Политическое лидерство как элемент политических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

При этом особое значение проблеме политического лидерства придается в политологии, где лидерство рассматривается в качестве одного из важнейших элементов механизма регулирования отношений индивидов, социальных групп и институтов в сфере политики. В этой связи важнейшими исследовательскими вопросами нам представляются следующие:
- сущность политического лидерства как социального явления;
- роль лидерства в функционировании политических систем, которую оно играет посредством выполнения определенных функций;
- типология политического лидерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и функции политического лидерства
2. Типология политического лидерства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.Андрей.docx

— 25.13 Кб (Скачать файл)

Тверская Государственная  Сельскохозяйственная Академия

заочного отделения  экономического факультета

 

 

 

 

                                            Контрольная работа №1

по дисциплине «Политология»                                                         

                      На тему «Политическое лидерство  как элемент                        

                                        политических отношений»

 

 

                                                                Срок обучения 3,5 года

                                                                     Направлением менеджмент

                                                                               Курс  2 №  зач. Книжки 12580

                                                                                Студент   Зверьков А.

 

 

 

 

 

 

 

Дата регистрации работы.

Деканатом________________  Кафедрой_________________

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность и функции политического лидерства

2. Типология политического лидерства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вне всякого сомнения, проблема политического лидерства стала  одной из главных в курсе политологии.

Понять причины повышенного  интереса к проблеме политического  лидерства несложно. В настоящее  время общество, различные политические партии и движения буквально заняты поиском ярких политических лидеров. Отсюда и рост научно-познавательного  интереса к данной проблеме.

При этом особое значение проблеме политического лидерства придается  в политологии, где лидерство  рассматривается в качестве одного из важнейших элементов механизма  регулирования отношений индивидов, социальных групп и институтов в  сфере политики. В этой связи важнейшими исследовательскими вопросами нам  представляются следующие:

- сущность политического  лидерства как социального явления;

- роль лидерства в функционировании  политических систем, которую оно  играет посредством выполнения  определенных функций; 

- типология политического  лидерства. 

Данные вопросы будут  подробно рассмотрены в данной работе, основываясь на научные труды  ведущих отечественных и зарубежных политологов.

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и функции  политического лидерства

Важно отметить, что лидерство  в политологии, и прежде всего, политическое лидерство, рассматривается как  один из важнейших механизмов регулирования  отношений людей, социальных групп  и институтов в сфере политики.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть сущность лидерства как социального явления, а также специфические функции, осуществляемые политическими лидерами.

Лидерство как социальное явление

Как отмечает В.А. Бобков, существует разброс мнений в определении  самого понятия «политическое лидерство». Одни исследователи делают акцент на взаимовлияние субъектов политического процесса при совместной деятельности в политической сфере общества.

Другие исследователи  концентрируют внимание на эффективности  результатов деятельности и в  этом видят суть данного явления.

Третьи считают лидерство  одним из механизмов интеграции групповой  деятельности, регулирования отношений  между людьми, искусством установления консенсуса индивидов, социальных групп, политических институтов, общества в  целом (Блондель Ж.).

Под лидером нередко понимают индивида, за которым данное общество признает право на принятие решений  и который несет ответственность  за их последствия. Считают, что лидер  должен тонко чувствовать убежденность людей в важности если не прямого  участия, то своего вклада в процесс  принятия решений Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М., 1992. - с. 96. .

 

В отечественных словарях лидер - это глава политической организации, партии, профсоюза Малая советская  энциклопедия. М., 1956. - с. 566; Советский  энциклопедический словарь. М., 1980. - с. 718. .

Представляется, что в  современных условиях лидерами являются авторитетные субъекты политического  процесса, не обязательно занимающие высокие командные посты, но способные  к консолидации различных социальных групп для решения проблем  общественного развития. При этом следует подчеркнуть, что лидер  может завоевать авторитет при  наличии следующих условия:

- если у него есть четкая программа деятельности, концепция своего политического поведения. Однако это не любые пришедшие на ум программа и концепция. Они должны соответствовать тенденции социального прогресса;

- если его отличает знание проблем, связанных с реализацией программы, и готовность нести личную ответственность за результаты и методы работы по ее воплощению в жизнь;

- если он способен создать систему политического руководства и управления, обеспечивающую возможность вести за собой группу последователей на реализацию принятой программы развития;

- лидер должен уметь создавать такой морально-психологический климат, который бы обеспечивал наиболее благоприятные условия политической жизни. Этот климат предполагает относительно устойчивый эмоциональный фон, объединяющий настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, работе и окружающей действительности

Овладеть искусством лидерства  способен не каждый субъект политики. Им может быть только личность, но не любая, а отличающаяся самостоятельностью мышления, способностью генерировать идеи, выражать настроения масс, ставить  интересы общества выше личных.

Таким образом, в политологии  вопрос политического лидерства  на сегодняшний день остается открытым, выражаясь в разбросе мнений по данной категории.

   Функции политического лидерства

Лидеры призваны решать широкий  круг общественно-политических задач. Иными словами, в осуществлении  политического процесса они выполняют  определенные функции. Поскольку политический процесс в своем развитии проходит ряд последовательных этапов, то и функции лидера можно представить в виде определенных ступеней (фаз) в его деятельности. Например, Роберт Такер выделяет в деятельности политического лидера три взаимосвязанные фазы-функции. Первая - диагностическая функция: люди ожидают от лидеров авторитетной, точной и своевременной оценки ситуации в группе, обществе. Вторая - предписывающая, или функция выработки линии поведения: на этой стадии лидеры определяют политическую стратегию, т.е. направление действия в интересах группы или сообщества, которое будет разрешать проблемную ситуацию. Третья - мобилизующая функция: лидеры добиваются поддержки группы и предписанного плана действий. Эти функции можно назвать также соответственно диагностической, политико-формирующей и политико-осуществляющей. Все они присущи как лидерам, занимающим ключевые посты в структуре государственной власти, так и лидерам общественно-политических организаций и движений.

 

 

 

 

В учебной литературе по политологии можно встретить  и более подробное перечисление функций лидеров. Так, В.П. Пугачев  и А.И. Соловьев насчитывают шесть  функций лидера:

- интеграция социальной группы, сообщества;

- нахождение и принятие оптимальных политических решений;

- социальный арбитраж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии;

- поддержание и развитие эмоциональной связи между политическим руководством и массами;

- инициирование общественного обновления, генерирование социального оптимизма, мобилизация масс на реализацию политических решений;

- легитимация политического режима, т.е. обеспечение его поддержки со стороны масс.

Таким образом, лидер - это  авторитетный член организации или  социальной группы, влияние которого позволяет ему играть главную  роль в принятии решений в политическом процессе и конкретных ситуациях. «Идеальное»  лидерство есть сочетание трех основных функций: «постановки диагноза», определения  направления действий и мобилизации.

 

 

 

 

 

 

2. Типология политического  лидерства

В политологии существуют различные классификации политических лидеров. Многообразие классификаций  определяется многомерностью самого лидерства  как властеотношения и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров. Довольно часто используется упрощенная типология, основанная на противопоставлении двух типов лидеров: лидеры «львы» и «лисы» (Н. Макиавелли), «реальные» лидеры - менеджеры (Р. Такер), «лидеры-преобразователи» и «лидеры-дельцы» (Дж. Мак Грегор Бернс). Дихотомический подход традиционен, но действительность гораздо сложнее, поэтому применяются и более сложные типологии лидеров.

Г. Лассуэлл предложил свою классификацию, в основе которой - склонность лидеров к определенной модели поведения. Лассуэлл выделил лидеров-агитаторов, организаторов и теоретиков. Лидеры-агитаторы предпочитают воздействовать силой слова, ораторским искусством, личным образом, примером поведения. Лидеры-организаторы отдают предпочтение работе с кадрами, их привлекает использование возможностей организации для усиления своего влияния. Теоретики воздействуют силой интеллекта. Есть лидеры, у которых четко можно выделить сферу поведенческого предпочтения, но есть и такие, где сделать это затруднительно. Так, В.И. Ленин - лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.

Интересной является классификация, предложенная С. Хуком. Критерием классификации  С. Хук сделал степень воздействия  лидеров на события и способность  ими управлять. На этом основании  он поделил всех лидеров на две  неравные группы. В первую вошли  лидеры, способные прекрасно ориентироваться  в ситуации и использовать ее. Это  эвентуальные лидеры, лидеры, использующие события.

И вторая, небольшая группа лидеров, способных самостоятельно творить события, делать историю  по-своему, т.е. лидер, делающий событие. Эти лидеры круто меняют исторический процесс. В первую очередь С. Хук  называет в этой группе В.И. Ленина и  Наполеона.

Вариант, предложенный М. Вебером, базируется на идеальных типах господства. На этой основе выделяются и идеальные  типы лидерства: традиционный лидер, лидер  харизматический и лидер рационального  типа. Традиционное лидерство основано на обычае, утвердившейся традиционной норме. Так, старший сын монарха  после его смерти сам становится монархом. Лидерство рационального  типа или бюрократическое лидерство  легитимируется законом. Лидер-чиновник выступает не как личность, от которой  исходит власть, а как исполнитель  определенной государственной функции, символизирующей собой рациональное управление. Власть харизматического лидера легитимирована верой в его  особый дар, способности эффективно решать все проблемы.

Харизматический лидер представляет собой интерес для современного политического анализа. Харизмой в той или иной степени обладают многие политические лидеры. Но XX век показал, что лидер с харизматическими качествами может превращаться в фюрера, полубожественного вождя, чей образ вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Подобный лидер требует беспрекословного подчинения своей воле и сам полон внутреннего убеждения, что он один знает способ решения поставленных задач.

Современные харизматические  вожди порождаются массовыми  движениями протеста. Они имеют тенденцию  к реализации в условиях плебисцитарной демократии. В массовых обществах, делал  вывод М. Вебер, цезаристский элемент  неистребим. Избранные всеобщим голосованием народа политические лидеры общегосударственного масштаба имеют колоссальное могущество и стоят как бы над другими  ветвями власти, неся ответственность  только перед народом.

Необходимость в харизматическом  лидере обычно проявляется в период социальных кризисов, когда традиционные властные институты дают сбой и не в состоянии адекватно реагировать  на изменившиеся условия и принимать  нестандартные решения. К харизматическому лидерству также тяготеют политические системы, в которых начинается процесс  модернизации, а стабильные социальные институты отсутствуют, нет демократических  традиций и развитого правового  сознания.

Роль харизматических  лидеров усиливают два обстоятельства. Во-первых, развитие средств массовой информации дает лидеру возможность  напрямую обращаться к миллионам людей и использовать свои качества демагога. Второе - кризис массовых партий и в целом ослабление партийного влияния на избирателей.

Плебисцитарные харизматические  лидеры не обязательно диктаторы, но они напрямую избираются народом, опираются  на его поддержку, отличаются твердостью и решительностью в проведении политической линии, что импонирует массам; они  знают, чего хотят и не меняют свою политику под влиянием ситуации. Для  современных плебисцитарных харизматических  лидеров характерно стремление подняться над партийными и социальными интересами и играть роль объединяющего начала нации.

Информация о работе Политическое лидерство как элемент политических отношений