Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 13:18, контрольная работа
Понятие «политический режим» (от лат. regimen, от фр. regime — управление) появилось в научном обороте во второй половине XX в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием — политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства.
Введение 3
1. Политический режим: сущность и содержание 4
2. Характеристика основных типов политических режимов 7
2.1. Тоталитарный политический режим 7
2.2. Авторитарный политический режим 10
2.3. Демократический политический режим 12
Список использованной литературы 16
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Кафедра «Политология, социология и связи с общественностью »
Контрольная работа
по дисциплине:
на тему: «Политический режим: сущность и типы»
Выполнил:
студент группы СТз-09-02
Шубенков О.Г.
Принял:
доцент к.т.н
Гареев Э.С.
Уфа, 2012 г.
Содержание
Стр.
Введение
1. Политический режим: сущность и содержание
2. Характеристика основных типов
политических режимов
2.1. Тоталитарный политический
2.2. Авторитарный политический режим
2.3. Демократический политический
режим
Список использованной литературы
Введение
Понятие «политический режим»
(от лат. regimen, от фр. regime — управление) появилось
в научном обороте во второй половине
XX в. Это явление политической жизни и
политической системы общества в целом. В исследовании политических
режимов наибольший опыт накопила западная
политическая наука. Советское обществоведение
долго уходило от этого понятия вообще,
оперируя одним понятием — политическая
система. Политический режим как теоретическая
категория существовал только в науке
о государстве и праве, в тесной взаимосвязи
с такими категориями, как форма правления
и форма государственного устройства.
После 1985 года в связи с началом распада
тоталитаризма в СССР и других социалистических
странах эта проблема выдвинулась в число
самых актуальных как в политической теории,
так и в политической практике.
Следует, однако, отметить, что,
несмотря на наличие большой теоретической
базы исследований и практического опыта
различных стран, многие аспекты этой
проблемы не имеют единого решения ни
в западной, ни в отечественной политической
науке. В научной литературе существует
большое количество определений политического
режима.
Дать универсальное определение
политического режима достаточно сложно.
Широкую известность приобрело определение, данное
политологом Ж.Л. Кермонном: ["Под политическим
режимом понимается совокупность элементов
идеологического, институционального
и социологического порядка, способствующих
формированию политической власти данной
страны на определенный период"][1].
Можно сказать, что политический
режим - это способ функционирования и взаимосвязи
основных элементов политической системы
общества. Такое соотношение политической
системы и политического режима напоминает
принцип нотного ряда или мозаики, когда
всего из семи нот или одинаковых маленьких
фигурок можно сложить любую мелодию или
любой узор. В зависимости от того, как
связаны между собой основные элементы
политической системы общества, они формируют
тот или иной тип политического режима
и, соответственно, тип политической системы[2]
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества.
1.Политический режим: сущность и содержание.
Словосочетание «политический режим» имеет широкое распространение, как в политической теории, так и в политической практике. Оно употребляется для обозначения различных проявлений политического процесса. В одних случаях понятие «политический режим» выступает как синоним понятия «политическая система», в других – имеет свои отличительные признаки. Политический режим – это совокупность характерных для определенного государства политических отношений, средств и методов политической деятельности государственной власти, социальных и классовых взаимоотношений, типов политического сознания и политической культуры общества. Политический режим – это способ функционирования политической системы общества.
Политический режим имеет ряд специфических признаков, которые отличают его от политической системы. Во-первых, политический режим, в отличие от политической системы, более адекватно отражает существующий в обществе порядок. Это не идеальное, а реальное состояние политических отношений конкретного государства. Во-вторых, понятие «политический режим» подчеркивает, прежде всего негативные моменты в развитии политического процесса. Употребляя это понятие, авторы тем самым подчеркивают недемократический характер организации политической жизни, ограничение прав и свобод человека. В-третьих, реально существующий политический режим обнажает цинизм и ханжество пропагандируемой идеологии и политики правящей элиты, расхождение между ее словами и реальными делами. Например, в официальных документах государства декларируются широкие права и свободы граждан, а в жизни они повсеместно нарушаются и притесняются.
Содержание политического режима определяется взаимоотношениями между двумя политическими субстанциями – государственной властью и свободой граждан. Именно объем полномочий власти, способы и методы ее деятельности и степень свободы индивидов позволяют должным образом оценить характер политического режима, существующего в том или ином обществе. В зависимости от соотношений полномочий власти и свободы человека формируются определенные типы политических режимов, для названия которых в политической литературе используется множество различных терминов.
Значительное место характеристике политических режимов уделил в своем творчестве древнегреческий мыслитель Аристотель. Он разделял политические режимы на два типа – правильные и неправильные. Они отличаются между собой своей целенаправленностью: при правильном режиме власть используется для общего блага, а неправильном – ради интересов определенной правящей группы или личности.
К первому типу
политического режима
В своей квалификации
Аристотель особое внимание
Анализируя эволюцию
политических режимов, Аристотель
выявляет причины их деградации
и распада. Среди этих причин
он выявляет общие и частные.
Первая общая причина, которая
приводит к ослаблению
Эволюция политических
режимов имеет свою
Последним этапом в эволюции политических режимов является республика – наиболее умеренная форма государственного правления.
В XVI столетии французский мыслитель Ж. Баден, опираясь на идеи Аристотеля о политических режимах, в своем многотомном произведении «Республика» развивает теории о государственном суверенитете и королевском абсолютизме. В центре этих теорий находится идея о неделимой, сильной и эффективной, стоящей над законом государственной власти. Правом на осуществление абсолютной ничем не ограниченной власти мыслитель наделил монарха. Именно Баден вошел в историю политической мысли как теоретик и пропагандист абсолютизма, хотя до него разработкой этой идеи занимались многие исследователи.
Баден предложил свою квалификацию политических режимов, которые разделил на три типа: монархию (верховная власть принадлежит одному лицу); аристократию (у власти находится меньшая часть населения) и народное государство, или республику (весь народ принимает участие в осуществлении власти).
Наряду с абсолютизмом, в научной литературе для характеристики политических режимов иногда используются и такие понятия, как просвещенный абсолютизм, деспотизм, тирания.
Просвещенный абсолютизм связывается, прежде всего, с политической доктриной, направленной на гуманизацию и демократизацию государственной власти. Вместе с этим эта доктрина не затрагивает абсолютного характера власти. У истоков теории просвещенного абсолютизма, как известно, находились многие мыслители эпохи Просвещения (Ж.Ж. Руссо, И. Гердер, И. Шиллер, И. Гете и др.), которые считали первейшим благом донести свои благородные идеи о добре,
справедливости и свободе до сознания монархов и народов, способствуя тем самым достижению социального прогресса [3].
Политический деспотизм отличается от абсолютизма в основном самодурством и беззаконием. Разумеется, здесь можно возразить, отметив, что и абсолютизм «что хочет король – то хочет закон». Абсолютизм, тем не менее, предусматривает наличие у властителей определенного понимания и уважения существующих в обществе норм и основных законов. Что же касается деспотизма, то при этом режиме, кроме причуд и фантазий власть имущих, не осуществляет ни каких других норм.
Сравнивая деспотизм и тиранию, можно обнаружить, что основное отличие между этими режимами заключается в том. Каким способом политические деятели достигают власти. Деспот имитирует признаки законности своего прихода к власти, тиран же открыто противозаконно и насильственно свергает существующую власть и становится единоличным диктатором.
В современных условиях политические режимы чаще всего классифицируют, как авторитарные, тоталитарные и демократические.
2.Характеристика основных типов политических режимов.
2.1. Тоталитарный политический режим.
Начавшийся в XX веке кризис идеалов и принципов классического либерализма, формирование массового социального движения, вступление общества в индустриальную стадию сделало реальностью создание массовых коммуникаций, тотальное «промывание мозгов». Это привело. В свою очередь, к оформлению политической системы особого типа, получившей название тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) (термин был введен в политический лексикон в 20-е годы XX в. итальянскими учеными Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики созданного в Италии фашистского режима).
По мнению одного из известнейших исследователей тоталитаризма Х. Арендт, для образования тоталитарного режима необходимо несколько условий: наличие огромного количества нейтральных, социально пассивных, политически безграмотных, равнодушных людей, неспособных отстаивать свои права; наличие особого психологического состояния общества, потерявшего интерес к собственному бытию; наличие у людей чувства страха, потерянности и изолированности вследствие недостатка нормальных социальных взаимоотношений; замыкание на личности одного человека (вождя), выдвигаемого и поддерживаемого одной социальной группой. При сочетании этих условий и появляются тоталитарные режимы. В основе существования подобных режимов лежат идеи вождей и глобальные обещания «светлого будущего», составляющие суть тоталитарной идеологии как важнейшего способа господства над людьми, наряду с государством и его бюрократической машиной. Для сохранения своих устоев тоталитарные режимы используют целый комплекс мер и средств, в том числе ничем не прикрываемое насилие, абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полное подчинение человека политической власти и господствующей идеологии, пропагандистское воздействие, проведение плебисцитов и референдумов. Другими словами можно сказать, что: тоталитаризм – это такой политический строй, который характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.