Политология как наука: история становления, современное состояние, предмет и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Политология пришла из Западной Европы. Политология, как понятие образуется из двух греческих слов: politia - город, logos - наука, учение. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.
Объект политологии - политическое устройство, политическая власть, ее функционирование. Предметом политологии является изучение законности развития политических процессов.

Содержание

1. Предмет, методы и функции политологии
2. Политические идеи Древнего мира
3. Политические учения Средневековья
4. Политические учения Нового времени
5. Становление и развитие политической мысли в Украине
6. Классификация современных политических концепций и теорий
7. Политическое прогнозирование

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Одной из фундаментальных  политических идей нового  времени  была  идея договорного характера государства, которая  пришла  на  смену  средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли  отражение рационально-критическое отношение  к  реальности  и  желание  создать  новые вдохновляющие  идеалы.   Экономически   господствовавший   класс   буржуазии стремился  отобрать  у  феодалов  и  политическую   власть.   Идеологическим обоснованием  правомерности  такого  шага,  необходимости   создания   новых политических институтов  и  порядков,  которые  соответствовали  бы  природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

      В   основу  теории  была  положена  идея  о   том,   что   независимый самостоятельный индивид, появление которого было возможно  только  благодаря утверждению  частной  собственности,  составляет   первооснову   социального здания — общества.  В  целях  реализации  своих  священных  и  неотчуждаемых естественных прав  и  свобод  совокупность  автономных  индивидов  заключают общественный  договор.  Этот  договор  означает  переход  от   естественного состояния общества, когда человек был  частью  природы  и  открыто  проявлял свои природные страсти, эгоизм,  жестокость,  к  цивилизованному, т. е. к государственно-организованному  существованию.  Переход  к   цивилизованному существованию выражал желание человека установить порядок и  справедливость, потребность   в   обеспечении   политико-правовых   гарантий   естественного равенства индивидов.

      Другая  идея  Европейского  социализма   обратилась   к   проблематике государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том,  какими  должны быть политико-юридические институты, способные  адекватно  воплотить  строй, основанный на общности имуществ, покончивший  с  частной  собственностью,  с материальным неравенством между людьми,  с  прежними  тираническими  формами правления.

Внутри этого движения, выражавшего извечные  устремления  общественных низов к  социальной  справедливости,  складывались  и  циркулировали  весьма разные взгляды и представления. Эти  идеологические  образования  отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими  проекты организации  публичной  власти  будущего.  Различен  и  содержащийся  в  них принцип, в соответствии  с  которым  должен  создаваться  и  функционировать новый миропорядок. В одних случаях на  передний  край  выдвигается  и  таким принципом признается рациональность, в иных случаях — свобода, в  третьих - равенство и т. д. В таких проектах преломляется весьма различный  социально - исторический опыт.  То  же  надо  сказать  и  о  методологии  проектирования социалистами системы  политико-юридических  институтов,  пригодной - с  их точки зрения — для грядущего общества. Немаловажные различия есть в  манере, приемах,  стиле  изложения  политико-юридических  идеалов,  фигурирующих   у названных мыслителей.

      Существовала  и  теория  естественного   права.  Гуго  Гроций  определял естественное право как  «предписание  здравого  разума».  Согласно этому предписанию то или иное действие — в зависимости от  его  соответствия или противоречия  разумной  природе  человека  —  признается  либо  морально позорным, либо морально  необходимым.  Естественное  право,  таким  образом, выступает  в  качестве  основания  и  критерия   для   различения   должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не  в силу  какого-либо  волеустановленного   (людьми   или   богом)   предписания (дозволения или запрета). Другое понимание естественного права дал Бенедикт Спиноза. Законы  природы  он  характеризовал  как  «решения  Бога,  открытые естественным светом», т.е. раскрытые человеческим разумом, а  не  данные  в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы,  по  которым извечно все происходит, это «сила и могущество действия» самой природы.

      На таком  понимании  законов  природы   строится  и  трактовка  Спинозой естественного права, поскольку человек — это частичка  природы  и  на  него, как  и  на  всю  остальную  природу,   распространяются   все   естественные закономерности и  необходимости. 

Наиболее   видными   писателями   того времени были  Томас  Мор  (1478—1535)  и Томмазо  Кампанелла (1568—1639). Т. Mop - автор  по-своему  эпохального  произведения  «Утопия» (1516). Т.  Кампанелла  создал  всемирно  известный «Город  Солнца»  (1602, первая публикация — 1623 г.).

      Т.  Мор  утверждает  в  «Утопии»,   что,   пока   существует   частная собственность, нет никаких шансов на  выздоровление  социального  организма. Больше того: «Где только есть частная собственность, там  вряд  ли  возможно правильное и успешное течение государственных  дел».  Выход у человечества один — «совершенное уничтожение частной собственности».

Т. Кампанелла в «Городе  Солнца» выделяет три ветви власти, создаваемые применительно к трем основным видам деятельности и  «заведующие»  каждой  из них. Каковы эти  виды  деятельности?  Во-первых,  военное  дело;  во-вторых, наука;  в-третьих,  воспроизводство  населения,  обеспечение  его  пищей   и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями  (отраслями)  власти  руководят три  правителя,  именуемые  соответственно:  Мощь,  Мудрость,   Любовь.   Им непосредственно  подчинены  три  начальника,  каждый  из  которых,  в   свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.

      Венчает   управленческую  пирамиду  верховный   правитель  —  Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами,  опытом,  умением.  Он - глава  как  светской,  так  и  духовной  власти,   ему   принадлежит   право окончательного решения по всем вопросам и спорам.

В  целом  в  ранних  социалистических   доктринах   присутствуют   два практически   несовместимых   начала.   Верная  оценка    интеллектуальных, нравственных  и  т.  п.  достоинств  человека   как   факторов,   призванных определять  его  положение  в  обществе,  сплошь  и  рядом  переплетается  с установками   на   авторитарность,   аскетизм,   с   небрежением   отдельной человеческой   личностью,   с   равнодушием   к   созданию   соответствующих организационных  и  правовых  условий  для   ее   свободного   всестороннего развития. Другая типичная  для  политико-юридических  воззрений  социалистов рассматриваемого  периода  деталь.  Справедливо  уделяя  пристальное  внимание   вопросам   законодательства,   которое   должно   утвердиться   в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности  имущества, на  принципах  коллективизма,  они  крайне  скупо  говорили  (если  говорили вообще) о правах  и  свободах  индивида,  о  правовых  связях  гражданина  и государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и  т.  д.  Это, кстати говоря,  очень  характерно  и  для  воззрений  последующих  поколений социалистов.

 

 

  1. Становление и развитие политической мысли в Украине

 

История развития украинской политической мысли отражает специфику  исторического развития нашей страны, своеобразие исторической судьбы украинского  народа. Главной проблемой раздумий украинской интеллигенции, начиная с 40-х годов XIX в., было осмысление исторического пути, пройденного украинским народом, и устройство его государственной жизни. Продолжая традицию декабристов, Н. Костомаров, Т. Шевченко, Н. Гулак, О. Навроцкий, другие члены Кирилло-Мефодиевского товарищества обосновывали необходимость возрождения украинской государственности в рамках славянской федерации, построенной на демократических принципах. Ликвидация крепостного права, уничтожение самодержавия (российской версии абсолютизма), установление республиканской формы правления - главные составляющие политической программы украинской демократии XIX века.

Традиции демократизма, федерализма развивались следующими поколениями украинских ученых, политических деятелей, литераторов. Доминирующим в украинской политической мысли стало народническое направление (М. Грушевский , С. Шелухин, Р. Ляшенко), подчеркивающее приоритет интересов народа, общества над интересами государства. Наиболее известным представителем этого направления был историк, политический деятель, первый президент независимой Украины (март 1917 - апрель 1918 г) М. Грушевский. В 10-томной «Истории Украины – Руси» ученый обосновывал идею народовластия, анализировал процесс создания украинской нации, ее традиции и ценности, развивал мысль о федеративном устройстве славянских государств.

На рубеже XIX и XX веков  на фоне национального и социального  освободительного движения украинская политическая мысль развивалась  в разных направлениях. Оппонентом народнической школы был М.Драгоманов, сторонник общественно-культурного прогресса, примата политической сферы общества над экономической. Выступая за широкие политические реформы, он обосновывал необходимость гражданских свобод и децентрализации власти, развивал идею местного самоуправления. Государство, по М. Драгоманову, должно быть «вольным союзом» органов местного самоуправления, которые, объединяясь на конфедеративной основе, воздвигают преграду централизму и обеспечивают свободное развитие личности и народа.

Важным направлением украинской политической мысли было консервативное течение (В. Липинский, С. Томашевский, С. Кубчинский), обосновывавшее политико-правовые основы монархического гетьманского строя в Украине как в прошлом, так и в XX веках. Расценивая Переяславскую Раду 1654 г. как международный союз России и Украины, направленный против общих врагов - Польши и Турции, ученые этой школы украинских политологов считали основным направлением украинской национальной политики создание независимой Украины в форме наследственной монархии.

Проблемы государственного строительства Украины изучали  сторонники национально-государственного направления (С. Днестрянский, В. Старосольский, О. Бочковский, О. Эйхельман). В русле  этого направления разрабатывались  проекты украинской конституции, развивалась идея федерации с обоснованием права народов на самоопределение.

Наследие, украинской политической науки не потеряло своей актуальности и в наше время. Разве не современно звучат сейчас слова В. Липинского: «Никто не построит нам государства, если мы сами его не построим, и никто не сделает из нас нацию, если мы сами нацией не хотим быть».

Процесс становления  современной украинской политологии  начинается с конца 1980-х годов. Во всех вузах страны созданы кафедры  политологических наук, политология прочно завоевала свои позиции как научная и учебная дисциплина. В Украине издаются журналы: «Политическая мысль», «Розбудова держави», «Президент». Заметным событием в научной и общественной жизни стал выход в свет в 1997 г. первого в Украине «Политологического энциклопедического словаря», вместившего более 700 статей, посвященных наиболее употребляемым понятиям в политической жизни. В стране успешно функционирует ряд политологических объединений. Интересные и плодотворные исследования проводят Институт национальных отношений и политологии Национальной академии наук, Институт политики и ряд других научно-исследовательских учреждений.

 

  1. Классификация современных политических концепций и теорий

Современные политические концепции и теории классифицируются следующим образом:

  1. В зависимости от уровня исследуемых объектов в политике:

                а) концепция глобального или международного порядка;

                б) концепция общественного уровня;

                в) концепция политической сферы  общества и политического развития;

                г) концепция важнейших подсистем  политической системы общества;

               д) концепция отдельных или  частных политических явлений.

2. В зависимости от  политико-идеологической направленнсти:

               а) либеральные;

               б) консервативные;

               в) социал – реформистские;

               г) марксистские;

               д) анархистские.

3. В зависимости от специфики предмета и объекта исследования:

               а) политико – правовые;

               б) социологические;

               в) психологические;

               г) эмпирические.

 

 

  1. Политическое прогнозирование

Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

 Прогнозирование обычно  понимают в широком и узком  значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления.

 Основная причина,  побуждающая человека заниматься  прогнозированием, состоит в том,  что существуют явления, будущее  которых он не знает, но они  имеют важное значение для  решений, принимаемых им сегодня.  Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

 Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Информация о работе Политология как наука: история становления, современное состояние, предмет и задачи