Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 01:49, реферат
Задачи политологии трудновыполнимы не только вследствие описанных причин, но и потому, что, будучи эмпирической наукой, она дает знания, представляющие лишь временную ценность. Очевидно, однако, что в настоящее время политологические теории позволяют нам понять структуру и функционирование политических систем более глубоко и широко. И это несмотря на то, что данные теории не являются завершающими и окончательными. Как пишет Карл Поппер, "наука - это не система бесспорных н устойчивых утверждений", а ряд смелых предположений, которые должны пройти серьезное испытание, прежде чем быть принятыми.
Итак, оценка научного вклада политологии должна даваться с учетом указанных ограничений.
Обобщая все сказанное выше о политологии как научной дисциплине, можно утверждать: а) политология дает обоснованные знания о структуре и функционировании политических систем; б) эти знания не имеют решительного и окончательного значения; в) политологические знания испытывают влияние оценок и мировоззрения исследователей.
Введение 3
О специфике политической науки 7
Об актуальности политического знания 10
О задачах и приоритетах политологии 17
Заключение 19
Список использованной литературы: 20
Своевременность изучения членами общества политического знания как самостоятельного феномена, на мой взгляд, определяется и явлениями, которые связаны с кризисом позитивистской политической науки Запада и стремлениями отечественных политологов и философов избежать повторения этого этапа развития политического знания.
Также теоретически актуальными становится в настоящее время и осознание того, что многие проблемы политического мира обусловливаются состоянием и уровнем развития политического знания, которое является не посторонним компонентом политики, а всегда включено в ткань политической реальности, определяя политическое действие человека и его политическое мироощущение. Поскольку политика все больше становиться силой, способной осуществить согласование разнообразных и противоречивых устремлений людей, внести единство в плюрализм целей и задач, объединить в единое целое различные подсистемы социального организма, постольку особое значение в созидании интеллектуальных основ политического консенсуса приобретает политическое знание. Именно развитие политического знания, утверждение культуры политических дискуссий и дебатов, неустанный поиск нравственных оснований политики, а не политические битвы и схватки, революционные потрясения и государственные перевороты, как мне кажется, становятся знаком современного человеческого существования.
Человек как существо политическое начинает вновь обретать свою истинную природу, состоящую не в деструктивной силе разъединения и самоутверждения, а в сопричастности и соучастии каждого в судьбе каждого. Поэтому сегодня нам нужно обратить свой взор на политическое знание и политический разум, на его созидательную и мироустроительную способность, его творческий потенциал, его устремленность в будущее и перспективную нацеленность.
Особое
значение изучение политического знания
приобретает в современных
Политическое знание, которое в отличие от других форм социальной действительности, сконцентрировано не столько на познании сложившихся форм социального бытия, сколько на поиске образа будущего, на разработке стратегии возможного общественного движения; политическое знание, на которое возлагаются надежды ученых и политиков в деле стабилизации политического развития и снятии политических и социальных конфликтов, должно быть осмысленно философией и стать объектом исследования его гносеологического статуса.
Я
считаю, что в этой связи очень
важными и чрезвычайно
Политическое знание как продукт политического познания и инструмент политики вызывало интерес философии с ранних этапов ее становления, однако его изучение, как правило, оставалось на периферии философских трудов, осуществляясь в контексте общефилософского осмысления политических явлений.
Марксизм Х1Х века сознательно выдвинул политические вопросы на передний план социально-философского исследования, подчиняя социальную философию задачам изучения сущности политики и ее роли в процессе естественно-исторического развития общества, придавая большое значение осмыслению политической идеологии, политического сознания.
В послеоктябрьской России не были сформированы ни традиции политической философии, ни политической науки как автономной научной дисциплины. Долгие годы отмечалось высокомерное пренебрежение к субъективному анализу политических реалий и проведению конкретных политологических исследований, т.к. на первом плане находился идеологический компонент политического знания. Исследования политики в советский период проводилось в основном в пределах исторического материализма как социальной философии марксизма и научного коммунизма (начиная с 60-х годов) как его политической теории. Постепенно политика стала объектом комплексного исследования различных социальных наук. К ее изучению подключилась юриспруденция, история, социология, соц. психология. Однако власти, контролировавшие идеологическую ситуацию в стране, продолжали относиться с большим подозрением к возможности признания за комплексными политическими исследованиями статуса самостоятельной науки. Но исследовательское любопытство заставило советских ученых сбросить "покрывало неведения" с политической науки. Это впервые предприняли Ф.М.Бурлацкий, А.В.Дмитриев, А.А.Галкин, Г.Х.Шахназаров и др.
В советские годы появились значимые философские работы о политике, ее сущности, ее субъективной стороне, методологии исследования политических явлений, поэтому нельзя сказать, что изучение проблем политики было только схоластическим и проводилось в жестких пределах, определяемых партийно-идеологическими установками. Политические исследования в 70-е - 80-е годы были плодотворными и накопили серьезный фактический материал в изучении политической действительности, политического сознания.
Теоретиками политики было привлечено внимание к вопросу о сущности политики, политической власти и природе политических отношений (Н.И.Азаров, А.П.Бутенко, А.А.Галкин, Д.А.Керимов, В.Е.Чиркин и др.). В этот период политика рассматривалась через призму отношений власти и ее деятельности, и центральными категориями политического анализа были "политическая система", "политические отношения", "политическая организация". Категория "политическое" еще не была в центре внимания российских исследователей.
К концу 80-х годов произошло полное раскрепощение формирующейся политической науки, вышедшей из-под партийно-идеологического диктата, возник своеобразный политологический бум в области и теоретического осмысления политики, и в сфере начавшихся конкретных политологических исследований.
Напряженность исследовательского поиска в сфере политики не спадает и в конце 90-х годов. Активизируется отечественная политическая философия (работы Б.Н.Бессонова, К.С.Гаджиева, В.П.Макаренко, А.С.Панарина и др.) Современная российская политическая философия в 90-е годы ставит важнейшие философские вопросы теории политического: анализируется соотношение политической власти и знания, осваивается категория политического, раскрывается проблема смысла в политике, исследуется роль политического знака, анализируется политическая речь и политический язык. Опять и опять встают вечные вопросы политической философии: мораль и политика, политическая справедливость. Обобщение накопленного отечественной философией опыта исследования политического знания позволяет мне сделать следующие выводы.
1.
Политическое знание обладает
экстенсивными и интенсивными
содержательными границами,
2.
Политическое знание
3.
Современное политическое
4.
Политическое знание как
В
современном мире не кажутся уже
продуктивными апелляции к
Особое преимущество рациональной дискуссии отмечал недавний наш современник К.Поппер. Прогресс в познании и решении социальных проблем, снятии политических противоречий он связывал с процедурой рационального обсуждения. Раскрывая смысл политической концепции К.Поппера, я считаю немаловажным обратить внимание на следующую его идею: "Цель такого обсуждения вовсе не в том, чтобы победить противника, а в том, чтобы с помощью своего оппонента выяснить реальное положение дел, попытаться понять разные индивидуальные и групповые интересы и пути их возможного сочетания".
В такой политической борьбе не будет ни победителей, ни побежденных, не будет ни господства, ни насилия, а будет существовать лишь авторитет знания, доверие к мнению и уважение к интересам, желание к сотворчеству и соучастию. Безусловно, я понимаю, что данная картина развития политического знания не в полной мере отражает черты политической интеллектуальной реальности, однако, будем надеяться, может приобрести черты достоверности. Видимо, к этой возможности обращены в настоящее время старания многих политиков всех развитых стран, поскольку только она обладает политической перспективой и гуманистическим потенциалом.
Мы видим, что массив политического знания не только огромен (политическая философия, политология, политическая идеология, практически-политическое знание, политические решения), существуя на протяжении тысячелетий, не только не сводим ни к одной из известных форм человеческого освоения социального мира, но и имеет гуманистическую перспективу в своем дальнейшем развитии, приближение которой позволит наконец-то политическому знанию и политической деятельности приобрести моральное измерение.
Всем хорошо известно, что политология имеет предназначение выявлять, систематизировать политические процессы и явления. Более того, она исследует закономерности политической системы, механизмы ее функционирования и жизнеобеспечения. Политология, если хотите, - это доктор, который обследует больного, ставит ему диагноз, прописывает лекарство.
Для саморазвития и самоусовершенствования, политическая наука постоянно вынуждена находиться в напряженном состоянии. Под этим я подразумеваю то, что она мобилизует свои силы и возможности тогда, когда политическую систему лихорадит. Именно здесь она имеет возможность выявить причину "заболевания" системы и прописать соответствующее лечение. В такое переходное время роль политической науки очень велика, ибо только она способна примирить враждующие противоположности, генерируя новые подходы к решению проблемы.
Как известно, Россия сегодня переживает не самые лучшие времена. В прошлом великая держава лихорадочно ищет пути, для того чтобы модернизировать, преподать в ином свете свое величие или хотя бы сохранить контроль над самой собой. В такой переходный момент истории России возникла острая необходимость в политической науке. Не зря ее начали преподавать в стране в 1989 году, когда кризис только разгорался. Руководство страны пришло, хоть и поздно, к тому выводу, что пожар потушить одной только идеологией нельзя: нужен был целый комплекс мер, которых как раз и объединяла политология.
К сожалению, по прошествии 10 лет особых позитивных результатов в развитии страны мы не видим. Так, значит, доктор не справился с больным? Или, может, он изначально был безнадежно болен? Наверное, нет. Как мне кажется, политология, пришедшая с Запада, страдала тем недостатком, что она не учла нашей российской психики, менталитета, культуры. А ведь важнейшими компонентами политологии как раз и являются политическая психология и политическая культура.