Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Первые способы осознания проблемы политического лидерства относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что там, где складывается какая-либо общность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования политического лидерства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и природа политического лидерства. 4
2. Классификация политических лидеров 5
3. Функции политического лидерства 6
4. Теория лидерства Н. Макиавелли. 8
5. Концепции политического лидерства 9
6. Формирование элитистских представлений 10
7. Учения В. Парето и Г. Моски 12
8. Современные элитистские теории 14
Заключение 17
Список понятий 18
Список используемой литературы. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Politicheskoe_liderstvo.docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

Димитровградский инженерно-технологический институт

(филиал) НИЯУ МИФИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Политическое лидерство

 

 

 

 

 

Подготовил

Студент группы ТТ-41

Ильгузин Михаил

 

 

 

 

 

Димитровград 2013 

Оглавление

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и природа политического лидерства. 4

2. Классификация политических лидеров 5

3. Функции политического лидерства 6

4. Теория  лидерства Н. Макиавелли. 8

5. Концепции политического лидерства 9

6.  Формирование  элитистских представлений 10

7. Учения  В. Парето и Г. Моски 12

8. Современные  элитистские теории 14

Заключение 17

Список понятий 18

Список используемой литературы. 19

 

 

 

Введение

Первые способы осознания  проблемы политического лидерства  относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что  там, где складывается какая-либо общность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования политического лидерства. В различных подходах оно объясняется по-разному: как влияние, авторитет, власть и контроль над другими; своеобразное предприятие, что осуществляется на политическом рынке, где предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы и способы решения общественных задач на руководящие должности; символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы, с помощью власти.

 

  1. Понятие и природа политического лидерства.

Итак, лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции.

Лидерство – явление многогранное и многозначное. Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

Общественное лидерство  является прежде всего социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.

Целостная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.

В примитивных обществах  интересы автономной личности еще не осознаны и не выражены, существуют интересы нерасчлененного «целого» (рода, племени). Функции лидера проявляются  слабо и сводятся в основном к  обеспечению физического выживания  общинников. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, отличающегося  решительным неприятием лжи, любовью  к истине. По его представлениям, лидеру присущи скромность, благородство, справедливость великодушие, духовное совершенство.

В «Параллельных жизнеописаниях»  Плутарх продолжил платоновскую традицию изображения идеального лидера. Он показал блестящую плеяду греков и римлян, обладающих высокими моральными нормами и принципами.

Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства  сохранила свое влияние и в  Средневековье, привнеся в нее идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.

 

  1. Классификация политических лидеров

Разграничение различных  типов политических лидеров позволяет  лучше понять, в силу каких особенностей определенный человек становится уникальным субъектом политического процесса в конкретном обществе.

Типология М.Вебера опирается на понятие «авторитет», т.е. добровольное повиновение лидеру. Под лидерством он понимал способность отдавать приказы и вызывать повиновение. Вебер различал три типа лидерства:

  1. Традиционное лидерство – основывается на вере в святость традиций передачи власти по наследству. Примером является власть старейшин, вождей, монархов.
  2. Рационально-легальное лидерство – исходит из признания законности формальных правил избрания лидера и передачи ему управленческих функций. Данный тип лидерства устанавливается через всеобщие свободные выборы, опирается на учет интересов выборщиков и лидера.
  3. Харизматическое лидерство – связан с верой в сверхъестественные, выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда.

 

 Типология Маргарет Дж. Херманн, которая классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. Выделяет собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера, свойств его конституентов, способов взаимосвязи лидера и его сторонников, конкретной ситуации в которой осуществляется лидерство.

  1. Лидер-знаменоносец. Его отличает собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, его темп и способы преобразований. М. К. Ганди, В. И. Ленин, М. Л. Кинг.
  2. Лидер-служитель. Достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев, он действует от их имени, он агент группы. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их избиратели. Л. И. Брежнев, К. У. Черненко.
  3. Лидер-торговец. Главная черта – способность убеждать. Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать вовлекает в осуществление своих планов и проектов собственных приверженцев. Г. Трумэн, Р. Рейган.
  4. Лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. М. С. Горбачев.

 

 Типология Дженнингса основывается на целях лидера:

Лидер-«супермен» - ломает установленные порядки.

Лидер-«герой» - тот, кто посвящает свою жизнь великим и благородным целям.

Лидер-«принц» - тот, кто стремится господствовать над другими.

  1. Функции политического лидерства

Функции, выполняемые политическими  лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической  и политической), в которой им приходится действовать.

Ситуации бывают кризисные  и стабильные. В условиях кризисной  ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:

аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;

функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;

функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях относительной  стабильности общества политический лидер  остается новатором, выдвигает новые  идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций  расширяется:

новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;

коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;

организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;

координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти; 
интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия – лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом; 
функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы. 
Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей.

Изучение проблем становления  и развития политического лидерства  предполагает различные теоретико-методологические подходы, которые помогают раскрыть важнейшие стороны этого политического  явления.

Сторонники теологической парадигмы полагают, что политическое лидерство определяется не только божественным правом, но и сверхъестественным проявлением божественной воли наряду с волей человека. Поэтому власть, которой обладает политический лидер, выступает как некая комбинация невидимого управления и человеческих усилий. При этом могущество политического лидера исходит от Бога, а роль и назначение самого лидера состоит лишь в необходимости полнее отображать в своей деятельности предначертания всевышнего.

Натуралистическая парадигма отображает попытки объяснить природу политического лидерства исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, которые имеют не приобретенный, а врожденный для человека характер. Так, основным объектом внимания биополитического направления данной парадигмы является политическое поведение людей (прежде всего лидеров), цель которого они усматривают в сохранении генетического материала у человека. Психологизаторское направление натуралистической парадигмы в качестве главного фактора, объясняющего политическое лидерство, рассматривает психологические свойства людей.

Социальная парадигма объединяет различные теории, которые рассматривают социальные, но внешние по отношению к политике факторы. Например, известно теоретическое положение марксизма, объясняющее происхождение и природу политики влиянием на нее экономических отношений. При таком подходе политическая надстройка выступает как средство реализации классовых целей, а роль и функции политического лидера сводятся к социально-классовому представительству. При этом не учитываются индивидуальные качества лидера как носителя политических отношений.

Разновидностью социальной парадигмы является культурологический подход. Его сторонники рассматривают  политику как продукт деятельности людей, а главным ее назначением  признают осуществление творческих функций политических лидеров. Такой  подход учитывает влияние индивидуальных качеств лидера на политику.

Рационально-критическая  парадигма – это теоретическая модель, которая объясняет природу политики ее внутренними свойствами, элементами. В этом случае политическое лидерство является самостоятельным элементом политической жизни, которая развивается по своим законам и в соответствии с собственными механизмами.

4. Теория лидерства Н. Макиавелли.

Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области  воображаемого и должного в плоскость  реальной жизни. В работах "Государь" и "Размышления о первой декаде Тита Ливия" он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом ис¬ходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Ма¬киавелли, лежит ориентация на власть. Обладание властью связано прежде всего с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или не¬достатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Прави¬тель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает психологию людей, зна¬ет особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.

Н. Макиавелли сделал вывод, что в основе поведения людей  лежат два мо¬тива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь. При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной вы¬годы правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе ли¬дера могут свергнуть возму-щенные подданные. Для того что¬бы это не произошло, лидер не должен по-сягать на имуще¬ственные и личные права граждан.

Помимо этих двух мотивов  поведением людей правит честолю¬бие. Оно присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно бо-лее честолюбив а, следовательно, опаснее для него как пра¬вителя. Состоя-тельными людьми движ¬ет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут при¬обретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за ко-торыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разру¬шению, одина-ково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завое¬вать эту власть, в принципе ведут себя оди-наково.

Технология стабильного  лидерства, по Н. Макиавелли, заключается  в умелом сочетании средств поощрения  и наказания, иначе говоря, исполь-зование «политики кнута и пряника». Лидер, который стремится к абсо-лютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое пред¬назначение. Наградами и по-вышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются «малыми дозами». Напротив, негативные стимулы, наказание лучше при-менять сразу и в «больших дозах». Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.

Н. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия «прави-тель - подданные». Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качест¬вами. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе соци-ализации индивида.

В дальнейшем исследователи  лидерства сосредотачивали внимание на тех или иных составляющих этого  многогранного явления. Акцент в  анализе лидерства на какой-либо переменной приводил к неоднозначной  трактовке данного феномена и  инициировал появление ряда теорий, в ко-торых исследовалась природа лидерства.  Среди наиболее распространен-ных и общепризнанных теорий лидерства можно выделить теорию черт.

  1. Концепции политического лидерства

Информация о работе Политическое лидерство