Иногда одно и то же слово используется для идентификации как идеологии, так и одной из его основных идей. Например, «социализм» может относиться к экономической системе, или же он может относиться к идеологии, которая поддерживает эту экономическую систему.
Идеологии также идентифицируют себя по их положению на политическом спектре (как левые, центристские или правые), хотя очень часто такое разделение является противоречивым. Наконец, идеологии следует отличать от политических стратегий (например, популизма) и от отдельных позиций, на которых может быть построена партия (например, оппозиция евро интеграции или легализация марихуаны).
Партийные системы.В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы конгресса США.
На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).
В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР (однако, в СССР официального запрета на другие партии никогда не было).
В системах с правящей партией деятельность партий разрешена, регулярно проводятся выборы, общество имеет демократические традиции. Несмотря на присутствие оппозиции, правящая партия побеждает на выборах, постоянно обновляя свой кадровый потенциал, программу, опережая оппозицию в разработке новых идей. Пример из новейшей истории — Япония в лице Либерально-Демократической Партии, а также Россия в начале XXI века.
Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.
В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.
В государствах, подобных Канаде и Великобритании, могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).
В редких случаях (пример: Финляндия) в стране могут быть три одинаково успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство.
Для значительного числа современных европейских демократий характерен относительно низкий «заградительный барьер» на выборах, что позволяет наиболее репрезентативно отразить в парламенте текущие политические предпочтения. Как результат, в парламент проходит множество партий, ни одна из которых не обладает большинством. В результате переговоров между партиями складывается парламентская коалиция, обладающая большинством и принимающая на себя управление государством. Классическим примером являются политические системы таких европейских стран, как Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция, Чехия, Германия, Италия, Ирландия, Сербия, Латвия, Эстония, Израиль. Издержками подобной политической системы может быть перманентная коалиционная нестабильность, приводящая к частым роспускам законодательного органа и назначению внеочередных выборов. Так, за 62-летнию историю Израиля в нём сменилось 18 составов парламента, то есть избранный Кнессет работает в среднем чуть более 3 лет (при номинальной 5-летней каденции).
Международные отношения
Международные отношения, как всевозможные взаимосвязи между государствами и народами, являются результатом реализации потребностей и интересов людей за рамками своего государства, в том числе и тех потребностей, которые не могли быть удовлетворены средствами внутренней политики. Многообразие и многосферность взаимоотношений представляет собою систему, в которой все государства, взаимодействуя и оказывая влияние друг на друга, формируют вокруг себя определенную внешнюю среду. Эта среда функционирует и развивается уже по своим собственным законам, не всегда совпадающим с закономерностями жизни отдельных государств. Созданная среда оказывает активное влияние на поведение государств.
Взаимоотношения государств в созданной среде образуют сложную структуру, которая состоит из многочисленных субъектов политики на международной арене, т.е. участников международной жизни. Все субъекты международных отношений различаются как суверенные субъекты и не суверенные субъекты. Государства являются суверенными субъектами, так как они определяют свое поведение самостоятельно. Участники международных отношений с ограниченными возможностями в принятии самостоятельных решений являются не суверенными субъектами. Сюда входят различные организации, движения, лиги, корпорации и т.д.
Политология как наука
Политоло́гия (греч. πολιτικός — общественный, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово), или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Задачи политологии.
Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации. Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) — это система принципов и приёмов, с помощью которых осуществляется снятие неопределённости, объективное познание политической системы управления в государстве, а также политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии — повышение уровня социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов.
Категории политологии
Система категорий политологии
Категории политологии. Важным инструментом познания политической жизни общества являются категории — наиболее общие понятия науки, отражающие существенные стороны её предмета. Они раскрывают необходимые связи, фундаментальные положения науки, важнейшие элементы ее структуры. В общем виде понятия, категории политологии можно разделить на четыре вида: общие, структурные, функциональные и развития. Основные общие категории: политика, власть, демократия, свобода, украинская национальная идея, украинский менталитет и т.п. Важнейшие категории структуры: политическая система, политическая организация, политическая партия, общественно-политическое движение и г.п. Из числа категорий политологии функционирования следует выделить такие, как политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическая борьба и др. К категориям политологии
Функции политологии
Функция (от лат. functio - исполнение) — назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачное семейное отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.
Методы политологии.
Как и всякая конкретная наука, она опирается на три группы
методов:
- общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический
метод)
- специальные (политическое прогнозирование, метод key studies
– изучение (?), методического и сравнительного анализа)- методы других наук – истории, социологии. (анализ статистических данных, опрос различных групп населения, прямое наблюдение, изучение документов, контент-анализ прессы). Социологический метод. Как политика зависит от жизни общества. Структурно-функциональный – рассматривает политику как систему, где каждый элемент выполняет свою функцию. Функциональный – зависимость между элементами (политические партии – избирательная система). Системный политика как система связи общества и государства.
Антропологический – политика как результат действий человека. Сравнительный – сравнивает системы, партии, режимы и т д с целью найти лучший. Исторический – изучает развитие политики, для прогнозов и закономерностей. Эмпирический – исследования, опросы, анкеты, статистика.
Функции политологии: Теоретико-познавательная. Исследование, анализ,
структурирование информации о политике. Методологическая. Использование накопленных о политике знаний. Рационализаторская – улучшение жизни общества и функционирования всех систем. Диагностическая – тенденции. Социализирующая – укрепление связи общества и государства, политическая культура. Политология включает в себя политическую философию, политическую историю, теорию, психологию, социологию, антропологию, географию и прикладную политологию.