Понятие и признаки исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:21, реферат

Краткое описание

Конкретизирующее определение понятия «исполнительная власть» (в узком смысле) будет следующим: исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции. Главным является указание на то, что управление (государственное управление) является сущностью исполнительной власти

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)
  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Конкретизирующее определение  понятия «исполнительная власть» (в узком смысле) будет следующим: исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции. Главным является указание на то, что управление (государственное управление) является сущностью исполнительной власти. Имея в виду, что понятие государственного управления имеет множество обязательных и важнейших признаков, необходимо учитывать их при детальной характеристике самой исполнительной власти. Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:

1. Исполнительная власть обусловлена существованием самого государства (государственной властью) и необходимостью разделения единственной власти на законодательную, исполнительную н судебную. Исполнительная власть обязательный признак современного правового государства, ибо выполнение столь разнообразных и сложнейших функций и полномочий, которые необходимо каждодневно осуществлять в государстве, невозможно ограничить только рамками одной ветви государственной власти. 

2.Исполнительная власть  — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной. 

3.Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления (государственного управления и местного самоуправления). 

4.Единство исполнительной власти в РФ. Исполнительная власть как вид государственной власти формируется в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом федерализма, который проводит разграничения предметов ведения и полномочий между органами, осуществляющими исполнительную власть, но находящимися на разных уровнях управления (федеральном, центральном, региональном, местном уровне), т.е. между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ.  
5.Исполнительная власть, как и другие ветви государственной власти, есть власть подзаконная, т.е. ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов. Подзаконность исполнительной власти означает, что организация и деятельность публичного управления регулируются правовыми нормами и проводятся в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.  
6.Важным признаком исполнительной власти является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.  
7.В силу того, что одной из функций государственного управления является планирование, то оно выступает также и в качестве основного признака исполнительной власти. 

8.Исполнительная власть  осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти вправе самостоятельно оценивать правомерность действий (актов) субъектов исполнительной деятельности, рассматривать и разрешать возникающие споры, а также применять меры принуждения, предусмотренные законом. 

 

2. ФУНКЦИИ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Сущность функций исполнительной власти выявляется посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти: 

1) исполнительная (правоприменительная) функция, т.е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; 

2) «правозащитная» функция, т.е. функция соблюдения и защиты прав и  
свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости защищать их; 

3) социально-экономическая функция, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов; 

4) функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; 

5) регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.; 

6) нормотворческая функция, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ; 

7) охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, взыскания и восстановления (например, наложение административных взысканий, применение мер финансовой ответственности, применение наказаний за нарушение таможенных правил). 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной  работы в соответствии с поставленными  целями и задачами необходимо сделать  следующие выводы:

1) Исполнительная  власть — это деятельность  по управлению государством и  обществом, подчиненная контролю  со стороны других ветвей власти  и состоящая в осуществлении  специально созданными органами  государственной власти особых  функций и установленной законом компетенции. 

Исполнительная власть имеет  следующие отличительные признаки:  
- исполнительная власть обусловлена существованием самого государства;

- исполнительная  власть — это самостоятельный  вид (ветвь) единой государственной  власти;

- исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти;

- единство исполнительной  власти в РФ;

- исполнительная  власть есть власть подзаконная;

- ответственность  исполнительной власти за совершаемые  управленческие действия и принимаемые  административные акты;

- планирование;

- исполнительная  власть осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность. 

2) К основным  функциям исполнительной власти  относятся исполнительная функция,  правозащитная, социально-экономическая,  функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране, регулирующая, нормотворческая, охранительная (юрисдикционная) функции. 

3) Принципами  исполнительной власти являются  принцип демократизма, законности, федерализма, принцип распределения  и нормативного установления функций и полномочий, принцип централизации и децентрализации, принцип отраслевого и межотраслевого управления, принцип территориального управления, принцип линейности и функциональности, принцип коллегиальности и единоначалия. 

4) Субъектами исполнительной власти являются: 

- с учетом  федеративного устройства России: Российская Федерация и равноправные субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область; 

- с точки  зрения осуществления государственного  управления: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов РФ (президенты, губернаторы, главы администраций), правительства субъектов РФ, иные органы исполнительной власти субъектов РФ. 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция  Российской Федерации от 25 декабря  1993г (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ)  
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации, 4-е издание. Москва, 2009  
3. Бахрах Д.Н. Административное право М., Норма, 2005 

4. Габричидзе  Б.Н. Административное право, М., Проспект, 2003 

5. Конин Н.М. Административное право России. М., Проспект, 2006 

6. Овчарова Е.В.  Российское административное право.  Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, Юрид. фак., Москва, 2007

7. Смоленский  М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 

8. Тихомиров  Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005 

9. Хапаев А.О.  Административное право в вопросах  и ответах. М., 2007 

10. Четвериков  В.С. Административное право. Москва, Форум, 2009 

11. Административное право  / под ред. проф. Попова Л.Л., проф. Студеникиной М.С. Москва, НОРМА, 2008 


Информация о работе Понятие и признаки исполнительной власти