Политический режим: сущность, типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.
Начну с определения политического режима. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
1 СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА………………...………………4
2 ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ…………………………………….…6
2.1 Тоталитаризм………………………………………………………………….6
2.2 Авторитарные режимы……………………………………………………….8
2.3 Демократические режимы……………………………………………..……10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

3) построение государственного  устройства по принципу «разделения  властей»;

4) создание необходимых условий  для развития «среднего класса»,  выступающего социальной основой демократического режима, недопущение резких «разрывов» в уровнях доходов различных социальных и этнических групп, создания механизмов их реального доступа к материальным, духовным и иным благам и ценностям общества.

 В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.

 Современные демократические  режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной «экстремальной» ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основываются на пониманий того факта, что судьба «народных избранников» в конечном счете зависит от воли избирателей, и, для того чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

  В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.

 Мерилом действенности демократического  режима является обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, возможности участия  людей в политике, уровень и  продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В первой главе своей работы  я раскрыла сущность понятия политического режима, разобралась в отличиях от политической системы, государственного режима.

 Во второй главе мной были  рассмотрены основные политические режимы: тоталитарные, авторитарные, демократические.

  Таким образом, можно сказать, что в мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развития, можно отметить, что в целом в современную эпоху действует определенная тенденция к увеличению числа демократических режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Арон А. «Демократия и тоталитаризм», Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. — М., 1993.
    2. Демилов А.И., Долгов В.М. «Политология» М. изд.2 , Гардарики, 2007.
    3. Ирхин Ю.В. «Политология», Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
    4. Исаев Б.А., Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России», Учебное пособие, Издательство «Питер», 2008.
    5. Киселев С.Г. «Политология», Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.
    6. Цыганков П. «Современные политические режимы: структура, типология, динамика». М.2005.

 


Информация о работе Политический режим: сущность, типы