Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:14, реферат
Первые способы осознания проблемы политического лидерства относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что там, где складывается какая-либо общность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования политического лидерства.
Введение 3
1. Понятие и природа политического лидерства. 4
2. Классификация политических лидеров 5
3. Функции политического лидерства 6
4. Теория лидерства Н. Макиавелли. 8
5. Концепции политического лидерства 9
6. Формирование элитистских представлений 10
7. Учения В. Парето и Г. Моски 12
8. Современные элитистские теории 14
Заключение 17
Список понятий 18
Список используемой литературы. 19
Димитровградский инженерно-технологический институт
(филиал) НИЯУ МИФИ
РЕФЕРАТ
Политическое лидерство
Подготовил
Студент группы ТТ-41
Ильгузин Михаил
Димитровград 2013
Оглавление
Оглавление
Введение 3
1. Понятие и природа политического лидерства. 4
2. Классификация политических лидеров 5
3. Функции политического лидерства 6
4. Теория лидерства Н. Макиавелли. 8
5. Концепции политического лидерства 9
6. Формирование элитистских представлений 10
7. Учения В. Парето и Г. Моски 12
8. Современные элитистские теории 14
Заключение 17
Список понятий 18
Список используемой литературы. 19
Первые способы осознания проблемы политического лидерства относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что там, где складывается какая-либо общность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования политического лидерства. В различных подходах оно объясняется по-разному: как влияние, авторитет, власть и контроль над другими; своеобразное предприятие, что осуществляется на политическом рынке, где предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы и способы решения общественных задач на руководящие должности; символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы, с помощью власти.
Итак, лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции.
Лидерство – явление многогранное и многозначное. Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.
Общественное лидерство является прежде всего социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.
Целостная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.
В примитивных обществах
интересы автономной личности еще не
осознаны и не выражены, существуют
интересы нерасчлененного «целого»
(рода, племени). Функции лидера проявляются
слабо и сводятся в основном к
обеспечению физического
В «Параллельных жизнеописаниях» Плутарх продолжил платоновскую традицию изображения идеального лидера. Он показал блестящую плеяду греков и римлян, обладающих высокими моральными нормами и принципами.
Этико-мифологическая традиция
в анализе политического
Разграничение различных
типов политических лидеров позволяет
лучше понять, в силу каких особенностей
определенный человек становится уникальным
субъектом политического
Типология М.Вебера опирается на понятие «авторитет», т.е. добровольное повиновение лидеру. Под лидерством он понимал способность отдавать приказы и вызывать повиновение. Вебер различал три типа лидерства:
Типология Маргарет Дж. Херманн, которая классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. Выделяет собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера, свойств его конституентов, способов взаимосвязи лидера и его сторонников, конкретной ситуации в которой осуществляется лидерство.
Типология Дженнингса основывается на целях лидера:
Лидер-«супермен» - ломает установленные порядки.
Лидер-«герой» - тот, кто посвящает свою жизнь великим и благородным целям.
Лидер-«принц» - тот, кто стремится господствовать над другими.
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.
Ситуации бывают кризисные
и стабильные. В условиях кризисной
ситуации можно обозначить три следующие функции, выполня
аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;
функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;
функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.
В условиях относительной стабильности общества политический лидер остается новатором, выдвигает новые идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций расширяется:
новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;
коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;
организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;
координационная
функция направлена на согласование
действий всех субъектов политических
преобразований – институтов и учреждений
власти;
интегративная функция направлена
на поддержание целостности и стабильности
общества, гражданского мира и общественного
согласия – лидер призван обеспечить
национальное единство в масштабах большого
сообщества, которым он руководит, или
государства в целом;
функция легитимации обеспечивает
поддержку власти на основе личного авторитета
и влияния на массы.
Исходя из всего вышесказанного мы можем
сделать вывод, что политический лидер
выступает как объединитель масс, защитник
их интересов, инициатор обновления жизни,
организатор деятельности людей.
Изучение проблем становления
и развития политического лидерства
предполагает различные теоретико-
Сторонники теологической парадигмы полагают, что политическое лидерство определяется не только божественным правом, но и сверхъестественным проявлением божественной воли наряду с волей человека. Поэтому власть, которой обладает политический лидер, выступает как некая комбинация невидимого управления и человеческих усилий. При этом могущество политического лидера исходит от Бога, а роль и назначение самого лидера состоит лишь в необходимости полнее отображать в своей деятельности предначертания всевышнего.
Натуралистическая парадигма отображает попытки объяснить природу политического лидерства исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, которые имеют не приобретенный, а врожденный для человека характер. Так, основным объектом внимания биополитического направления данной парадигмы является политическое поведение людей (прежде всего лидеров), цель которого они усматривают в сохранении генетического материала у человека. Психологизаторское направление натуралистической парадигмы в качестве главного фактора, объясняющего политическое лидерство, рассматривает психологические свойства людей.
Социальная парадигма объединяе
Разновидностью социальной
парадигмы является культурологический
подход. Его сторонники рассматривают
политику как продукт деятельности
людей, а главным ее назначением
признают осуществление творческих
функций политических лидеров. Такой
подход учитывает влияние
Рационально-критическая парадигма – это теоретическая модель, которая объясняет природу политики ее внутренними свойствами, элементами. В этом случае политическое лидерство является самостоятельным элементом политической жизни, которая развивается по своим законам и в соответствии с собственными механизмами.
Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах "Государь" и "Размышления о первой декаде Тита Ливия" он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом ис¬ходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Ма¬киавелли, лежит ориентация на власть. Обладание властью связано прежде всего с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или не¬достатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Прави¬тель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает психологию людей, зна¬ет особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.
Н. Макиавелли сделал вывод, что в основе поведения людей лежат два мо¬тива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь. При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной вы¬годы правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе ли¬дера могут свергнуть возму-щенные подданные. Для того что¬бы это не произошло, лидер не должен по-сягать на имуще¬ственные и личные права граждан.
Помимо этих двух мотивов поведением людей правит честолю¬бие. Оно присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно бо-лее честолюбив а, следовательно, опаснее для него как пра¬вителя. Состоя-тельными людьми движ¬ет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут при¬обретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за ко-торыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разру¬шению, одина-ково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завое¬вать эту власть, в принципе ведут себя оди-наково.
Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, заключается в умелом сочетании средств поощрения и наказания, иначе говоря, исполь-зование «политики кнута и пряника». Лидер, который стремится к абсо-лютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое пред¬назначение. Наградами и по-вышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются «малыми дозами». Напротив, негативные стимулы, наказание лучше при-менять сразу и в «больших дозах». Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.
Н. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия «прави-тель - подданные». Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качест¬вами. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе соци-ализации индивида.
В дальнейшем исследователи
лидерства сосредотачивали