Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:26, курсовая работа
Государственное устройство – одна из составляющих формы государства, которая отражает специфику его территориальной организации. Только после изучения устройства государства можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного, социального института, каким является государство.
Формы государственного устройства вызывают живой интерес исследователей: в последние годы этой проблеме уделяется большое внимание. Работы, так или иначе затрагивающие различные аспекты обозначенной темы, можно условно разделить на две группы. К первой относятся труды, в которых государственное устройство рассматривается в качестве составной части боле широких тем.
Введение
3
Понятие формы государства. Форма правления
5
Форма государства: понятие, причины многообразия
5
Монархия: понятие, виды
9
Республика: понятие, виды
10
Форма государственного устройства: понятие, особенности
11
Унитарное государство: понятие, признаки
11
Федерация: понятие, особенности
15
Конфедерация: понятие, признаки
19
Политический режим: понятие, виды
25
Демократические режимы
25
Антидемократические режимы
28
Заключение
32
Практическое задание
34
Список литературы
Например, ст. 264 УК РФ, предусматривающая ответственность за эксплуатацию автомобиля с нарушением правил дорожного движения.
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
Например, для расторжения трудового договора по инициативе работника необходимо только наличие письменного заявления работника.
В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.
Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.
Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Для России с ее огромными территориями, со множеством ее регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.
Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.
Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».
Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции.
Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом).
Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.
В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.
Список литературы:
1Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституции России. // ГиП – 1997, №8; Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных цивилизаций // ГиП – 1997, №8; Крылов Б.С. Государственный федерализм – гарантия демократии и прав человека // 2000, №1; Синюков В.Н. О форме федерации в России // ГиБ –1993, №5.
2 Чиркин В.Е. Государствоведение. –М., 1999
3 Арановский К.В. Ук. соч. – с. 192
4 Арановский К.В. Ук. соч. – с. 192
5 Арановский К.В. Ук. соч. – с. 192
6 Кошанина Т.В. Кошанин А.В. Основы российского права. – М., 2000 – с.21
7 Кошанина Т.В. Кошанин А.В. Основы российского права. – М., 2000 – с.21
8 Кошанина Т.В., Кошанин А.В. Основы российского права. – М., 2000 – с.21
9 Проблемы теории государства и права. – М., 1999 – с. 183
10 Конституция зарубежных государств. – М., 1993 – с. 43
11 Чиркин В.Е. Ук. соч. – с. 165
12 См., например: Бабаев В.К. и др. Ук. соч. –с 223; Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая. – М., 2000 – с. 131; Федерация в зарубежных странах. – М., 1993 –с. 24; Синюков В.Н. О форме федерации в России. // ГиП. – 1993 - №5.
13 Подробнее см.: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. –М., 2000
14 Федерация в зарубежных странах. М., 1993 – С.7
15 Федерация в зарубежных странах. М., 1993 – С.7
16 Чудновский Г.Л. Реформирование федеральных отношений: как обеспечить сбалансированность центра и регионов? // ЖРБ – 1999 - №7/8 –с.34
17 Коваленко А.И. Теория государства и права. – М., 1994 – с. 45.
18 Арановский К.В. Ук. соч. – с. 208-209.
19 Чиркин В.Е.Ук.соч.- с.192
20 Страновский К.В. Ук.соч.- с.210
21 Коваленко А.И. Ук.соч. – с.45
22 Межгосударственные союзы.-В кн.:Конституционное право/Под ред. В.В. Лазарева.- М., 1999-с.300-310
23 Арановский К.В.Ук.соч.-с.215
24 Давид Р., Жофре-Спинози К. Основы правовой системы современности.- М.,1996- с.56
25 Федерация в зарубеж.странах.-М.,1993 с. 4-5.
26 Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. - См.: Русич, 2001.
27 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2006. - С. 80-82
28 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М.: Юристъ, 2000. - С. 79 .
29 Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. - См.: Русич, 2001. - С.8.
30 Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. - См.: Русич, 2001. - С. 30.