Понятие и принципы избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существование значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший избирательный орган - парламент - наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

Содержание

Введение………………2
Глава 1. Понятие и принципы избирательного права………….3 - 4
1.1 Сущность выборов…………5
1.2. Активное и пассивное избирательное право……………..6
1.3. Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов………7
Глава 2. Назначение выборов…………8 - 9
2.1. Выдвижение и регистрация кандидатов…………10
2.2. Предвыборная агитация………….11
Глава 3. Голосование и определение результатов выборов……………..12
Заключение……………….13
Список источников и литературы……………….14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по конституционному праву зарубежных стран.docx

— 36.83 Кб (Скачать файл)

Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми. Полномочия общегосударственной  комиссии распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные  комиссии образуются в административно-территориальных  единицах. Окружные избирательные комиссии образуются в избирательных округах, участковые - на пунктах голосования (участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, определяют победителя по итогам голосования. Главные задачи участковой избирательной  комиссии - составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчёт голосов. Победителя они  не определяют, для этого свои протоколы  они предоставляют в вышестоящую  избирательную комиссию. Также все  эти комиссии выполняют и другие функции, такие как контроль за соблюдением  законности выборов, организация избирательной  кампании и т.д.

Избирательные комиссии и другие избирательные  органы бывают постоянными (Испания), временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия). Центральные комиссии иногда, в странах  тоталитарного социализма, бывают временными, образуемыми только на период выборов, после подсчёта голосов, определения  победителей и выдачи документов об избрании прекращают свою работу. Окружные и участковые комиссии, как правило, имеют временный характер. Территориальные  комиссии бывают и постоянными, и  временными. Центральная избирательная  комиссия создаётся указами президента, постановлениями парламента, правительства, реже - верховным судом. Во многих странах  центральная избирательная комиссия в качестве специального органа не создаётся, её роль выполняет министерство внутренних дел.

Помимо регистрации кандидатов, распределения выделенных бюджетных  средств, подведения итогов выборов, центральная  избирательная комиссия издаёт инструкции, разъяснения и иные акты, которые  могут иметь нормативное значение для местных избирательных комиссий при проведении избирательной кампании.

Участковые избирательные комиссии тоже формируются по-разному. Они  могут состоять из служащих органов  местного самоуправления или формироваться  исполнительными комитетами местных  представительных органов (страны тоталитарного  социализма). Во многих странах англосаксонского права нет участковых избирательный  комиссий.

По общему правилу, голосовать могут  только лица, включённые в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения  на право голосования, например, в  связи с командировкой, заносятся  в дополнительный список избирателей  и только после этого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах  нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что  избиратель проголосовал. В некоторых  других странах, где велика неграмотность, избиратель ставит свой отпечаток большого пальца, который окрашивается специальной  краской.

При составлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация  и необязательная. Обязанность или  отсутствие обязанности регистрации  относится не к избирателю, а к  комиссии или чиновнику-регистратору. При необязательной регистрации  чиновник не включает автоматически  избирателя в список, он делает это  только по инициативе последнего. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим  заявлением, если хочет быть включённым в список избирателей. При обязательной регистрации избиратель автоматически  включается в список, регистратор  обязан разыскать всех лиц, имеющих  избирательные права, и включить их в этот список. Таким лицам, потом  выдаётся специальная карточка избирателя. Списки бывают либо постоянными, либо периодическими. Избиратель, включённый в список, может в некоторых  ситуациях получить удостоверенение  на право голосования, чтобы в  случае отъезда проголосовать в  другом избирательном участке.

2.1. Выдвижение и регистрация кандидатов

Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация  начинаются только со дня назначения выборов, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном  законе. Способы выдвижения кандидатов: самовыдвижение, т.е. подача в надлежащий орган заявления кандидата, иногда требуется, чтобы такое заявление  было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция); партийное выдвижение, т.е. официальное  представление от имени партии или  путём подачи петиции, подписанной  определённым числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет). Частный случай - праймериз (первичные выборы в США, Турции); выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина); выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Нидерланды). Эти способы  во многих странах комбинируются. Кандидат может быть выдвинут и партией, и  группой избирателей, и объединением граждан и т.д. При выдвижении партиями тем из них, которые признаны национальными, даются некоторые преимущества: они, в частности, не должны представлять подписи избирателей в поддержку  кандидатов.

После регистрации кандидата ему  разрешается вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе в большинстве  стран со стороны государства. Кандидатами  выдвигаются лица, обладающие пассивным  избирательным правом, в соответствии с требованиями, предусмотренными для  данной должности или депутатского мандата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Предвыборная агитация

Она начинается в большинстве стран  после регистрации кандидата  или опубликования их списка, и  им официально разрешается вести  предвыборную агитацию. Только в отдельных  странах (Румыния) это разрешается  со дня объявления даты голосования  или с определённой даты до дня  голосования. Законодательство зарубежных стран по-разному регулирует условия  такой агитации, в одних странах  довольно жёстко, в других - мягче, но всегда закон определяет допустимые методы агитации, запрещая все другие. Также закон регулирует начало и  время окончания предвыборной агитации, в некоторых странах даже определяется место расклейки афиш. Наиболее детально регулируются вопросы использования  СМИ, финансирования выборов. В целях  обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определённых должностных  лиц, органов местного самоуправления. Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса. Обычно запрещается  агитация в воинских частях, в общественном транспорте, она не должна мешать деятельности государственных органов, запрещается  вторгаться в личную жизнь граждан  и кандидатов. Закон устанавливает  предел финансовых затрат на ведение  избирательной кампании. Нередко  государство выделяет из бюджета  определённую сумму кандидатам или  выдвигающим их партиям на избирательные  расходы. Эта сумма может быть выдана в равном размере всем кандидатам, но чаще она зависит от числа собранных  партией голосов и выдаётся партиям  после выборов в качестве возмещения избирательных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Голосование и определение результатов выборов

Голосование - подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается  голосование по почте (Великобритания, Германия), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование  представителей за неграмотных и  больных). Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочным, когда его  волю реализуют другие лица. В большинстве  стран голосуют бюллетенями. Они  бывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями - Франция, Швеция). В некоторых странах  избиратели используют для голосования  специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия). В очень  редких случаях признаётся действительным и обычный лист бумаги, куда избиратель вписал фамилии кандидатов собственноручно. Голосуя, избиратель может вычёркивать  нежелательных кандидатов, но такой  способ используется редко. Обычно избиратель делает определённый знак в квадрате против фамилии кандидата, за которого голосует.

При необязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они  и не учитываются в итогах голосования. Учитываются лишь зарегистрированные избиратели, независимо от того, какая  система избирательных списков  существует. Вовсе не все избиратели, чьи фамилии содержатся в списках, приходят голосовать. Лишь в странах  тоталитарного социализма публикуются  данные чуть ли не о стопроцентной  явке. В таких странах никаких  наказаний в случае неявки не предусматривалось, но применялись разные формы идеологического  давления. Такие методы и сейчас используются в этой группе стран. Для  привлечения избирателей к голосованию  в законодательстве предусматривается  несколько мер: это проведение государственными органами разъяснительной работы о  необходимости участия граждан  в голосовании, для чего выделяются средства из бюджета. Если установленный  законом процент участия граждан  в голосовании не будет достигнут, необходимо проводить повторные  выборы или повторное голосование, что отвлекает от других дел и  требует много сил. Также закон  устанавливает сравнительно низкий процент участия граждан в  голосовании для признания выборов  состоявшимися. Массовое уклонение  избирателей от участия в выборах  называется абсентеизмом. Законы многих стран устанавливают обязательность голосования, рассматривая участие  в выборах не только как моральный  долг, но и как юридическую обязанность. Такой порядок существует в Греции, Австрии, Италии, Турции и т.д. В качестве наказания принимается общественное порицание. За неявку на выборы суд  может лишить на определённое время  избирательных прав, в связи с  чем такое лицо теряет право занимать должность на государственной или  муниципальной службе. В соответствии с законом возможен штраф, налагаемый судом, например, в Египте, в Турции. Самое серьёзное наказание - тюремное заключение до нескольких месяцев (в  прошлом в Пакистане). Но штрафы и  другие формы наказания не распространяются на лиц, для которых участие в  голосовании является факультативным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выборы во всех странах мира легитимируют власть. Через их посредство народ  определяет своих представителей и  наделяет их мандатом на осуществление  его суверенных прав. Тем самым  реализует одно из важнейших прав человека и гражданина. Посредством  выборов формируются различные  органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, но эти выборы находятся за пределами  конституционно-правового регулирования, за исключением тех немногочисленных случаев, когда отдельные виды общественных объединений выполняют публичные  функции.

Соблюдение принципов избирательного права на выборах делают эти выборы действительным народным волеизъявлением. Напротив, нарушение этих принципов  подрывает легитимность выборов, а, следовательно, и выборных органов  власти и самоуправления.

Установление той или иной избирательной  системы есть результат субъективного  выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в  законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов  часто оказываются более выгодными  отдельными партиям, и естественно, что они добиваются включение  в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. В  любом случае в своей политике партии учитывают установленную  избирательную систему и приноравливают к ней свою деятельность по улавливанию  голосов избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы:

1. Иностранное конституционное  право /под. ред. В.В. Маклакова. - М.: Юрист, 2006.

 

2. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное  право России: Учебник. - 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: Юрист, 2003.

 

3. Конституционное (государственное)  право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2.Часть общая: Учебник  /Отв. ред. Проф. Б.А. Старушин - 3-е изд., обновл. и добавл. - М.: БЕК, 2000.

 

4. Конституционное право зарубежных  стран. Учебник для вузов /Под  ред. Член-Корр. РАН, проф. М.В. Баглая, доктора юр. наук проф. Ю.И. Лейбо  и доктора юр. наук проф. Л.М  Энтина. - М.: Норма, 2005.

 

5. Конституционное право зарубежных  стран: Курс лекций /Авт.- сост. А.В  Якушев. - М: ПРИРОР, 2000.

 

6. Рыбаков А.В. Избирательное  право и избирательные системы  // Социально-политический журнал. - 2008.

7. Фридмэн Л. Введение в американское  право. - М., 2003.

8. Соединенные Штаты Америки:  Конституция и законодательные  акты / Под ред. О.А.Жидкова. - М., 2003.

9. Егоров С.А., Никифорова М.А.  Конгресс США / В сб.: Очерки  парламентского права (зарубежный  опыт). - М., 2003.

10. Лафитский В.И. США. Конституционный  строй и роль штатов в структуре  американской федерации. - М., 2003.

11. Решетников Ф.М. Правовые системы  стран мира. Справочник. - М., 2003.

12. Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных стран. - М., Юристъ, 2000.

13. Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных стран. Практикум. - М., Юристъ, 2000.

14. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция  США: политико-правовой комментарий. - М., 2000.

15. Лузин В.В. Президентская модель  разделения властей (на примере  США). - Государство и право, №3, 2000.

Информация о работе Понятие и принципы избирательного права