Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 07:56, реферат
Целью данной работы является рассмотрение политологической категории “политическое сознание”. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
• необходимо раскрыть понятие политического сознания;
• следует привести основные черты данного феномена и показать, кто является социальными носителями явления;
• представляется целесообразным раскрыть структуру политического сознания.
Введение_________________________________________________________2
Понятия, структура и формирование политического сознания_____________3
Уровни политического сознания____________________________________10
Заключение______________________________________________________13
Список использованных источников и литературы_____________________14
Политическое
сознание - это осознание сферы
политики социальными субъектами (индивидами,
группами, общностями и др.).
Политическое сознание взаимосвязано
и взаимодействует с другими формами общественного
сознания: экономическими воззрениями,
правовыми теориями и нормами, философскими
учениями, нравственными концепциями,
эстетическими ценностями, художественными
взглядами.
В современной научной литературе политическое
сознание от носится к числу наиболее
общих понятий, характеризующих субъективную
сторону политики. Оно представляет собой
совокупность рациональных, ценностных,
нормативных, с одной стороны, и подсознательных,
иррациональных, аффективных элементов,
- с другой. На их основе формируются политические
ориентации и поведение, отношение индивидов
и групп к государственным институтам
и власти, участию в управлении и т.д.
Данное понятие связано, таким образом,
как с индивидуальны ми, так и групповыми
процессами познания и ценностными ориентациями
в политической сфере. Соответственно
оно включает в себя все уровни восприятия,
понимания и истолкования политических
процессов - от первичных импульсов до
сложных теоретических построений.
Исходным (базовым) пластом политического
сознания являются психолого - политические
состояния человека, формирующие предпосылки
для его ориентации в мире политики, т.е.
в окружающем его политическом пространстве,
в котором он может играть активную или
пассивную роль в зависимости от темперамента,
воспитания и образования, убеждений,
потребностей и ценностей.
Отсюда
следует, что социально-политическое
пространство, т.е. совокупность институтов
гражданского и политического сообщества,
а также сложившихся
В
зависимости от степени детерминации,
характера взаимодействия индивидов в
социально-политическом пространстве
посте пенно возникают и начинают активно
влиять на общественную жизнь такие функции
политического сознания, как когнитивная
(потребность в познании человеком различных
сторон мира поли тики); идеологическая
(необходимость в сплочении политически?
партий, наций и государств, в сохранении
завоеванных властны) позиций); коммуникативная
(обеспечение взаимодействия субъектов
политики с институтами власти); прогностическая
(способность индивидов и групп к формулированию
целей, перспективной оценке направлений
развития политических процессов); воспитан
тельная (возможность влиять на политическое
поведение в соответствии с определенными
целями, идеалами).
Уровни политического сознания
Политическое сознание - системное
образование, имеющее
1. Государственный уровень, на котором
осуществляются вы работка и обоснование
официальной политики. «Государственное
сознание регулирует политические отношения
различными законопроектами, программами,
конституцией и т.д. На данном уровне политического
сознания наиболее последовательно защищаются
существующие политические порядки и
принципы управления.
2. Теоретический
уровень представлен
а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);
б) определять средства и методы их достижения;
в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;
г)
вырабатывать концептуальные подходы
к социальному контролю за ходом
выполнения политических решений и
целевых программ;
д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.
3. Эмпирический
уровень базируется на
4. Обыденный
уровень тесно связан с
Специализированное политическое сознание
- это, как правило, идеологически однородное
сознание. Главное в этой форме - выработка,
развитие и внедрение в сознание рядовых
представителей общественного класса,
социальной группы и т.д. определенных
ориентации и установок. Носители специализированного
сознания - прежде всего политические
партии и иные политические организации
и объединения.
Массовое политическое сознание выражает
опосредованно уровень и содержание потребностей
общества. Оно отражает также характер
знаний общества о политической действительности.
Массовое политическое сознание весьма
динамично. Оно испытывает на себе воздействие
множества факторов: различные социальные
потрясения, содержание конкретной исторической
ситуации и многое другое.
С
возникновением политики как важнейшего
элемента цивилизации функции и
роль политического сознания оценивались
далеко не однозначно. С одной стороны,
исторический опыт и логика требуют
признать тот очевидный факт, что
политическое сознание формируется
как результат сложной эволюции
политических институтов, на которую
оказывают влияние
Суть этого явления заключается в претензиях
философов и идеологов, прибегающих к
историческим пророчествам, на открытие
всеобщих законов истории и политики,
в соответствии с которыми должно развиваться
общество. Отсюда возникло убеждение в
том, что системы политической философии
оказывают решающего воздействие на политическое
сознание, определяя характер политического
поведения и участия.
Такого рода модели политического сознания,
которые можно отнести к разряду элитарных,
преувеличивают и абсолютизируют влияние
философских идей на системы убеждений,
нравы и институты. Сторонники этих моделей
утверждают, что все значительные политические
перевороты нового времени, например,
американская и французская революции
XVIII в. и революция в России 1917г., являются
результатом внедрения в общественное
сознание идей конституциализма, либерализма,
социализма.
Влияние этих идей действительно было
огромным, особенно в период, предшествующий
упомянутым политическим переворотам.
Вместе с тем имеется множество доказательств,
подтверждающий, что различные варианты
политической философии сами являлись
одним из средств рационализации уже сложившихся
политических традиций, систем убеждений
и социальной практики. Например, формирование
американских политических институтов
в период предшествовавший войне за независимость,
образованию США. И принятию конституции,
происходило под влиянием английских
традиций и правовых норм, а также общих
христианских понятий земной власти в
сочетании с принципами «естественного
права. Все эти элементы развивались, сообразовываясь
не столько с практическим опытом, сколько
с той или иной философской системой. Идеи
Локка, Монтескье, Руссо и Юма, хорошо известные
авторам проекта конституции США, использовались
не как отправные точки для создания чего-то
нового, но, скорее, в качестве аргументов,
подтверждавших правильность того, к чему
американцы пришли эмпирическим путем.
Точно
так же революция в России произошла
не в результате внесения социалистами
различных оттенков политического
сознания в «пролетарскую массу»,
как полагал Ленин а, вследствие острейшего
кризиса, вызванного мировой войной. В
ходе самой революции отчетливо проявились
традиции, восходящие к крестьянским восстаниям
и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса были только
«верхним пластом», с помощью которого
оформлялась официальная идеология автократического
бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего
исходным принципам марксистского социализма.
И картины мира, разработанные философами,
и уже сложившиеся политические институты
и нормы, вступая во взаимодействие с подсознательными
комплексами и когнитивными механизма
ми человеческой психики, создают в сознании
политические образы, которые далеко не
всегда совпадают с политическими реалиями.
Адекватность индивидуального (и группового)
политического со знания действительным
отношениям, конечно, зависит от типа личности,
степени «открытости» самого сознания,
способности объективно оценивать социальные
процессы, создавать различные рациональные
проекты и концептуальные модели политики
или, наоборот, воспринимать политику
сквозь призму дихотомии «свой - чужой»,
«друг - враг» и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи, как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества. Социальными носителями политического сознания являются индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества. Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания.
В
свою очередь личностные особенности
политических взглядов и убеждений
благодаря творческой активности их
носителей могут приобретать
характер групповой или общественной
ценности. Среди компонентов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997 с.355-364.
2. Мельник В.А. Политология: Учеб. – Мн.: Выш. шк 1996. – с. 206-223.
3. Тавадов
Г.Т. Политология: Учебное
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.
5. Бурдье П. Социальная политика. Пер. с фран. - М., 1993.
6. Власть. Очерки современной политической философии Запада. - М., 1980. Диалог. 1991. № 8. С.91.
7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991. С.500.
8. Бро Ф. Политология. М., 1992. С.80.
9. Общественное сознание и его формы. / Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. - М., 1986.
10. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. Пер. с англ. - М., 1996.
11. Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.
12. Теоретическая и прикладная социальная психология. / Отв. ред. А.К.Уледов. - М., 1988.