В
современных условиях многие
страны, стремясь использовать преимущества
мажоритарной и пропорциональной
систем и одновременно смягчить
их недостатки, применяют смешанную
избирательную систему. Её суть
в том, что одна часть депутатских
мандатов распределяется в соответствии
с принципами мажоритарной системы,
другая – в соответствии с
принципами пропорциональной системы.
В условиях смешанной избирательной
системы каждый избиратель получает
два бюллетеня и, соответственно,
имеет два голоса: один он отдает
за конкретного кандидата, избираемого
по мажоритарной системе, а второй – за
партийный список. При подведении итогов
раздельно подсчитываются и первый, и
второй голос избирателей. Представительство
любой партии складывается из суммы мажоритарных
и пропорциональных мандатов.
3. Опишите основные
параметры и особенности современной
российской избирательной системы.
Объясните политический смысл
перехода к пропорциональной
системе на выборах в Госдуму
РФ
Российская
избирательная система сложилась
в результате крупномасштабной
избирательной реформы 1993-1995 годов.
Эта реформа началась с принятия
всенародным голосованием 12 декабря
1993 года новой Конституции РФ
и нашла свое дальнейшее отражение
в ряде Федеральных законов.
В
32 статье п.2 Конституции говориться
о том, что «Граждане Российской
Федерации имеют право избирать
и быть избранными в органы
государственной власти и органы
местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме». В
той же статье, но уже в 3
пункте определяется круг лиц,
лишенных избирательного голоса:
«Не имеют права избирать и
быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, а также
содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда».
Это единственное ограничение
позволяет говорить о всеобщем
избирательном праве в Российской
Федерации. Всеобщее, равное избирательное
право при тайном голосовании
закрепляется в 81 статье Конституции.
Активное
избирательное право граждане
РФ получают с18 лет, а пассивное,
или право быть избранными
в Государственную думу с 21
года, а на пост президента
с 35 лет, при условии десятилетнего
постоянного проживания на территории
нашей страны. При этом участие
в выборах является добровольным.
Выборы президента
Российской Федерации поводятся по единому
федеральному избирательному округу,
включающему в себя всю территорию страны.
До
апреля 2005г. в Российской Федерации
действовала смешанная избирательная
система. В одномандатных округах
выборы осуществлялись на основе
мажоритарной системы относительного
большинства.
В
федеральном округе отбор велся
по пропорциональному принципу,
но пропорциональность эта касается
только тех партий, которые перешли
5%-й барьер, то есть получили
не менее 5% голосов из числа
участвовавших в выборах. Те, кто
не добрал до этого порога,
теряли все свои голоса, а также
право на представительство в
Государственной Думе.
Госдума
24.04.2005г. приняла в третьем окончательном
чтении новую редакцию закона
"О выборах депутатов Госдумы
ФС РФ". Законопроект предусматривает
переход от смешанной к исключительно
пропорциональной системе выборов
всех 450 членов нижней палаты. Это
решение поддержали 339 депутатов, 84
высказались против него.
Выборы
в Госдуму с этого времени
проводятся только по партийным
спискам, выдвигать которые смогут
лишь политические партии. При
этом создание избирательных
блоков не допускается, сообщает
ИТАР-ТАСС. При этом в списки
можно будет включать не более
500 кандидатов, 50 процентов которых
могут и не быть членами
этой партии.
Переход
от смешанной избирательной системы
Госдумы к выборам по партийным
спискам "вернет оппозицию
из политического небытия". Выборы
по партийным спискам обеспечивают
большую репрезентативность политическими
партиям. Такой порядок более точно отражает
электоральные предпочтения, снижает
коррумпированность депутатского корпуса.
Пропорциональная система
выборов более справедлива. В
одномандатных округах большинство
голосов "просто пропадает". Например,
если побеждает кандидат, набравший
30% голосов, то остальные 70% голосовавших
не имеют своего представительства
в парламенте.
Переход к новому порядку
формирования Госдумы не приведет к
отказу от каких-либо демократических
ценностей.
Заключение
В
истории современных государств
выборам принадлежит значительная
роль. Ныне практически ни одно
государство не может обойтись
без этого института демократии,
тысячекратно оправдавшего себя
в мировой политической истории.
Выборы в зависимости от конкретного
соотношения политических сил
в государстве, политического
режима, уровня политико-правовой
культуры и состояния демократических
традиций в обществе могут
играть и роль орудия в борьбе
за власть различных политических
блоков.
Избирательное
право и избирательный процесс
непосредственно связаны с политической
сферой функционирования государства
и гражданского общества. Если
избирательное право предметно
регламентирует политическое право
граждан избирать и быть избранными,
то избирательный процесс как
форма реализации норм избирательного
права выражает динамику и
структуру участия граждан в
осуществлении власти. В совокупности
они образуют политико-правовую
основу функционирования институтов
системы представительной и выборной
демократии.
Итак,
самые распространенные избирательные
системы (в узком смысле): мажоритарная
система и пропорциональная система,
а также смешанная система,
каждая из которых подразделяется
на свои подсистемы. Мажоритарная
система на: мажоритарную систему
относительного большинства и
мажоритарную систему абсолютного
большинства. В свою очередь
пропорциональная система подразделяется
на: пропорциональное представительство
политических партий и полу-пропорциональное.
Список использованной
литературы
1. Алексеев С.С. Восхождение
к праву. Поиски и решения.
М.: Издательство НОРМА, 2001. 752 с.
2. Иванченко А.В., Кынев
А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная
избирательная система в России:
история, современное состояние,
перспективы. – М.: Аспект Пресс,
2005
3. Катков Д.Б., Корчиго
Е.В. Избирательное право: вопросы
и ответы / под ред. д.ю.н. Ю.А.Веденеева.
М.: Юриспруденция, 2001. 288 с.
4. Малкин Е., Сучков Е.
Основы избирательных технологий
и партийного строительства. –
М.: Русская панорама, 2006
5. Скрипкина Ж.Б. Избирательные
системы и технологии. – М.: Вузовский
учебник, 2005
6. Соловьев А.И. Политология:
Политическая теория, политические
технологии. – М.: Аспект Пресс, 2006
7. Избирательное право
и избирательный процесс в
Российской Федерации. – М.: Норма,
2003