Понятие «избирательная система» и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий

Содержание

1. Понятие «избирательная система» и ее структура……………..………3
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки………………………………………………...……………6
3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ………………………………………………………………………………...…….10
4. Список литературы……………………………………………...………..14

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)




Содержание.

  1. Понятие «избирательная система» и ее структура……………..………3
  2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки………………………………………………...……………6
  3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ………………………………………………………………………………...…….10

     4. Список литературы……………………………………………...………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «избирательная система» и ее структура

 

Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.

В российской научной  литературе существует два подхода  к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).[10]   

 Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.[10])

Большинство зарубежных исследователей придают данному  термину исключительно узкий смысл, также как и дореволюционные отечественные авторы не выделяли избирательной системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано с нормативным введением в оборот понятия избирательная система в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. [2]

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование  за конкретного кандидата или  за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.[3]

С точки зрения социальной парадигмы политической науки, суть которой состоит в том, что политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. Если в традиционных аграрных обществах выборы в современном значении этого слова, как правило, отсутствуют, то в индустриальных обществах они в той или иной степени обязательно существуют. А в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством определяется та или иная избирательная система.

Основными принципами организации  и проведения выборов являются:

  • обязательность; периодичность проведения выборов; открытость;  гласность; свобода выборов; альтернативность выборов.

Основополагающим законодательным  актом такого регулирования является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан  Российской Федерации».

Понятие избирательного права употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, как видно в этом смысле эти понятия совпадают. В узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах.

Под принципами российского  избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие  руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных  нормах и выражающие сущность власти народа в государстве. Эти основные начала складываются на базе фактических отношений, которые возникают в процессе выборов.

Субъекты выборов:

ЭЛЕКТОРАТ (от лат. elector - избиратель) - круг избирателей, голосующих за какую-либо партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Политическая партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ.1

Избирательные органы - в конституционном праве - органы, обеспечивающие практическую подготовку и проведение выборов. В РФ систему избирательных органов составляют Центральная избирательная комиссия РФ, окружные и участковые избирательные комиссии.

 

Избирательные системы  прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки.

 

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (от франц. majorité [мажорите] – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

Мажоритарная система относительного большинства

Мажоритарная система абсолютного большинства

Мажоритарная система квалифицированного большинства

Избранным считается  тот кандидат, который получил  наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников

Избранным считается  тот кандидат, который получил  абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос

Избранным считается  тот кандидат, который получил  квалифицированное, т.е. установленное  законом, большинство голосов


 

В разных странах действуют  различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система относительного большинства, а в Австралии – система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором – относительного. Система квалифицированного большинства встречается реже, так как менее результативна, чем две другие.

При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних партий. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.

Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов  избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении  мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, еще более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что  избирательные округа формируются таким образом, что при сохранении формального равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число концентрируется в 1–2 округах.

Система формирования выборных органов власти через партийное  представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Португалия, Швейцария и др.

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая  зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы  и других обстоятельств. В соответствии с данным критерием выделяется три типа:

системы, в полной мере реализующие  принцип пропорциональности;

системы с недостаточной пропорциональностью;

системы, которые хотя и достигают  пропорциональности между поданными  голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от политической партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» в Египте, например, составляет 8%, в ФРГ и России – 5%. В Израиле этот барьер один самых низких – 1%.

Так как пропорциональная избирательная  система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных  кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков.

Однако у пропорциональной системы  также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают  сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными  целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую  программу. Правительства, созданные  на такой основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.

Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство  в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование  осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь  между депутатами и избирателями слабая.

В-четвертых, поскольку  при данной системе голосование  идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться  на обсуждении и принятии важных документов.

Недостатки пропорциональной и мажоритарной систем очевидны и существенны. Поэтому попыткой устранить или хотя бы смягчить их стало формирование в послевоенный период 
смешанной избирательной системы. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.2

Таким образом, смешанная  избирательная система, построенная  на едином принципе – сочетании  элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные  вариации, отличаясь большей или  меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Таким образом, избирательные  системы являются чувствительными  индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается.

 

 

 

  1.      Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ.

Нынешняя российская избирательная система сложилась  в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993  года новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных законов.

Информация о работе Понятие «избирательная система» и ее структура