Политическое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 07:56, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение политологической категории “политическое сознание”. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
• необходимо раскрыть понятие политического сознания;
• следует привести основные черты данного феномена и показать, кто является социальными носителями явления;
• представляется целесообразным раскрыть структуру политического сознания.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
Понятия, структура и формирование политического сознания_____________3
Уровни политического сознания____________________________________10
Заключение______________________________________________________13
Список использованных источников и литературы_____________________14

Вложенные файлы: 1 файл

Политология (реферат).docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

     Политическое  сознание - это осознание сферы  политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.).  
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.  
В современной научной литературе политическое сознание от носится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъективную сторону политики. Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д.  
Данное понятие связано, таким образом, как с индивидуальны ми, так и групповыми процессами познания и ценностными ориентациями в политической сфере. Соответственно оно включает в себя все уровни восприятия, понимания и истолкования политических процессов - от первичных импульсов до сложных теоретических построений.  
Исходным (базовым) пластом политического сознания являются психолого - политические состояния человека, формирующие предпосылки для его ориентации в мире политики, т.е. в окружающем его политическом пространстве, в котором он может играть активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей. 

     Отсюда  следует, что социально-политическое пространство, т.е. совокупность институтов гражданского и политического сообщества, а также сложившихся политических традиций, идеологий, многоуровневых структур знания, функционирующих в единстве с исторически обусловленной  социально-психологической средой, играет по отношению к политическому  сознанию роль детерминирующего фактора, обусловливающего стремление индивида адаптироваться к тем или иным групповым политическим интересам, составить конкретное представление о государстве, власти, определить свое отношение к ним. Тем самым приобретается опыт политического участия. 

     В зависимости от степени детерминации, характера взаимодействия индивидов в социально-политическом пространстве посте пенно возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь такие функции политического сознания, как когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира поли тики); идеологическая (необходимость в сплочении политически? партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властны) позиций); коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическая (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитан тельная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами). 

Уровни  политического сознания 

       Политическое сознание - системное  образование, имеющее различные  уровни.  
1. Государственный уровень, на котором осуществляются вы работка и обоснование официальной политики. «Государственное сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления. 

2. Теоретический  уровень представлен различного  рода концепциями, идеями, воззрениями,  имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом  уровне позволяет: 

     а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические); 

     б) определять средства и методы их достижения;             

     в) определять направления и пути организационно-политического  обеспечения решения назревших  проблем;                 

     г) вырабатывать концептуальные подходы  к социальному контролю за ходом  выполнения политических решений и  целевых программ;                                                 

     д) корректировать политику с учетом данных практического опыта. 

3. Эмпирический  уровень базируется на непосредственной  практике, участии в политическом  процессе различных социальных  общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений. 

4. Обыденный  уровень тесно связан с эмпирическим  уровнем, но и то же время  в сравнении с ним имеет  ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Политическое сознание выступает в различных формах.  
Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.  
Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое. 

     С возникновением политики как важнейшего элемента цивилизации функции и  роль политического сознания оценивались  далеко не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют  признать тот очевидный факт, что  политическое сознание формируется  как результат сложной эволюции политических институтов, на которую  оказывают влияние предшествующие традиции общественного участия, характер социализации, формы образования  и множество других факторов. С  другой стороны, уже в древности  с появлением первых философских  школ возникает явление, которое  К. Поппер назвал «исторической идеологией».  
Суть этого явления заключается в претензиях философов и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии оказывают решающего воздействие на политическое сознание, определяя характер политического поведения и участия.  
Такого рода модели политического сознания, которые можно отнести к разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают, что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская революции XVIII в. и революция в России 1917г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.  
Влияние этих идей действительно было огромным, особенно в период, предшествующий упомянутым политическим переворотам. Вместе с тем имеется множество доказательств, подтверждающий, что различные варианты политической философии сами являлись одним из средств рационализации уже сложившихся политических традиций, систем убеждений и социальной практики. Например, формирование американских политических институтов в период предшествовавший войне за независимость, образованию США. И принятию конституции, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм, а также общих христианских понятий земной власти в сочетании с принципами «естественного права. Все эти элементы развивались, сообразовываясь не столько с практическим опытом, сколько с той или иной философской системой. Идеи Локка, Монтескье, Руссо и Юма, хорошо известные авторам проекта конституции США, использовались не как отправные точки для создания чего-то нового, но, скорее, в качестве аргументов, подтверждавших правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем. 

     Точно так же революция в России произошла  не в результате внесения социалистами различных оттенков политического  сознания в «пролетарскую массу», как полагал Ленин а, вследствие острейшего кризиса, вызванного мировой войной. В ходе самой революции отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса были только «верхним пластом», с помощью которого оформлялась официальная идеология автократического бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего исходным принципам марксистского социализма.  
И картины мира, разработанные философами, и уже сложившиеся политические институты и нормы, вступая во взаимодействие с подсознательными комплексами и когнитивными механизма ми человеческой психики, создают в сознании политические образы, которые далеко не всегда совпадают с политическими реалиями. Адекватность индивидуального (и группового) политического со знания действительным отношениям, конечно, зависит от типа личности, степени «открытости» самого сознания, способности объективно оценивать социальные процессы, создавать различные рациональные проекты и концептуальные модели политики или, наоборот, воспринимать политику сквозь призму дихотомии «свой - чужой», «друг - враг» и т.д. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Политическое  сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи, как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества. Социальными носителями политического сознания являются индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества. Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания.

     В свою очередь личностные особенности  политических взглядов и убеждений  благодаря творческой активности их носителей могут приобретать  характер групповой или общественной ценности. Среди компонентов политического  сознания выделяют следующие: научное  отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме политической науки и  политической теории; ориентация деятельности субъектов в мире политики через  выражение его интересов в  концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология; чувственные и эмоциональные элементы сознания, т. е. психологические импульсы, побуждающие людей к действию. Политическое сознание представляет собой систему и обладает многоуровневой структурой. Уровень политического сознания представляет собой определенную ступень, достигнутую социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. Ученые в структуре политического сознания выделяют обыденный, эмпирический и теоретический уровни.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеркин  Д.П. Основы политологии: Курс  лекций, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997 с.355-364.

2. Мельник  В.А. Политология: Учеб. – Мн.: Выш.  шк 1996. – с. 206-223.

3. Тавадов  Г.Т. Политология: Учебное пособие.  – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – с.215-217.

4.     Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. 

5.     Бурдье П. Социальная политика. Пер. с фран. - М., 1993. 

6.     Власть. Очерки современной политической философии Запада. - М., 1980. Диалог. 1991. № 8. С.91. 

7.     Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991. С.500. 

8.     Бро Ф. Политология. М., 1992. С.80. 

9.     Общественное сознание и его формы. / Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. - М., 1986. 

10.     Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. Пер. с англ. - М., 1996. 

11.     Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н. 

12.     Теоретическая и прикладная социальная психология. / Отв. ред. А.К.Уледов. - М., 1988.

Информация о работе Политическое сознание